Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Информационный портал для медицинских сестёр

Вторник, 23.05.2017
Главная » Статьи » статьи

Правовое регулирование удлиненных основных отпусков и дополнительных оплачиваемых отпусков медработников
Тема: Охрана труда, соцзащита, пенсионное обеспечение
Источник: Журнал "Правовые вопросы в здравоохранении" № 08 2013
Автор: Дмитрий Иванович Логачев, правовой инспектор Смоленской областной организации Профсоюза работников здравоохранения РФ


перационной медицинской сестре хирургического отделения центральной районной больницы Перовой С. был предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу во вредных и (или) опасных условиях труда согласно ст. 116 Трудового кодекса РФ. При этом по нормам коллективного договора продолжительность упомянутого отпуска составляла 10 календарных дней. В то же время коллеге Перовой, операционной медицинской сестре хирургического отделения областной клинической больницы Николаевой М., был предоставлен тот же вид отпуска, но продолжительностью 14 календарных дней. Перова С. обратилась с вопросом, на каком основании ей был предоставлен дополнительный отпуск продолжительностью на четыре календарных дня меньше, чем ее коллеге, работающей на аналогичной должности. Администрация центральной районной больницы не смогла дать четкий ответ. В результате возникли предпосылки трудового спора.


Правовое регулирование ежегодных основных оплачиваемых отпусков обычной продолжительности осуществляется согласно ст. 114 и п. 1 ст. 115 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ). Эти нормы действуют для всех лиц, работающих по трудовому договору (в том числе в медицинских организациях).

Однако правовое регулирование ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков за работу во вредных и (или) опасных условиях труда и удлиненных ежегодных основных оплачиваемых отпусков вызывает вопросы.

Как известно, работа большинства медицинских работников связана с особой напряженностью, выполняется во вредных и (или) опасных условиях. Уровень воздействия вредных условий на организм и здоровье работника зависит от типа учреждения здравоохранения и контингента обслуживаемых больных.

В связи с упомянутыми факторами для подавляющего большинства медицинских работников установлено сокращенное рабочее время в диапазоне от 36 до 24 часов в неделю (постановление Правительства РФ от 14.02.2003 № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой должности и (или) специальности»).

Кроме того, им полагается ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда на основании ч. 1 ст. 117 ТК РФ. При этом в ТК РФ содержится только упоминание о том, что минимальная продолжительность данных отпусков и условия их предоставления определяются Правительством РФ (п. 2 ст. 117, п. 2 ст. 118 ТК РФ).

Следует обратить внимание и на то, что ч. 2 ст. 350 ТК РФ лишь предусматривает, что отдельным категориям медицинских работников может быть предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью, устанавливаемой Правительством РФ.

Согласно п. 1 постановления Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, предусмотрена минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска по результатам аттестации рабочих мест не менее 7 календарных дней. Данная норма распространяется в том числе и на медицинских работников, большинство которых трудится во вредных и (или) опасных условиях труда.

Постановление Правительства РФ от 06.06.2013 № 482 «О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников» устанавливает дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда продолжительностью от 14 до 35 календарных дней (в зависимости от должности). Такой отпуск полагается медицинским работникам, участвующим в оказании психиатрической и противотуберкулезной помощи, осуществляющим лечение и диагностику ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека.

Соответственно, нормы данного постановления распространяются на ограниченную группу медицинских работников. При этом медработники инфекционных больниц, физиотерапевтических лечебно-профилактических организаций, станций скорой медицинской помощи, противочумных учреждений, станций переливания крови, бюро судебно-медицинской экспертизы и т. д., также работающие во вредных и (или) опасных условиях труда, снова остались «за бортом». В этой связи данное постановление вряд ли можно считать удачным. К сожалению, подобные упущения отрицательно сказываются на развитии нормативной правовой базы, регулирующей отпуска медицинских работников.

С учетом вышеизложенного нельзя с уверенностью утверждать о существовании четкого централизованного правового регулирования труда медицинских работников в целом.

Как показывает анализ коллективных договоров учреждений здравоохранения субъектов РФ, для медицинских работников, занимающих одинаковые должности и работающих во вредных и (или) опасных условиях труда, устанавливается разная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска в диапазоне от 7 до 14 дней.

Иными словами, на сегодняшний день существует явная дискриминация права медработников на отдых, которая выражается в предоставлении дополнительных оплачиваемых отпусков за работу во вредных и (или) опасных условиях труда разной продолжительности. В результате общая годовая продолжительность времени отдыха также различается.

Кроме этого, в одних учреждениях здравоохранения при исчислении стажа работы, дающего право на дополнительный отпуск, исключаются периоды нахождения на курсах повышения квалификации, а в других учреждениях время обучения на таких курсах засчитывается в стаж. Разобраться, кто прав, в данной ситуации крайне сложно. Ведь согласно ст. 121 ТК РФ в стаж работы, дающей право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время.

В то же время согласно п. 4 ст. 196 ТК РФ работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности. Такая обязанность вменяется медицинским организациям ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Считаем, что упомянутых проблем можно было избежать, если бы для всех медицинских работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, были установлены удлиненные основные ежегодные оплачиваемые отпуска.

Это гарантировало бы работникам более длительный отдых с учетом возраста, состояния здоровья, характера работы и других обстоятельств. Дополнительные отпуска, предоставляемые отдельным категориям работников, по своему целевому назначению близки к удлиненным отпускам и предназначены для тех категорий работников, которые по закону не имеют права на удлиненные отпуска, но нуждаются в дополнительном отдыхе, чтобы ослабить воздействие неблагоприятных производственных факторов.

Отсутствие полноценного централизованного правового регулирования дополнительных отпусков медицинским работникам привело к тому, что в каждом субъекте РФ предоставление данных отпусков зависит в основном от экономической ситуации в конкретном регионе. В более развитых регионах продолжительность дополнительных отпусков медицинских работников больше, чем у их коллег, имеющих такую же квалификацию и занятых на аналогичных должностях, но работающих в экономически слабых районах.

Преимущество удлиненного ежегодного основного оплачиваемого отпуска состоит в том, что федеральным законодательством четко установлена продолжительность такого отпуска.

В настоящее время удлиненные отпуска предоставляются:

— педагогическим работникам (постановление Правительства РФ от 01.10.2002 № 724);

— гражданским государственным служащим (п. 3 ст. 46 Федерального закона 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);

— судьям (п. 2 ст. 19 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»);

— сотрудникам органов внутренних дел (п. 1 ст. 57 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ) и др.

В здравоохранении ежегодный удлиненный основной оплачиваемый отпуск установлен лишь трем категориям медицинских работников:

— работникам организаций здравоохранения, которые диагностируют и лечат ВИЧ-инфицированных либо сталкиваются по работе с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека (36 рабочих дней с учетом дополнительного отпуска за работу во вредных условиях);

— главным медицинским сестрам федеральных учреждений здравоохранения в целях компенсации за повышенную нагрузку, напряженность труда и выполнение заданий в нерабочее время (36 рабочих дней);

— медицинским работникам, имеющим инвалидность (не менее 30 календарных дней).

В последнем случае удлиненный отпуск устанавливается не за особые условия работы, а по состоянию здоровья работника.

Абсолютно непонятно, чем руководствовался законодатель, когда устанавливал удлиненный основной отпуск только для медицинских работников, осуществляющих лечение и диагностику ВИЧ-инфицированных, и главных медицинских сестер федеральных учреждений здравоохранения, игнорируя их коллег, также работающих в особых и крайне вредных и опасных для здоровья условиях. Например, сотрудников инфекционных, кожно-венерологических, патологоанатомических отделений, кабинетов рентгенологических исследований и т. д.

Что же можно предпринять для совершенствования правового регулирования отпусков медицинских работников? Безусловно, нормы действующего законодательства позволяют в коллективных договорах учреждений здравоохранения предусмотреть все виды дополнительных отпусков, обусловленных как вредными факторами, так и видом оказываемой учреждениями здравоохранения медицинской помощи и обслуживаемого контингента, а также их продолжительность и порядок предоставления.

К сожалению, как упоминалось ранее, по причине отсутствия четкого централизованного регулирования дополнительных отпусков медицинских работников механизм локального регулирования посредством коллективных договоров на практике не всегда эффективен.

Поэтому следует вообще прекратить практику предоставления медицинским работникам в виде компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда дополнительного оплачиваемого отпуска и установить им удлиненный ежегодный основной оплачиваемый отпуск. Конкретная продолжительность удлиненного отпуска должна определяться Правительством РФ с учетом характера работы и вредных производственных факторов. Как дополнительные ежегодные оплачиваемые отпуска целесообразно устанавливать только трехдневные отпуска за непрерывную работу на занимаемой должности.

Предоставление медицинским работникам удлиненных отпусков станет одной из основных государственных гарантий соблюдения прав медработников на отдых во всех субъектах РФ вне зависимости от их экономического развития. 


Категория: статьи | Добавил: cmc24 (04.10.2013)
Просмотров: 563 | Рейтинг: 1.0/1