Вторник, 19.03.2024, 08:03
Приветствую Вас Гость | RSS
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Информационный портал для медицинских сестёр

Хартия

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ХАРТИЯ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЁР РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Мы – медицинские сестры – делегаты Второго Всероссийского съезда средних медицинских работников, добровольно избравшие сестринскую профессию, представляем ту часть общества, которая предусматривает гуманистическое служение человеку независимо от его гражданства, национальности, вероисповедания, политических взглядов, возраста, пола и прочих признаков, а также обстоятельств, по причине которых человек становится нуждающимся в нашей профессиональной помощи и участии.

Мы – специалисты сестринского дела – важнейшей составной части системы здравоохранения, располагаем значительными ресурсами и реальными потенциальными возможностями для оказания высококачественной и доступной для всех медицинской помощи, обеспечивая жизнь, достоинство и конституционные права человека.

Объединяясь с различными категориями медицинских работников, мы стремимся выполнять миссию гуманистического идеала в медицине, посвящая всю свою деятельность интересам пациента, сохранению его здоровья и жизни, быть морально-этической гарантией независимости медицинской профессии от политических и иных влияний.

Основными задачами нашей деятельности являются: всесторонний комплексный уход за пациентами и облегчение их страданий, восстановление здоровья и реабилитация, содействие укреплению здоровья и предупреждение заболеваний.

Осознавая важную роль современной медицинской сестры и уважая традиции российских общин сестёр милосердия, мы стремимся к профессиональному и личностному совершенствованию, а также продолжению славной профессиональной истории, всегда помня слова Н.И. Пирогова: «… сестра милосердия должна быть с хорошим техническим образованием и непременно иметь чувственное сердце...».

В своей профессиональной деятельности мы руководствуемся принципами философии сестринского дела, основанной на общечеловеческой и профессиональной этике, гуманности и милосердии, выраженных Этическим кодексом медицинской сестры России, определяющим четкие нравственные ориентиры нашей профессиональной деятельности.

Наш профессиональный долг и уникальный вклад в развитие здравоохранения и медицинское обслуживание населения отмечен Всемирной организацией здравоохранения: «Медицинские сестры всегда там, где нужна их помощь», а также Мюнхенской декларацией Второй Европейской конференции ВОЗ по сестринскому делу и акушерству: «Медицинские сестры и акушерки – важный ресурс здоровья».

Приступая к исполнению своих профессиональных обязанностей, мы, медицинские сестры, руководствуемся только одним принципом –интересами пациента, сохранением его здоровья и жизни и несем ответственность за свои действия по законам той страны, на территории которой нами осуществляется профессиональная деятельность и помощь пациенту.

Мы считаем, что именно в этом состоит исключительность и уникальность нашей профессии, а также должна состоять исключительность нашего общественного положения.

Мы – медицинские сестры – исходим из того и признаем, что:

- здоровье - это основополагающее право всех людей и необходимое условие для благополучия, высокого качества жизни и устойчивого экономического развития России;

- охрана здоровья - один из основных факторов национальной безопасности страны, а также важнейшая сфера обеспечения гражданских прав и свобод;

- развитие здравоохранения и охрана здоровья населения - важнейшая функция и обязанность государства: оно несет ответственность перед своим народом и международным сообществом за состояние охраны здоровья, а также надлежащее качество окружающей среды для безопасной жизнедеятельности человека;

- здоровье населения и медико-демографические процессы зависят не только от уровня социально-экономического развития общества, но и от политики государства в области здравоохранения, в том числе в сестринском деле, а также от успешной реализации этой политики;

- государство обязано обеспечивать надлежащие условия для осуществления профессиональной деятельности специалистов сестринского дела, а также справедливо и достойно оплачивать их труд;

- развитие сестринского дела возможно, опираясь на научные исследования в сестринском деле, а также используя передовой региональный и международный опыт при активном привлечении и непосредственном участии специалистов сестринского дела;

- развитию здравоохранения способствует повышение роли профессиональных общественных объединений и союзов специалистов сестринского дела, их взаимодействие с федеральными и региональными органами власти и управления.

Мы – медицинские сестры – считаем себя ответственными за:

- соблюдение законов страны и морально-этических норм, действующих в обществе;

- соблюдение Этического кодекса медицинской сестры России как основы профессиональной деятельности, определяющей четкие нравственные ориентиры: гуманность и милосердие;

- обеспечение качества и своевременности оказываемой медицинской помощи и ухода нуждающимся в них людям в пределах профессиональной компетенции.

Мы – медицинские сестры – выражаем надежду на:

- признание государством и обществом нашего особого положения во время выполнения нами самой гуманной профессиональной деятельности по оказанию медицинской помощи и осуществлению ухода за пациентами, их приоритетность над всеми иными интересами и обстоятельствами;

- участие медицинских сестер в процессе принятия решений на всех уровнях разработки и реализации политики здравоохранения;

- создание и поддержание надлежащих условий для осуществления нашей многогранной профессиональной деятельности государством, представителями власти, гражданским обществом;

- признание профессиональной самодостаточности и автономности сестринской профессии отличной от врачебной деятельности, требующей специальных знаний и подготовки;

- на достойную оплату труда пропорционально его качеству, сложности, напряженности, специфике и объему, достойное социальное и экономическое положение медицинских сестер, соответствующих уровню образования для удовлетворения духовных и иных потребностей;

- законодательное нормативное и правовое обеспечение сестринской деятельности как гарантов качества оказания медицинской помощи, считая особенно важной и необходимой повсеместную стандартизацию сестринских технологий;

- совершенствование системы базового, повышенного уровня и непрерывного профессионального образования в сестринском деле;

- возможность профессионального роста, бесплатного получения высшего медицинского образования по специальности «сестринское дело», способствующего наращиванию кадрового потенциала и повышению качества сестринской помощи и ухода;

- расширение границ сестринской практики: помимо профессионального ухода за пациентами, более широко проводить профилактические мероприятия, информировать и консультировать пациентов и их близких, оказывать социальную и психологическую помощь в пределах профессиональной компетенции, в связи с меняющимися потребностями населения, продолжающегося старения и ухудшения здоровья населения;

- создание условий для осуществления интегрированного медицинского ухода, повышения эффективности использования всех ресурсов здравоохранения, одним из которых является сестринское дело, для рационализации и создания целостной системы здравоохранения;

- развитие многоуровневой системы управления сестринским персоналом в соответствии с совершенствованием системы многоуровневого и непрерывного образования в сестринском деле;

- надлежащую информационную поддержку и связь с населением для повышения престижа профессии, а также роста санитарной культуры и грамотности населения, снижения заболеваемости

- предотвратимыми болезнями, формирования всевозрастающей общественной потребности в здоровом образе жизни;

- достаточную компьютеризацию рабочих мест специалистов сестринского дела, существенно влияющую на производительные затраты труда сестринского персонала и повышающую качество сестринской и, в конечном итоге, медицинской деятельности;

- изучение и использование на практике не только отечественного, но и международного инновационного опыта развития сестринского дела, для возможности его дифференцированного применения в российских условиях.

Мы – медицинские сестры – ожидаем от гражданского общества и государства признания:

- необходимости пересмотра отношения к здоровью как наивысшей ценности человека и общества;

- справедливости изложенных выше положений декларации об особом общественном положении сестринской профессии;

- необходимости пересмотра отношения к положению медицинских сестер в гражданском обществе и государстве, к оплате труда, целесообразности изменения экономического положения медицинских сестер;

- неотложности разработки и принятия законодательства в области сестринского дела;

- значимости и необходимости принятия Хартии медицинских сестер России в качестве одного из основополагающих документов, обязательных для исполнения.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ,
ПРИНЯТЫЕ ВО ВНИМАНИЕ ПРИ РАЗРАБОТКЕ
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ХАРТИИ
МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЁР РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА –
СВОД ПРАВИЛ ДЛЯ МЕДСЕСТЁР

Источник: Международный Совет медсестёр, Женева. 1982 г.

Международные этические принципы для сестринского дела были впервые приняты на заседании Большого Совета Международного Совета медсестер (МСМ), проходившего в Бразилии г. Сан-Паулу в июле 1953 г. Впоследствии Большой Совет пересмотрел эти принципы на своем заседании, которое состоялось во Франкфурте (Германия) в июне 1965 г.

Представленный здесь СВОД ПРАВИЛ ДЛЯ МЕДСЕСТЁР (ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС) был выработан Профессиональным служебным комитетом и принят Советом национальных представителей МСМ в Мексике - Сити - в мае 1973 года. В целях отражения изменяющихся условий, данные правила периодически пересматриваются и переиздаются. Действительность кодекса подтверждена съездом МСМ в 1989 году.

Этические основы сестринского дела:

- Основополагающая обязанность сестры включает в себя четыре момента: укрепление здоровья, проведение профилактики заболевания, восстановление здоровья и уменьшение страдания.

- Потребность в сестринском деле является всеобщей. Уважение к образу жизни, достоинству и правам мужчин [женщин] присущи сестринскому делу. Оно не ограничено соображениями в отношении национальности, расовой принадлежности, вероисповедания, цвета кожи, возраста, пола, политического и социального положения.

Сестры оказывают услуги в отношении здоровья отдельным лицам, семье и общине и координируют свою деятельность с деятельностью взаимосвязанных с ними групп.

Сестры и лица:

- Прежде всего, обязанность сестры направлена на тех людей, которые нуждаются в сестринском уходе.

- При предоставлении ухода сестра способствует созданию такой обстановки, когда уважаются ценности, традиции и религиозные убеждения отдельной личности.

-Сестра не разглашает сведения личностного порядка и руководствуется здравым смыслом при предоставлении таких сведений.

Сестры и практическая деятельность:

- Сестра несет личную ответственность в отношении сестринской практики и поддержания профессионального уровня путем непрерывного обучения. Сестра поддерживает самые высокие стандарты в области сестринской практики, осуществляемой в реальных рамках конкретной ситуации.

- Сестра руководствуется здравым смыслом в отношении индивидуального профессионального уровня, когда принимает или передает обязанности.

- Сестра при осуществлении своих профессиональных полномочий должна поддерживать такие нормы личного поведения, которые вызывают уважение к данной профессии.

Сестры и общество:

- Сестра разделяет с другими гражданами ответственность за начинание и поддержку действий, направленных на удовлетворение потребности общества в отношении здоровья и социальной сфере.

Сестры и лица, работающие с ними:

- Сестра поддерживает отношения сотрудничества с лицами, осуществляющими совместную с ними работу в области сестринского дела и других областях. Сестра предпринимает соответствующие действия в целях безопасности отдельного человека, когда ему [ей] грозит опасность в отношении ухода за ним [ней] со стороны лица, работающего с сестрой или любого другого лица.

Сестры и профессия:

- Сестра играет главную роль при определении и достижении желаемых стандартов в области сестринской практики и подготовке сестёр.

- Сестра занимает активную позицию в развитии профессиональных основных знаний.

- Сестра посредством своей работы в профессиональных организациях участвует в создании и поддержании справедливых условий работы в области сестринского дела в социальном и экономическом плане.

Рекомендации по использованию этических принципов Свода правил для медсестёр лицами, осуществляющими подготовку сестёр, практическую деятельность, руководителями в области сестринского дела и ассоциации сестёр:

Свод правил для медсестер является руководством к действию, основанном на ценности и потребности общества. Он будет целесообразен только тогда, когда станет насущным документом, применяемым в отношении реальностей поведения человека в изменяющемся обществе.

Для того чтобы достигнуть своих целей, Свод правил должен быть понят, признан открытым для международного пользования и использован сестрами во всех аспектах своей работы. Он должен быть изложен для учащихся и практиков и должен всегда находиться в их распоряжении на родном языке на протяжении всей учебы и практической деятельности.

Для практического использования на местах Свод правил должен быть изучен в сочетании с информацией, имеющей отношение к конкретной ситуации, которой руководствовалась бы сестра в выборе приоритетов и границ деятельности в области сестринского дела.

Эти рекомендации нужно переделывать, развивать и пополнять дополнительными пунктами.

ДЕКЛАРАЦИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПАЦИЕНТА В ЕВРОПЕ

Источник: Европейское региональное Бюро Всемирной организации здравоохранения при участии Отдела законодательства в области здравоохранения Амстердамского Университета, 1994 год.

Настоящий документ представляет собой попытку сформулировать совокупность прав пациента, которые отражают эти развивающиеся концепции и связаны с контекстом предоставления медицинской помощи в будущем.

Цель документа.

Принципы прав пациентов в Европе предлагаются как вклад в поддержку растущего интереса к вопросам прав пациента во многих государствах - членах ЕРБ ВОЗ. Весь документ в целом нацелен на отражении и выражении желания людей не только в отношении усовершенствования предоставляемой им медицинской помощи, но и более полного признания их прав как пациентов.

1. Права

1.1. Каждый имеет право на уважение его [ее] личности как человека.

1.2. Каждый имеет право на свободное волеизъявление.

1.3. Каждый имеет право на физическую и психическую неприкосновенность его [ее] личности.

1.4. Каждый имеет право на уважение его или ее частной жизни.

1.5. Каждый имеет право на его [ее] мораль и культурные ценности и уважение религиозных и философских убеждений.

1.6. Каждый имеет право на такую защиту в вопросах здоровья, которая предоставляется соответствующими мерами профилактики болезни и медицинской помощью, и возможность поддержания своего собственного высокого уровня здоровья.

2. Информация

2.1. Нужно сделать так, чтобы информация в отношении служб здравоохранения и того, как наилучшим образом использовать их, была в распоряжении общества для того, чтобы все, кому она нужна, могли ею воспользоваться.

2.2. Пациенты имеют право на полную информированность в отношении их состояния здоровья; медицинских факторов в отношении состояния их здоровья; предлагаемых медицинских процедур, наряду с возможным риском и пользой каждой процедур; в отношении альтернатив предлагаемых процедурам, включающих результаты лечения, а также в отношении диагноза, прогноза и целей лечения.

2.3. Информация может быть скрыта от пациента только в исключительных случаях, когда есть обоснованная причина считать, что эта информация, не исключая какого-либо очевидного положительного результата, нанесет пациенту серьезный ущерб.

2.4. Информация должна передаваться пациенту способом, соответствующим способности последнего ее осмыслить, сводя к минимуму использование незнакомой технической терминологии. Если пациент не говорит на языке, на котором говорят все, следует обеспечить перевод.

2.5. Пациенты имеют право не быть информированными по их ясно выраженной просьбе.

2.6. Пациенты имеют право выбирать кто, если таковые есть, должен получить информацию от их лица.

2.7. Пациенты должны иметь возможность ознакомиться с еще одной точкой зрения.

2.8. При поступлении в учреждение здравоохранения пациент должен получить сведения о личности и профессиональном статусе лиц, предоставляющих медицинскую помощь, осуществляющих уход за ними, и о правилах заведенного порядка, которые они будут выполнять во время своего пребывания и лечения.

2.9. Пациентам должна быть предоставлена возможность обращаться с запросом и получать письменное краткое изложение их диагноза, лечения и ухода при выписке из лечебного учреждения.

3. Согласие

3.1. Осознанное согласие пациента является предпосылкой любого медицинского вмешательства.

3.2. Пациент имеет право отказаться или проявлять колебания в отношении медицинского вмешательства. Значение отказа или колебаний в отношении такого вмешательства следует объяснить пациенту.

3.3. Когда пациент не способен выразить его или ее волю, а медицинское вмешательство требуется срочно, можно допустить, что пациент согласен на него, за исключением случаев, когда очевидно из ранее объявленного волеизъявления, что в данной ситуации согласие получено, не будет.

3.4. Когда требуется согласие юридического лица и предлагаемое вмешательство срочное, требуемое данное вмешательство может быть осуществлено, если невозможно вовремя получить согласие данного лица.

3.5. Когда требуется согласие юридического лица, пациенты (несовершеннолетние или взрослые), должны, тем не менее, участвовать в процессе принятия решения в наиболее полном масштабе, который допускается статусом.

3.6. Если юридическое лицо отказывается дать согласие, а врач или другое лицо, предоставляющее медицинскую помощь, считает, что вмешательство осуществляется в интересах пациента, тогда решение должно рассматриваться в суде или должна быть применена какая-либо форма арбитража.

3.7. Во всех случаях, когда пациент не способен давать осознанное согласие, и когда нет юридического лица или лица, определенного пациентом для этой цели, должны быть приняты соответствующие меры для обеспечения процесса принятия решения взамен предложенного, с учетом того, что известно и возможно в самых широких рамках, с учетом предполагаемых пожеланий пациента.

3.8. Согласие пациента требуется для сохранения и использования всех материалов организма человека. Можно взять на себя смелость в отношении согласия, когда данный материал должен быть использован для постановки имеющегося в данный момент диагноза, для лечения и ухода за самим пациентом.

3.9. Осознанное согласие пациента необходимо для участия при обучении клинической практике.

3.10. Осознанное согласие пациента является предпосылкой для участия в научных исследованиях. Все протоколы должны подвергаться соответствующим процедурам рассмотрения этических аспектов. Такие научные исследования не должны проводиться на тех, кто не способен выразить свою волю, пока согласие юридического лица не получено и исследования не будут, очевидно, осуществлены в интересах пациента. Поскольку возражение против необходимости участия осуществляются в интересах пациента, недееспособное лицо может быть привлечено к участию в научных» исследованиях, связанных с наблюдением за пациентом, которые не приносят прямой пользы его или ее здоровью, при условии, что данное лицо не выдвигает возражений, что риск и/или тяжесть минимальны, что научные исследования представляют значительную ценность и что не имеется никаких альтернативных методов или других субъектов научного исследования.

4. Неразглашение и сохранение тайны

4.1. Вся информация в отношении состояния здоровья пациента, медицинских обстоятельств, диагноза, прогноза и лечения и всех других данных, носящих личностный характер, должна храниться в тайне, даже после смерти.

4.2. Конфиденциальная информация может быть раскрыта, если пациент дает недвусмысленное согласие или если закон точно определяет это. Согласие на раскрытие информации выдается автоматически, когда это связано с другими лицами, предоставляющими медицинскую помощь, участвующими в лечении данного пациента.

4.3. Все поддающиеся идентификации сведения в отношении пациента должны быть защищены. Защита сведений должна соответствовать способу их хранения. Материалы организма человека, через которые можно получить поддающиеся распознанию сведения, должны быть защищены таким же образом.

4.4. Пациент имеет право на доступ к своим медицинским досье, техническим записям и любым другим материалам картотеки и записям, имеющим отношение к его диагнозу, лечению, уходу, и получение копий своего собственного досье и записей, касающихся этих разделов. Такой доступ исключает сведения, касающиеся третьей стороны.

4.5. Пациенты имеют право потребовать исправления, завершения, вычеркивания, разъяснения и/или приведения в соответствие требованиям сегодняшнего дня имеющих к ним отношение личных и медицинских данных, которые являются неточными, неполными, двусмысленными или несоответствующими сегодняшнему дню или не имеют отношения к диагнозу, целям лечения и ухода.

4.6. Без согласия пациента на это не может быть вмешательства в личную или семейную жизнь пациента, пока это не может быть и только при условии, что оправдано необходимостью для постановки диагноза, лечения и ухода.

4.7. Медицинское вмешательство может проводиться только при наличии соответствующего уважения, проявляющегося в отношении сохранения тайны отдельного человека. Это значит, что данное вмешательство может осуществляться только в присутствии тех лиц, которые необходимы при вмешательстве, пока пациент не согласится или не попросит о чем-то другом.

4.8. Пациенты, госпитализированные в учреждения здравоохранения, имеют право рассчитывать на удобства в физическом плане, которые гарантируют сохранение тайны, особенно, когда лица, предоставляющие медицинскую помощь, предлагают им индивидуальный уход или проведение осмотра и лечения.

5. Уход и лечение

5.1. Каждый имеет право получать такую медицинскую помощь, которая соответствовала бы его или ее потребностям в здравоохранении, включая профилактическую помощь и мероприятия, направленные на укрепление здоровья. Услуги должны постоянно находиться в распоряжении и быть доступны всем в равной степени без установления различия и в соответствии с финансовым кадровыми и материальными ресурсами, которые могут быть предоставлены в распоряжение в данном обществе.

5.2. Пациенты имеют коллективное право на определенную форму представительства на каждом уровне системы здравоохранения в вопросах, относящихся к планированию и оценке услуг, включающих спектр, качество и функции предоставляемой помощи.

5.3. Пациенты имеют право на такое качество помощи, которая отмечена и высокими техническими стандартами и гуманным отношением между пациентами и лицами, предоставляющими медицинскую помощь.

5.4. Пациенты имеют право на преемственность помощи, включающую сотрудничество между всеми лицами, предоставляющими медицинскую помощь, и/или учреждениями, которые могут быть вовлечены в постановку диагноза, лечение и уход.

5.5. В условиях, когда выбор должен быть сделан лицами, предоставляющими медицинскую помощь, между потенциальными пациентами в отношении определенного лечения, которое предоставляется ограниченно, всем таким пациентам предоставляется право беспристрастного выбора процедур лечения. Этот выбор должен опираться на медицинские критерии и осуществляться без документации.

5.6. Пациенты имеют право выбирать и менять своего собственного врача или другого лица, предоставляющего помощь, или медицинское учреждение, при условии, что это укладывается в рамки действующей системы здравоохранения.

5.7. Пациенты, для которых нет более отдаленных медицинских показаний для продолжительного пребывания в медицинском учреждении, имеют право на подробное разъяснение перед тем, как они могут быть переведены в другое учреждение или отправлены домой. Перевод может иметь место только после того, как другое медицинское учреждение согласится принять пациента, когда пациент выписывается домой и когда его или ее состояние требует этого, необходимо иметь для службы на уровне общины и по месту жительства.

5.8. Пациенты имеют право на достойное обращение с ними в отношении диагноза, лечения и ухода, которое должно предоставляться в соответствии с уважением к их культуре и принятой шкале ценностей.

5.9. Пациент имеет право на поддержку семьи, родственников и друзей в течение курса лечения и ухода, и получать поддержку и руководство в духовном плане на протяжении всего времени.

5.10. Пациенты имеют право на облегчение страданий в соответствии с достигнутым в данный момент уровнем знаний.

5.11. Пациенты имеют право на гуманную последнюю помощь и достойную смерть.

6. Применение

6.1. Осуществление прав, представленных в данном документе, означает, что для этой цели определяются соответствующие средства.

6.2. Использование этих прав должно быть надежно защищено без установления ограничений.

6.3. При реализации данных прав пациенты должны подвергаться только таким ограничениям, которые адекватны инструментам прав человека и соответствуют процедуре, предусмотренной законом.

6.4. Если пациенты не могут воспользоваться сами правами, представленными в данном документе, эти права должны быть реализованы их юридическими лицами или лицами, определенными пациентами для этих целей; когда нет ни юридического лица, ни лица, назначенного для его замены, должны быть предприняты другие меры для защиты интересов таких пациентов.

6.5. Пациенты должны иметь доступ к такой информации и рекомендациям, которые помогут им реализовать права, представленные в данном документе. Там, где пациенты чувствуют, что их права не уважаются, им должно быть предоставлено право подать жалобу. Помимо обращения за помощью в суд, должны существовать самостоятельные механизмы на уровне учреждений, относящихся к лечебным, благотворительным и другим уровням, чтобы обеспечить процесс подачи, посредничества и рассмотрения жалоб. Эти механизмы давали бы гарантии, помимо всего остального, что информация, относящаяся к процедуре, связанной с жалобами, находится в распоряжении пациентов, что есть независимое лицо, которое имеет доступ к ним для проведения консультаций в отношении наиболее целесообразных мер для этого. Эти механизмы в дальнейшем должны давать гарантии, что, где необходимо, помощь и защита стороны, представляющей пациента, будет предоставлена. Пациент имеет право на то, чтобы его жалобы были изучены и рассмотрены тщательно, справедливо, эффективно и быстро, и на предоставление информации в отношении результатов рассмотрения.

7. Определения.

В данных Принципах прав пациентов в Европе используются следующие термины в представленных значениях:

Пациенты: лицо (а), использующе(и)еся службами здравоохранения, будь то здоровые или больные.

Установление ограничений: различия между лицами, находящимися в одинаковом положении, на основе расовых, половых, религиозных, политических взглядов, национального или социального происхождения, принадлежности к национальному меньшинству или личной неприязни.

Здравоохранение: медицинские, сестринские или смежные с ними услуги, оказываемые лицами, предоставляющими медицинскую помощь, и медицинские учреждения.

Лица, предоставляющие медицинскую помощь: врачи, сестры, стоматологи и другие специалисты в области здравоохранения.

Медицинское вмешательство: любой осмотр, лечение или другое действие, связанное с профилактикой, диагнозом, лечебным или реабилитационными целями, и которое проводится врачом или другим лицом, предоставляющим медицинскую помощь.

Медицинское учреждение: любое учреждение здравоохранения такое, как больница, интернат или учреждения для инвалидов.

Последняя помощь: помощь, оказываемая пациенту, когда больше невозможно улучшить фатальный прогноз его или ее болезни/состояния при помощи имеющихся в наличии методов лечения, а также уход при приближении смерти.

ЖЕНЕВСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ

Принята 2-й Генеральной Ассамблеей Всемирной медицинской ассоциации. Женева, Швейцария, сентябрь 1948 г.

Изменения и дополнения внесены:

22-й Всемирной Медицинской Ассамблеей. Сидней, Австралия, август 1968 г.

35-й Всемирной Медицинской Ассамблеей. Венеция, Италия, октябрь 1983 г.

46-й Всемирной Медицинской Ассамблеей. Стокгольм, Швеция, сентябрь 1994 г.

Вступая в члены медицинского сообщества,

Я торжественно обязуюсь посвятить свою жизнь служению идеалам гуманности;

Я буду отдавать моим учителям дань уважения и благодарности, которую они заслуживают;

Я буду исполнять мой профессиональной долг по совести и с достоинством;

Здоровье моего пациента будет моим первейшим вознаграждением;

Я буду уважать доверенные мне секреты, даже после смерти моего пациента;

Я буду поддерживать всеми силами честь и благородные традиции медицинского сообщества;

Мои коллеги станут моими братьями и сестрами;

Я не позволю соображениям пола или возраста, болезни или недееспособности, вероисповедания, этнической или национальной клановости, партийно-политической идеологии, расовой принадлежности, сексуальной ориентации или социального положения встать между исполнением моего долга и моим пациентом;

Я буду проявлять высочайшее уважение к человеческой жизни с момента ее зачатия и никогда, даже под угрозой, не использую свои медицинские знания в ущерб нормам гуманности;

Я принимаю на себя эти обязательства торжественно, свободно и честно.