Пятница, 26.04.2024, 20:01
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
статьи [339]
Вход на сайт
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Информационный портал для медицинских сестёр

Каталог статей

Главная » Статьи » статьи

Организация системы непрерывного повышения квалификации сестринского персонала (опыт Республиканской детской клинической больницы Минздрава
Статья подготовлена на основе работы, занявшей I место в конкурсе "Я горжусь своими достижениями в области сестринского дела”.

В ГУЗ "Республиканская детская клиническая больница МЗ УР” работают более 300 медицинских сестер, которые оказывают лечебнопрофилактическую помощь детскому населению республики с различной патологией. Детей наблюдают с периода новорожденности до 18 лет. Для того чтобы грамотно осуществлять уход, специалисту со средним медицинским образованием требуются знания не только в области медицины, но также педагогики и психологии.

К сожалению, существующая система последипломного образования на сегодняшний день не отвечает современным требованиям, предъявляемым системой здравоохранения к специалисту со средним медицинским образованием.

Необходима реорганизация, направленная на максимальное использование профессионального потенциала сестринского персонала.

Несмотря на высокий уровень специалистов, задействованных в повышении квалификации, уровень "выживаемости” теоретических знаний в период между циклами составляет 52,9–67,5%. Можно сделать вывод, что полученные в центрах повышения квалификации знания необходимо постоянно пополнять непосредственно на рабочих местах.

В Детской клинической больнице г. Ижевска была создана "школа повышения профессионального мастерства”, что позволило организовать процесс непрерывного обучения (приложение 1).

Разработанная программа обучения включает помимо традиционных дисциплин, входящих в программу стандартного цикла повышения квалификации, психологическое образование и совершенствование нравственно-этических и личностных качеств с изучением вопросов психологии управления сестринским делом, психологических характеристик пациентов различных возрастов, функций и средств общения, а также вопросов психопрофилактики (приложение 2).

Целями программы являются:
формирование новой модели специалиста сестринского дела;
повышение эффективности использования профессиональных знаний и творческого потенциала медицинских сестер;
расширение объема учебно-методической и научной деятельности в больнице;
адаптация и апробация инновационных методик обучения специалистов со средним медицинским образованием в условиях ЛПУ.

Медсестры проходят обучение в рабочее время. Учет посещаемости и успеваемости ведется в журнале. Учебный класс оснащен классной доской, проекционной аппаратурой, расходными медицинскими материалами для практических занятий.

Основным способом получения информации остается библиотека при ЛПУ; необходимый материал может быть также растиражирован на ксероксе и выдан на руки учащимся.

В настоящее время в "школе повышения профессионального мастерства” обучаются 40 медицинских сестер, в основном старшие медсестры и их резерв, за исключением тех, кто имеет высшее и повышенный уровень среднего специального образования.

Результаты промежуточного контроля знаний и умений после завершения отдельных разделов программы позволили сделать вывод о возрастающем интересе учащихся к самостоятельной работе по повышению уровня знаний. В текущем году две медсестры поступили на факультет ВСО, и одна – на повышенный уровень обучения. На данный момент в стадии написания находятся две научно-исследовательские работы. Изменилось отношение к учебе непосредственно в отделениях. Кроме того, у обучающихся меняется отношение к себе, своим обязанностям, ближайшему окружению на работе и дома.

Таким образом, наш опыт свидетельствует, что создание на рабочих местах постоянно действующих "школ повышения профессионального мастерства” позволит приблизиться к мировым стандартам непрерывного обучения сестринского персонала, повысить качество медицинской помощи и удовлетворенность пациентов, а также статус медицинских сестер и их самооценку.

Приложение 1

Утверждаю
главный врач
ГУЗ "Республиканская детская
клиническая больница МЗ УР”
__________В.В. Лопатин
"01” февраля 2007 г.

ПОЛОЖЕНИЕ о "Школе повышения профессионального мастерства” для специалистов со средним медицинским образованием в ГУЗ "Республиканская детская клиническая больница”

I. Общие положения

1.1. Под "школой повышения профессионального мастерства” специалистов со средним медицинским образованием (далее – Школа) следует понимать целенаправленное непрерывное повышение и совершенствование их профессиональных знаний.

Повышение квалификации рассматривается в качестве важнейшего критерия деловой карьеры и осуществляется в течение всей трудовой деятельности медицинской сестры.

Повышение квалификации является служебной обязанностью медицинского работника. Должностные перемещения, аттестация и установление соответствующего размера заработной платы находятся в прямой зависимости от результатов повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Непрерывное повышение квалификации осуществляется путем сочетания самообразования, обучения в Республиканском центре повышения квалификации для медицинских работников МЗ УР и обучения в "школе профессионального мастерства” в ЛПУ.

Непрерывное повышение квалификации является необходимым условием эффективной деятельности медицинских сестер и рассматривается в качестве важнейшего критерия при оценке их деятельности.

В Школе формируется система личной заинтересованности и персональной ответственности медицинских сестер за постоянный профессиональный рост и компетентность; вводится система планирования, формирования и своевременного обучения резерва.

1.2. Обучение в Школе включает следующие основные виды обучения: педагогическую подготовку, профессиональную переподготовку, повышение квалификации по различным дисциплинам.

1.3. Повышение квалификации медицинских сестер осуществляется по непрерывной системе. Обучение по различным дисциплинам проводится в течение 1 года, при этом не исключается обучение в Республиканском центре повышения квалификации 1 раз в 5 лет.

Медицинские сестры могут принимать участие в формировании содержания обучающих программ.

II.Задачи и функции

2.1. Педагогическая подготовка, профессиональная переподготовка, повышение квалификации по различным дисциплинам осуществляется на базе ГУЗ "Республиканская детская клиническая больница МЗ УР” путем привлечения к преподаванию медицинских сестер, окончивших факультеты высшего сестринского образования и повышенный уровень среднего специального образования.

Основными задачами Школы являются:
обновление и углубление знаний медицинских сестер в научно-профессиональной и психолого-педагогической областях;
освоение новых форм, методов и средств обучения и повышения общей культуры медицинских сестер;
разработка учебных планов и программ, учебных и методических пособий;
проведение научных исследований по актуальным проблемам; реализация различных форм сотрудничества с образовательными учреждениями Удмуртской Республики;
организация обмена опытом в области непрерывного повышения квалификации с другими ЛПУ;
обеспечение мероприятий по совершенствованию профессиональных знаний, практических умений среднего медицинского персонала;
содействие в развитии новых организационных форм и технологий сестринской деятельности.

2.2. В соответствии с задачами Школа выполняет следующие функции:
обеспечивает мероприятия по совершенствованию профессиональных знаний, практических умений среднего медицинского персонала;
разрабатывает учебные планы и программы;
разрабатывает учебные и методические пособия;
разрабатывает тестовые задания для изучения знаний;
разрабатывает ситуационные задачи для практических занятий;
осуществляет сбор и обмен информацией в области непрерывного повышения квалификации;
проводит работу по подготовке и реализации научных исследований в области сестринского дела.

III.Права

Школа имеет право:

3.1. Вносить предложения по проведению научно-исследовательских работ на базе ЛПУ.

3.2. Вносить предложения по реорганизации мероприятий, направленных на совершенствование профессиональных знаний, практических умений специалистов со средним медицинским образованием.

3.3. Привлекать специалистов для подготовки занятий по повышению квалификации.

3.4. Распространять информационные, методические и другие материалы, относящиеся к повышению квалификации среднего медицинского персонала.

IV. Структура и организация деятельности

4.1. Программа Школы и ее состав утверждаются приказом главного врача ЛПУ.

4.2. Руководит и координирует деятельность школы заместитель главного врача по работе с сестринским персоналом, имеющий высшее образование.

4.3. Школа определяет основные направления своей работы, разрабатывает учебные и тематические планы.

4.4. Занятия проводят медицинские сестры, окончившие факультет высшего сестринского образования, либо повышенный уровень среднего специального образования.

Приложение 2

Утверждаю
главный врач
ГУЗ "Республиканская детская
клиническая больница МЗ УР”
__________В.В. Лопатин
"01” февраля 2007 г.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Программа «Повышение профессионального мастерства по специальности "Сестринское дело в педиатрии”».

Цель: повышение профессиональных навыков и практических умений у специалистов со средним медицинским образованием.

Категория слушателей: медицинские сестры ГУЗ "Республиканская детская клиническая больница МЗ УР”.

Срок обучения: 1 год.

Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа.
Наименование разделов и дисциплин
Тема
Часы занятий
Формы контроля
Всего часов

Лекции
Практика

1. Общие вопросы организации работы сестринского персонала
Роль медицинской сестры в улучшении качества лечебно-профилактической помощи населению
1





Методические подходы к управлению качеством медицинской помощи, оказываемой медицинскими сестрами
2
2



Этический кодекс медицинской сестры России. Имидж медицинской сестры
2




Итого

5
2
Зачет
7

2. Санитарно-противоэпидемический режим в ЛПУ
Нормативные документы в области санитарно-противоэпидемического режима
2




Работа с учетно-отчетной документацией
2
1



Внутрибольничная инфекция: определение, виды, пути передачи, способы предотвращения
2
1



Дезинфекция и стерилизация, виды упаковочного материала
2
1



Система обращения с отходами
2
1



Итого

10
4
Зачет
14

3. Психология
Введение в психологию, ее значение в медицинской практике
2




Возрастная психология: определение, ее значение в педиатрии
2
1



Психологические возрастные особенности детей
2
2



Психология конфликта и профилактика конфликтных ситуаций
2
2



Итого

8
5
Зачет
13

4. Сестринское дело в педиатрии
Основы сестринского дела. Сестринский процесс
2




Обследование больного по системам. Сестринские диагнозы
2
2



Сестринское дело в пульмонологии. Проблемы пациента, пути решения
2
2



Сестринское дело в неврологии. Особенности ухода, проблемы и пути решения
2
2



Эписиндром в педиатрии. Виды приступов
2
2



Неотложная помощь при эпиприступе. Сестринская документация
2
2



Сестринское дело в хирургии. Предоперационный и послеоперационный периоды при различных патологиях. Сестринская документация
2
2



Уход за новорожденными, проблемы и пути решения. Неотложные состояния
2
2



Сестринское дело в эндокринологии. Проблемы пациента, пути решения
2
2



Сестринское дело в гастроэнтерологии. Проблемы пациента, пути решения
2
2



Итого

20
18
Зачет
38

5. ВИЧ-инфекция
Распространение, пути передачи, меры безопасности для медицинского персонала
2
2



Течение ВИЧ-инфекции, лечение, диспансерное наблюдение
2
2



ВИЧ-инфекция и общество, ВИЧ-инфекция и законодательство
2
2



Итого

6
6
Зачет
12

6. Педагогика
Педагогика, определение, значение в работе медицинской сестры
2




Виды учебных занятий, правила постановки учебных занятий
2
2



Правила составления тестовых заданий
4
4



Итого

8
6
Зачет
14

7. Неотложная помощь
Общие принципы реанимации и интенсивной терапии
2
3



Принципы оказания неотложной помощи при заболеваниях органов дыхания
3
3



Принципы оказания неотложной помощи при заболеваниях сердечно-сосудистой системы
3
3



Принципы оказания неотложной помощи при эндокринных заболеваниях
3
3



Реакции и осложнения на введение вакцин
3
3




Принципы оказания неотложной помощи при анафилаксии
3
3



Принципы оказания неотложной помощи при острых хирургических заболеваниях
3
2



Неотложная помощь при несчастных случаях и травмах
3
3



Итого

23
23
Зачет
46

Всего




144



Обучение предусматривает написание научно-исследовательской работы на тему, выбранную слушателем.
Категория: статьи | Добавил: cmc24 (13.06.2011)
Просмотров: 1511 | Рейтинг: 0.0/0