Новое в обеспечении работников смывающими и обезвреживающими средствами - статьи - Каталог статей - Информационный портал для медицинских сестёр
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Информационный портал для медицинских сестёр

Суббота, 03.12.2016
Главная » Статьи » статьи

Новое в обеспечении работников смывающими и обезвреживающими средствами
Семнадцатого декабря 2010 г. был издан приказ Минздравсоцразвития России № 1122н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами"» (далее - Приказ). С выходом данного приказа утратило силу постановление Министерства труда и социального развития РФ от 04.07.2003 № 45 "Об утверждении Норм бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств, порядка и условий их выдачи" (далее - Постановление № 45).

Что нового содержит приказ?

Приказ имеет следующие существенные отличия от Постановления № 45:
значительно расширен, обновлен и более подробно структурирован перечень смывающих и (или) обезвреживающих средств. Так, если Постановление № 45 содержит лишь 4 вида смывающих и обезвреживающих средств, то в Приказе их уже 10, т. е. в 2,5 раза больше, в т. ч новые: средства комбинированного действия, средства для защиты кожи от негативного влияния окружающей среды (раздражения и повреждения), средства для защиты от бактериологических вредных факторов (дезинфицирующие) и др.;
введен более подробный перечень работ, при осуществлении которых применяются указанные средства. Например, если в Постановлении № 45 было указано 14 видов работ, то в Приказе их значительно больше: только в разделе "Регенерирующие, восстанавливающие кремы и эмульсии" перечислен 21 вид работ и производственных факторов;
более подробно дифференцированы отдельные виды смывающих и обезвреживающих средств. В Постановлении № 45 было указано просто - "мыло", в Приказе оно дифференцировано по способу применения (для мытья рук, тела) и в зависимости от состояния (твердое туалетное мыло или жидкие моющие средства);
введен стандарт безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами" (далее - Стандарт); в соответствии с нормами Приказа установлен общий порядок применения смывающих и обезвреживающих средств в лечебных учреждениях;
формализован и ужесточен порядок выдачи работнику смывающих и обезвреживающих средств, которые согласно Приказу теперь должны выдаваться под роспись с внесением соответствующей записи в личную карточку учета выдачи работнику смывающих и (или) обезвреживающих средств.

Что касается месячной нормы выдачи смывающих и обезвреживающих средств одному работнику, то по существующим позициям она за редким исключением сохранена. Но поскольку в Приказе появились новые виды смывающих и обезвреживающих средств, то в целом можно говорить об увеличении нормы выдачи для среднестатистичного работника. Изменения в Приказе коснулись, например, нормы выдачи мыла. Ранее в целях удаления легкосмываемого загрязнения его выделялось 400 г в месяц, по новым нормативам должно выделяться 500 г мыла: 200 г - для мытья рук (либо 250 мл жидких моющих средств в дозирующих устройствах) и 300 г - для мытья тела (либо 500 мл жидких моющих средств в дозирующих устройствах).

На что обратить особое внимание

Необходимо обратить внимание на следующие моменты, нашедшие отражение и прямо закрепленные в приложении 2 к Приказу, где содержится Стандарт.

ПОВЫШЕННЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА РАБОТОДАТЕЛЯ

Смывающие и обезвреживающие средства предоставляются работникам лечебных учреждений и организаций в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств согласно приложению 1 к Приказу (далее - Типовые нормы). Следует иметь в виду, что работодатель вправе с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, улучшающие по сравнению с Типовыми нормами защиту от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, особых температурных условий и загрязнений.

Нормы выдачи смывающих и обезвреживающих средств, соответствующие условиям труда на рабочем месте работника, должны быть указаны в его трудовом договоре. В этой связи отметим, что в настоящее время действует ряд соглашений по отдельным отраслям российской экономики, а также территориальным органам и подведомственным организациям некоторых федеральных органов государственной власти, где работодатель по соглашению с соответствующим профсоюзом берет на себя повышенные обязательства в смысле расширения перечня мер защиты работников от вредных и опасных условий труда.

В частности, согласно п. 6.7 и 6.8 "Отраслевого соглашения по федеральным государственным унитарным протезно-ортопедическим предприятиям, находящимся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ, на 2009-2011 годы" (утв. Профсоюзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ 11.09.2009, Минздравсоцразвития России 09.09.2009) установлено следующее: "На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам предприятий бесплатно выдаются сертифицированные специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, смывающие и (или) обезвреживающие средства, а на работах с вредными условиями труда - молоко или другие равноценные пищевые продукты, в соответствии с установленными нормами, перечень которых прилагается к коллективному договору. Работодатели обеспечивают прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работниками предприятий, занятыми на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в сроки, предусмотренные нормативными правовыми актами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Работодатели в соответствии с требованиями охраны труда обеспечивают работников лечебно-профилактическим обслуживанием. В этих целях работодателем оборудуются помещения для оказания медицинской помощи, а также санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи".

СООТВЕТСТВИЕ СРЕДСТВ НОРМАТИВНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ

Согласно Приказу смывающие и обезвреживающие средства (в т. ч. иностранного производства) должны быть допущены к использованию работниками только в случае подтверждения их соответствия государственным нормативным требованиям декларацией о соответствии и (или) сертификатом соответствия, оформленными в установленном законодательством порядке. Запрещается приобретение смывающих и (или) обезвреживающих средств, не имеющих декларации о соответствии и (или) сертификата соответствия либо имеющих декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия с истекшим сроком действия.

УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ

Приказ возлагает на работодателя обязанность информировать работников о правилах применения смывающих и обезвреживающих средств. Работник, в свою очередь, обязан применять по назначению и в соответствии со Стандартом данные защитные средства, выданные ему под роспись в установленном порядке.

Смывающие и обезвреживающие средства, оставшиеся не использованными по истечении отчетного периода (одного месяца), могут быть использованы в следующем месяце при соблюдении их срока годности.

Согласно Приказу сведения о выдаваемых смывающих и (или) обезвреживающих средствах отражаются в п. 4 Протокола оценки обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты на рабочем месте, форма которого предусмотрена приложением 5 к указанному Порядку проведения аттестации рабочих мест.

В Стандарте достаточно подробно изложены условия и порядок применения смывающих и обезвреживающих средств. В частности, в соответствии с пп. 17, 19 и 23 Стандарта средства для защиты от бактериологических вредных факторов, обладающие антибактериальным эффектом, выдаются работникам, занятым на производстве с повышенными требованиями к стерильности рук, при контакте с бактериально опасными средами, а также при удаленности рабочего места от стационарных санитарно-бытовых узлов. Применение указанных защитных средств осуществляется путем их нанесения на открытые участки тела до начала работы. Выдача работникам жидких смывающих и (или) обезвреживающих средств, расфасованных в упаковки емкостью более 250 мл, может осуществляться посредством применения дозирующих систем, размещенных в санитарно-бытовых помещениях. Пополнение или замена емкостей, содержащих смывающие и (или) обезвреживающие средства, осуществляется по мере их расходования.

АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ

Подбор и выдача смывающих и обезвреживающих средств осуществляются на основании результатов аттестации рабочих мест, проводимой в соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 № 569. Согласно п. 4 указанного Порядка результаты аттестации рабочих мест используются в целях предоставления работникам, занятым на производстве с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств по установленным нормам. Также результаты аттестации учитываются при обосновании планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в т. ч. за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Кроме того, результаты аттестации служат основанием для применения мер ответственности по отношению к лицам, виновным в нарушении законодательства об охране труда. В соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет за собой наложение административного штрафа:
на должностных лиц - в размере от 1 до 5 тыс. руб.;
на индивидуальных предпринимателей - от 1 до 5 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
на юридических лиц - от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или административное
приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное нарушение, влечет за собой дисквалификацию на срок от 1 до 3 лет. Нужно иметь в виду, что согласно разъяснению, изложенному в п. 17 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 (в ред. от 10.06.2010) № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" под аналогичным правонарушением, указанным в ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, следует понимать совершение должностным лицом такого же (а не любого) нарушения законодательства о труде и об охране труда (например, сначала должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного, а позднее - при увольнении другого работника).

Кроме того, как постановил Приморский краевой суд в своем определении от 15.12.2010 по делу № 33-10778, аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте и проводится по условиям труда. Это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать, а также профилактике производственного травматизма.

Аттестацией рабочих мест по условиям труда в Российской Федерации занимается Федеральная служба по труду и занятости. Именно на нее в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 17.02.2010 № 91 "О проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда" возложена обязанность ежегодного представления в Министерство сводных данных о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда.

Ю.Ф. Широков,
канд. юрид. наук, юрист-эксперт Совета Федерации РФ
Категория: статьи | Добавил: cmc24 (06.08.2011)
Просмотров: 1101 | Рейтинг: 0.0/0