Новые технологии ухода за пациентами в работе сестринского персонала гинекологического отделения больницы - статьи - Каталог статей - Информационный портал для медицинских сестёр
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Информационный портал для медицинских сестёр

Суббота, 03.12.2016
Главная » Статьи » статьи

Новые технологии ухода за пациентами в работе сестринского персонала гинекологического отделения больницы
Гинекологическое отделение МУ "Дзержинская городская больница” развернуто на 45 коек и расположено в отдельном корпусе. Отделение круглосуточно оказывает экстренную и плановую медицинскую помощь женскому населению г. Дзержинского, Люберецкого силикатного завода, Люберецкого коврового комбината, Белой Дачи.

Старшая медицинская сестра осуществляет повседневную деятельность в соответствии с Регламентом работы старшей медицинской сестры (приложение 1). Особое внимание в отделении уделяют качеству оказания сестринской помощи пациенткам в предоперационный период, во время операций и после них.

В отделении работает коллектив творческих, инициативных, преданных своему делу специалистов. Чистота, уютная обстановка, дружелюбное отношение персонала способствуют улучшению психологического состояния пациенток, предотвращают стрессовые реакции.

Штат отделения укомплектован сестринским персоналом на 78,9%, младшим медицинским персоналом на 68%.

Текучесть кадров среднего медицинского персонала гинекологического отделения очень низкая. Это связано с доброжелательным отношением администрации и коллектива к медицинским работникам. Молодой специалист, окруженный вниманием чуткого коллектива, уверенно чувствует себя в рабочей обстановке.

Старшая медицинская сестра отделения имеет повышенный уровень образования и высшую квалификационную категорию; 4 медсестры – высшую квалификационную категорию; 11 медсестер – первую категорию.

Медицинские сестры повышают профессиональный уровень на базе Раменского медицинркого колледжа № 2.

С 2003 г. на базе Люберецкого медицинского колледжа медицинские сестры проходят повышенный уровень подготовки по специальности "Сестринское дело”. В отделении составлен план работы по повышению квалификации; занятия проводятся ежемесячно. Медсестры принимают активное участие в общебольничных сестринских конференциях. Коллектив гинекологического отделения активно участвует в подготовке и организации таких профессиональных праздников, как Международный день медицинской сестры, День медицинского работника. Постоянное повышение квалификации персонала направлено на совершенствование сестринского ухода и реабилитации пациенток. Медицинские сестры умеют работать на современной медицинской аппаратуре, владеют современными технологиями. В гинекологическом отделении не практикуют совмещение должностей среднего и младшего персонала, т. к. это приводит к нерациональному использованию квалифицированных сестринских кадров, снижению качества обслуживания пациенток и престижа профессии медсестры.

В отделении проведен хронометраж рабочего времени палатной медицинской сестры по графику работы с 08.00 до 16.12.
Результаты хронометража рабочего времени палатной медицинской сестры
Виды деятельности
Время

1. Сдача дежурств
15 мин

2. Оформление и общение с вновь поступившими пациентками
2 ч

3. Получение медикаментов у старшей медицинской сестры
15 мин

4. Раздача лекарств пациенткам
1 ч

5. Проверка историй болежни
1 ч 30 мин

6. Сестринский уход за пациентками
2 ч 30 мин

7. Личное время (обед 30 мин)
42 мин

Итого:
8 ч 12 мин



Данные, приведенные в таблице, позволяют сделать вывод, что у палатной медицинской сестры основное рабочее время занято работой с документами и уходом за пациентками. В выходные, праздничные и рабочие дни после 16 часов обязанностями операционных медицинских сестер являются прием больных, внутривенные вливания, переливание крови и кровезаменителей. В отделении существует полная взаимозаменяемость. Палатные медсестры при необходимости могут заменить операционную медицинскую сестру в малой операционной при малых гинекологических операциях.

В Дзержинской городской больнице разработан алгоритм действий сестринского персонала при гинекологических операциях с обоснованием этих действий в предоперационном, операционном и послеоперационном периодах. При поступлении пациентки на оперативное лечение палатная медицинская сестра знакомится с ней, собирает, оценивает, обобщает и анализирует полученную информацию.

В подготовке к операции и послеоперационном уходе участвуют палатные и операционные медсестры. Операционные медицинские сестры несут ответственность за обеспечение сестринской помощи пациентке на всех этапах: перед операцией, во время операции и после нее. Знакомство пациентки с операционной медицинской сестрой накануне операции, осведомленность об условиях, в которые она попадает, положительно влияют на ее психологическое состояние, что не может не сказаться на результате операции. Беседа перед операцией между пациенткой и операционной медицинской сестрой способствует достижению доверия между ними, поднимает авторитет медсестры.

Операционная медсестра руководит процессом подготовки операционной аппаратуры, расходных материалов, следит за соблюдением правил асептики и антисептики всей операционной бригады. Знание диагноза, состояния пациентки, сопутствующих заболеваний и плана предстоящей операции дает возможность операционной медсестре подготовиться к любым экстремальным ситуациям, помочь хирургической бригаде принять правильные решения. От взаимоотношений между медицинской сестрой и пациенткой нередко зависит результат операции и лечения (приложение 3). Пациентки гинекологического отделения, как правило, не нуждаются в длительном сестринском уходе.

Для систематизации сестринской деятельности в гинекологическом отделении используют стандартные формы медицинской документации, разработанные совместно с преподавателем Раменского медицинского колледжа Н.В. Широковой:
лист осмотра пациентки при поступлении на операцию;
лист сестринского ухода и наблюдение за пациенткой в послеоперационном периоде;
документирование периоперативного процесса (для операционной медицинской сестры);
проблемы пациентки и палатной медицинской сестры в предоперационном периоде (приложение 2);
проблемы пациентки и операционной медицинской сестры в операционном периоде (приложение 3);
проблемы пациентки и палатной медсестры в послеоперационном периоде (приложение 4).

За 2007 г. новые технологии по уходу за пациентками в отделении применяли в 120 случаях. Уровень удовлетворенности пациенток качеством сестринской помощи по новой технологии отражен в результатах анкетирования, в котором приняли участие 112 пациенток гинекологического отделения (приложение 5). В целом респонденты отметили высокий уровень профессионализма медицинских сестер и организации ухода. Все опрошенные отметили доброжелательный стиль общения, чувство сострадания и сочувствия, душевного комфорта.

Таким образом, организация и внедрение новых технологий ухода за пациентками при гинекологических операциях позволяют повысить престиж медицинской сестры как самостоятельного специалиста, профессионала высокого класса.

Приложение 1

РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ старшей медицинской сестры гинекологического отделения на неделю
Время, ч.
Действия медицинской сестры
Понедельник

08.00–08.15
Прием – сдача дежурства

08.15–08.30
Утренняя конференция

08.30–09.00
Выдача медикаментов

09.00–10.00
Выписка больных. Оперативный отдел

10.00–11.00
Общий обход с заведующим отделением

11.00–12.00
Контроль за работой палатных медсестер

12.00–13.00
Контрольный обход с сестрой-хозяйкой

13.00–13.30
Оперативный отдел. Выдача документов

13.30–14.30
Контроль за правильным питанием пациенток

14.30–15.00
Обед

15.00–16.12
Работа с документацией
Вторник

08.00–08.15
Прием – сдача дежурства

08.15–08.30
Утренняя конференция

08.30–09.00
Выдача медикаментов

09.00–10.00
Выписка больных. Оперативный отдел

10.00–11.00
Обход отделения/проверка соблюдения санэпидрежима в процедурном кабинете

11.00–12.00
Контроль за соблюдением новых технологий в сестринском уходе за пациентками

12.00–13.00
Индивидуальная работа с медицинским персоналом

13.00–13.30
Оперативный отдел. Выдача документов

13.30–14.30
Контроль за правильным питанием пациенток, проверка холодильников

14.30–15.00
Обед

15.00–16.12
Работа с документацией
Среда

08.00–08.15
Прием – сдача дежурства

08.15–08.30
Утренняя конференция

08.30–09.00
Занятия с медсестрами

09.00–10.00
Оперативный отдел

10.00–11.00
Обход отделения (качество ухода за пациентками)

11.00–12.00
Контроль за работой операционной медсестры

12.00–13.00
Оперативный отдел. Выдача документов

13.00–13.30
Аптека. Выдача медикаментов

13.30–14.30
Контроль за питанием пациенток, проверка холодильников

14.30–15.00
Обед

15.00–16.12
Работа с документацией
Четверг

08.00–08.15
Прием – сдача дежурства

08.15–08.30
Утренняя конференция

08.30–09.00
Занятия с санитарками

09.00–10.00
Оперативный отдел

10.00–11.00
Контроль за работой процедурной медсестры

11.00–12.00
Совет старших медицинских сестер

12.00–13.00
Оперативный отдел. Выдача документов

13.00–13.30
Выдача медикаментов

13.30–14.30
Контроль за питанием пациенток, проверка холодильников

14.30–15.00
Обед

15.00–16.12
Работа с документацией
Пятница

08.00–08.15
Прием – сдача дежурства

08.15–08.30
Утренняя конференция

08.30–09.30
Конференция медсестер больницы

09.30–10.00
Выписка больных. Оперативный отдел

10.00–11.00
Обход отделения.
Качество ухода за пациентками

11.00–12.00
Контроль за работой приемного покоя

12.00–13.00
Выдача документов пациенткам

13.00–13.30
Выдача медикаментов

13.30–14.30
Контроль за питанием пациенток

14.30–15.00
Обед

15.00–16.12
Работа с документацией



Приложение 2

ПРОБЛЕМЫ пациентки и медицинской сестры в предоперационном периоде
Проблемы
Действия медицинской сестры
Цель ухода
Критерии оценки

пациентки
медицинской сестры

1
2
3
4
5

Беспокойство по поводу предстоящего оперативного вмешательства

1. Провести беседу с пациенткой.
2. Познакомить с персоналом, участвующим в операции.
3. Привлечь по возможности к разговору пациентку, перенесшую подобную операцию
Снижение беспокойства у пациентки
Поведение пациентки

Страх за исход операции

1. Объяснить правила подготовки к операции.
2. Убедить по возможности в профессиональной компетентности операционной бригады.
3. Дать рекомендации по пищевому и питьевому режиму до операции.
4. Провести беседу с родственниками
Уменьшение страха
Пациентка спокойно обсуждает предстоящую операцию и выражает желание следовать рекомендациям сестры и врача

Дефицит знаний о поведении
в связи с предстоящим оперативным вмешательством

1. Обучить пациентку:
– упражнениям на дыхание и откашливание;
– методам расслабления;
– способам переворачивания и движения в постели.
2. Убедить пациентку в необходимости следовать полученным рекомендациям для профилактики осложнений после операции
Получение необходимой информации до операции
Пациентка демонстрирует мероприятия по профилактике послеоперационных осложнений.
Пациентка выражает желание следовать полученным рекомендациям


Риск осложнений
1. Проверить наличие письменного согласия пациентки на операцию.
2. Подготовить пациентку к операции:
– гигиенический душ накануне операции;
– бритье волосяного покрова в области операции и вокруг нее.
3. Проследить за ограничением пищевого и питьевого режимов в течение 10–12 ч до операции.
4. Поставить очистительную клизму накануне и в день операции.
5. Провести санацию влагалища.
6. Проверить аллергоанамнез.
7. Измерить пульс, АД, температуру.
8. Снять с пациентки очки, зубные протезы.
9. Ввести в день операции назначенные лекарственные препараты перед анестезией.
10. Наложить (по необходимости) эластичные повязки на нижние конечности.
11. Обеспечить безопасную транспортировку в оперблок
Отсутствие осложнений в ходе операции
Состояние пациентки и заполненная документация



Приложение 3

ПРОБЛЕМЫ пациентки и медицинской сестры в операционной
Проблемы
Действия медицинской сестры
Цель ухода
Критерии оценки

пациентки
медицинской сестры

1
2
3
4
5

Риск "операционного” стресса

1. Сократить лишние перемещения по операционной.
2. Обеспечить минимальный шум и разговоры в операционной.
3. Бесшумно, бережно раскладывать инструменты.
4. Обращаться к пациентке только по имени, внимательно и требовать этого от других.
5. Убедиться, что пациентка заняла правильное положение и чувствует себя по возможности комфортно
Снижение риска стресса
Поведение пациентки


Риск операционных осложнений
1. Уточнить личность пациентки, направленной в операционную.
2. Убедиться в наличии согласия на операцию.
3. Еще раз уточнить аллергоанамнез.
4. Оценить готовность пациентки к анестезии.
5. Проверить работу электросети и электрического оборудования, заземление.
6. Предупредить возможность ожогов при работе с ЭКГ.
7. Помочь переместить пациентку на операционный стол.
8. Установить в операционной необходимую температуру и влажность.
9. Убедиться в отсутствии ожогов при переводе из операционной
Отсутствие осложнений в ходе операции
Отсутствие травмы в результате химического, физического, электрического воздействия. Температура в пределах нормальных цифр. Нормальное дыхание и цвет кожных покровов


Риск инфицирования пациентки и медперсонала
1. Убедиться в наличии необходимого оборудования, инструментов и расходных материалов.
2. Провести оперативный контроль стерильности оснащения во время приготовления инструментов, шовного и перевязочного материала, белья.
3. Строго соблюдать правила асептики и антисептики с момента подготовки до окончания операции.
4. Сосчитать количество инструментов и салфеток до и после операции.
5. Оценить состояние кожных покровов в месте операционного доступа до операции и после нее.
6. Провести обработку операционного поля до операции и после нее.
7. Наложить асептическую повязку на область шва
Максимальное снижение риска
Строгое выполнение требований санитарного режима согласно ОСТ


Риск пролежней
1. Подложить подушку под места образования пролежней (затылок, локти, крестец, пятки).
2. Осмотреть места образования пролежней во время перевода пациентки в палату.
3. Предупредить палатную медсестру о немедленном проведении мероприятий по профилактике пролежней, если операция длилась более 2 ч.
4. Способcтвовать координации действий всех членов бригады
Максимальное снижение риска
Состояние кожных покровов в местах образования пролежней. Отсутствие жалоб на онемение



Приложение 4

ПРОБЛЕМЫ пациентки в послеоперационном периоде
Проблема пациентки
Сестринские действия
Цель ухода
Критерии оценки

1
2
3
4

Шоковое состояние
1. Оценить состояние пациентки сразу после поступления в палату.
2. Измерять АД, пульс, диурез, ЧДД, следить за кожными покровами каждые 15 мин первый час, далее по схеме до стабилизации показателей.
3. Следить за повязкой и состоянием послеоперационного шва
Стабилизация основных показателей жизнедеятельности
Поведение пациентки. Показатели АД, ЧДД, пульса, диуреза. Визуальная оценка послеоперационного шва (повязки)

Риск аспирации рвотными массами
1. Приготовить постель без подушки.
2. Уложить пациентку на спину, повернуть голову на бок.
3. Обработать полость рта (в случае рвоты).
4. Введение противорвотных препаратов по назначению врача
Отсутствие аспирации
Отсутствие аспирации и рвоты

Боль в области операционного доступа
1. Вводить обезболивающие средства по назначению врача.
2. Использовать нефармакологические меры контроля (релаксацию, создание приятных образов)
Пациентка отметит отсутствие боли через 5 дней
Отсутствие боли, адекватная реакция пациентки на боль

Задержка мочеиспускания
1. Научить пользоваться судном.
2. Стимулировать самостоятельное мочеиспускание.
3. Выводить мочу катетером по назначению врача.
4. Измерять суточный диурез
Достаточный диурез
Оптимальное опорожнение мочевого пузыря

Риск застойных явлений в легких
1. Рекомендовать пациентке выполнять дыхательные упражнения, контролировать выполнение.
2. Стимулировать пациентку к смене положения тела, расширению двигательной активности.
3. Снабдить и обучить пользоваться подручными средствами.
4. Ставить банки, горчичники по назначению врача
Отсутствие признаков ателектаза и застойной пневмонии
ЧДД, характер дыхания, свободное отхождение мокроты, дыхание, отсутствие кашля

Риск инфицирования
1. Следить за состоянием послеоперационного шва.
2. Соблюдать асептику и антисептику при смене повязки
и любом контакте с пациенткой.
3. Измерять температуру 2 раза в сутки.
4. Проводить текущую уборку в палате.
5. Проводить смену нательного и постельного белья.
6. Проводить антибактериальную терапию по назначению врача
Отсутствие признаков инфекции
Чистая рана, заживление первичным натяжением. Нормальные показатели температуры

Дефицит самоухода
1. Обеспечить пациентку подручными средствами.
2. Обеспечить средствами связи с медицинской сестрой.
3. Научить родственников элементам ухода за пациенткой, контролировать выполнение.
4. Оказывать помощь при выполнении мероприятий личной гигиены
Пациентка получит необходимый уход от медсестры и родственников
Пациентка принимает помощь медсестры и родственников. Пациентка способна ухаживать за собой самостоятельно и готова к выписке



Приложение 5

АНКЕТА за 200__ год (анонимно)

Уважаемый пациент!

Реформа сестринского дела направлена на повышение качества медицинской помощи населению и качественное выполнение разнообразных функций медицинской сестрой. Ее деятельность направлена не только на диагностический и лечебный процессы, но и на качественный сестринский уход за пациентами и удовлетворенность пациентов и их родственников. В связи с этим просим ответить на следующие вопросы (нужное подчеркнуть):

1. Вы удовлетворены пребыванием в приемном отделении?

Да. Нет.

2. Внешний вид медицинской сестры отделения:

Удовлетворительный. Неудовлетворительный.

Ваши пожелания________________________________________________

3. Вы удовлетворены выполнением медицинской сестрой назначений врачей?

Да. Нет.

Ваши пожелания________________________________________________

4. Вы удовлетворены сестринским уходом?

Да. Нет.

Ваши пожелания________________________________________________

5. Вам была оказана психологическая поддержка со стороны сестринского медицинского персонала?

Да. Нет.

6. Кого из медицинских сестер вы считаете более профессиональной и хотели бы отметить?

________________________________________________

Все медицинские сестры профессионально грамотные, терпеливые, сочувствующие, стремятся облегчить как моральные, так и физические страдания.

7. Вы удовлетворены работой операционных медицинских сестер?

Да. Нет.

Ваши пожелания________________________________________________

Благодарим Вас за участие и желаем крепкого здоровья.
Категория: статьи | Добавил: cmc24 (13.06.2011)
Просмотров: 2557 | Рейтинг: 0.0/0