Пятница, 26.04.2024, 03:27
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
статьи [339]
Вход на сайт
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Информационный портал для медицинских сестёр

Каталог статей

Главная » Статьи » статьи

Пути улучшения качества медицинской помощи в акушерском стационаре
В настоящее время предъявляются достаточно высокие требования к качеству медицинской помощи системы родовспоможения. Муниципальная городская клиническая больница № 2 г. Оренбурга - одно из крупных монопрофильных акушерско-гинекологических учреждений, оказывающее круглосуточную экстренную и амбулаторно-поликлиническую помощь женщинам. В структуру объединения входят: родильный дом на 105 коек, круглосуточный гинекологический стационар на 140 коек, две женские консультации на 350 посещений в смену, которые обслуживают 70 тыс. приписного населения, консультативно-диагностическая поликлиника на 75 посещений и гинекологический стационар дневного пребывания на 42 койки. В объединении работают 112 врачей, 253 медицинских работника среднего звена. Возглавляют акушерский и сестринский персонал старшие акушерки и медицинские сестры с высшим сестринским и повышенным уровнем образования. Все службы объединения имеют лицензию на осуществление данного вида деятельности. 

Работа коллектива больницы по повышению качества медицинской помощи является приоритетной задачей в рамках проводимой реформы здравоохранения и реализации Национального проекта "Здоровье". Обеспечение высокого качества медицинской помощи возможно при реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности использования материальных и кадровых ресурсов здравоохранения. В связи с этим руководство больницы уделяет большое внимание материально-техническому оснащению всех подразделений лечебного учреждения.

Отделения и кабинеты оснащены новым современным оборудованием. Во всех кабинетах амбулаторно-поликлинической службы используются приборы регистрации частоты сердцебиения плода Sonicaid.

В родильном доме применяется баллонная тампонада для остановки кровотечения, вакуум-экстрактор плода Kiwi, в отделении новорожденных имеется аппарат искусственной вентиляции легких Operator's Manual Infant Fiow Sipap. Для лечения желтух новорожденных используют светодиодные лампы NeoBlue.

Большое значение также имеет обеспечение современным оборудованием (для обработки инструментов используются ультразвуковые мойки, обеззараживание воздуха осуществляется при помощи импульсной ультрафиолетовой установки "Альфа", рециркуляторов "Дезар" и "Сибест") и средствами ухода за женщинами и детьми (используются расходные материалы одноразового применения).

Организация эффективной работы врачей, акушерского и сестринского персонала направлена на более полное использование кадрового ресурса в учреждениях здравоохранения. В связи с этим администрация больницы проводит постоянную работу по изучению содержания и различных аспектов работы как врачебного, так и сестринского персонала для принятия гибких управленческих решений.

Анализ деятельности врачей и сестринского персонала, проводимый в течение нескольких лет, позволил установить факты неполного использования ресурсов кадрового потенциала медперсонала больницы:

■ выполнение врачами манипуляций, находящихся в компетенции медсестер;

■ нерациональное использование рабочего времени;

■ узкая специализация работы сестринского персонала в зависимости от рабочего места;

■ недостаточно четкое и качественное выполнение сестринских и акушерских мероприятий;

■ отсутствие утвержденных стандартов акушерской деятельности при оказании экстренной и неотложной помощи в акушерском стационаре.

Для более рационального использования кадрового ресурса в лечебном учреждении нами внедрена модель работы врачебного и акушерского персонала в единой команде. Специфика оказания медицинской помощи в команде заключается в том, что она требует интеграции и эффективного сотрудничества представителей разных профессий и специальностей, автоматизма в действиях, понимания друг друга. Все члены команды должны четко знать, чем они занимаются, что должны делать. Работа по этой модели позволяет оказать быструю, четкую, квалифицированную помощь женщинам и новорожденным, особенно в экстренных ситуациях. Работа в родильном отделении строится так, что средний медперсонал является не только исполнителем врачебных назначений, но и полноправным участником лечебного процесса. Примером может служить динамическое наблюдение за женщинами в раннем послеродовом периоде с заполнением листа динамической оценки, где фиксируется артериальное давление, пульс, высота стояния дна матки, характер кровянистых выделений (каждые 30 мин в первые 2 ч после перевода женщины из родильного блока в послеродовое отделение).

Детально метод командной работы отработан в родильном доме. Для этого потребовалось внедрение современной, гибкой, практикоориен-тированной, направленной на конечный результат системы совместного обучения сестринского и акушерского персонала с врачами акушерами-гинекологами, неонатологами, реаниматологами, врачами-лаборантами, трансфузиологом. Такое обучение проводится в течение 4 лет. Следует подчеркнуть, что внедрение данной системы потребовало существенного изменения сложившегося стереотипа работы медицинских кадров больницы, целенаправленной психологической работы с персоналом, включая различные методы стимулирования и мотивации. В объединении используются как материальная мотивация (ежемесячная доплата по родовым сертификатам и ежеквартальная стимулирующая выплата по итогам работы каждой акушерки), так и нематериальная (благодарственные письма, почетные грамоты ко Дню медсестры и Дню медицинского работника, бесплатная реабилитация сотрудников в отделении восстановительного лечения нашего объединения).

В целях качественного выполнения медработниками среднего звена лечебных и профилактических мероприятий (послеоперационное наблюдение, наблюдение за женщинами после медицинского аборта, консультирование по грудному вскармливанию и вопросам контрацепции, поддержка и оказание помощи в родах и др.) в родильном доме проводятся регулярные ежемесячные занятия и интерактивные тренинги. Занятия ведут начальник медицинской службы объединения, заведующие отделениями, главная акушерка, старшие акушерки и медсестры, а также опытные рядовые акушерки и медсестры. Они стараются сделать процесс обучения интересным, ориентированным на освоение конкретных практических навыков и непродолжительным по времени (не более 1 ч). В процессе обучения широко используется метод ролевой игры, когда участвуют все члены группы - как врачебный, так и средний медицинский персонал. Перед проведением занятий готовится все необходимое по теме оснащение: муляжи, фантомы, плакаты, мультимедийное сопровождение (слайды). В начале занятия - 10-минутная информация по теоретической части, 45 минут отводится для практической части - отработке навыков. В заключение занятия - подведение итогов.

Была отработана методика проведения занятий по темам: "Акушерские кровотечения", "Реанимация новорожденного", "Определение групповой и Rh-принадлежности", "Действия персонала при приступе эклампсии" и др.

С 2006 г. поставлена и частично реализована задача обучить всех акушерок родильного дома работе и в приемном покое, и в послеродовом отделении, и в родильном блоке, т. е. подготовить в определенной степени универсальных специалистов для работы в родильном доме.

Для четкой профессионально грамотной работы акушерок, улучшения качества медицинской помощи женщинам, а также своевременной профилактики осложнений Советом медсестер ММУЗ "МГКБ № 2", главной и старшей акушерками были разработаны алгоритмы акушерского наблюдения за женщинами в течение всего периода их пребывания в акушерском стационаре:

■ алгоритм акушерского наблюдения женщин после операции кесарева сечения в послеродовом отделении;

■ алгоритм акушерского наблюдения женщин в раннем послеродовом периоде.

Важнейшую роль в процессе обеспечения качества медицинской помощи играют различные формы контроля и анализ полученных результатов. Старшие медсестры и акушерки регулярно осуществляют контроль и оценку профессиональных качеств медицинского персонала. Ежемесячно проводится экспертиза карт беременных и родильниц с оценкой качества акушерской работы по разработанным критериям, в которых отражается количество участий акушерок в родах по категориям сложности, случаи акушерского травматизма, оформление документации, профилактическая работа и др. При экспертизе обязательно учитываются соблюдение алгоритмов динамического наблюдения, выполнение назначений врача.

Внедрение комплекса мероприятий позволило улучшить основные качественные показатели работы акушерского стационара.

Количество родов, проведенных в объединении в 2009 г., возросло на 27,1% по сравнению с 2007 г. При этом количество гнойно-септических осложнений остается на прежнем уровне и не превышает российский и европейский показатели. Снизился показатель перинатальной смертности с 5%о в 2007 г. до 3%о в 2009 г., а также показатель родового травматизма. По результатам анкетирования женщин повысилась удовлетворенность качеством оказания медицинской помощи и обслуживания.

Существенным экономическим стимулом работы медицинского персонала по новой модели являются доплаты, осуществляемые по программе "Родовой сертификат". Это позволяет оплачивать работу каждого сотрудника по результатам труда - с учетом объема и качества.

Распределение средств, полученных по родовым сертификатам, проводится в ММУЗ "МГКБ № 2" на основании положений, разработанных главным врачом и членами экономического совета и утвержденных Минздравом Оренбургской области на основании всех нормативных документов, принятых на территории РФ и Оренбургской области.

Ежемесячно на заседании экономического совета и совета по качеству проводится анализ деятельности ЛПУ и утверждается размер средств, направленных на оплату труда медицинского персонала в зависимости от качества оказания медицинской помощи.

Советом медсестер разработаны критерии оценки качества работы акушерок в родильном доме. К ним отнесли участие в родах по категориям сложности с определением коэффициента трудового участия (КТУ), запись кардиотокографии плода (КТГ), динамическое наблюдение за женщинами, психопрофилактическая подготовка женщин к родам и др.

В среднем ежемесячная сумма доплаты от родовых сертификатов в родильном доме составила: у акушерок 2396 руб. - в 2007 г., 3001 руб. -в 2008 г., 3902 руб - в 2009 г.; у младшего медперсонала 900 руб. -в 2007 г., 1100 руб. - в 2008 г., 1290 руб. - в 2009 г.

Дифференцированная доплата по родовым сертификатам сделала возможным оплату не только за количество пролеченных пациенток, но и за качество оказанных услуг. Дифференцированную оплату труда бесспорно можно отнести к одному из инструментов управления качеством акушерской помощи в родильном доме.

Таким образом, работа по улучшению качества медицинской помощи в лечебном учреждении является непрерывным процессом управления, направленным на различные аспекты его деятельности, включая обеспечение материальными ресурсами, развитие кадрового потенциала, совершенствование методов работы и повышение ее эффективности на основе предварительного анализа и полученных результатов от их внедрения.

Т.Н. Семивеличенко,
главный врач;

Г.П. Черепова,
заместитель главного врача по медицинской части;

Е.В. Богданова,
главная акушерка, ММУЗ "Муниципальная городская клиническая больница № 2", г. Оренбург,

Т.Н. Павленко,
 д-р мед. наук, профессор, заведующая кафедрой сестринского дела и менеджмента ГОУ ВПО "Оренбургская государственная медицинская академия"
Категория: статьи | Добавил: cmc24 (13.06.2011)
Просмотров: 1723 | Рейтинг: 0.0/0