Пятница, 29.03.2024, 12:54
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
статьи [339]
Вход на сайт
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Информационный портал для медицинских сестёр

Каталог статей

Главная » Статьи » статьи

Аптека будущего: модернизация изнутри
Любая аптека хочет идти в ногу со временем. Добиться этого поможет модернизация - внесение в существующие объекты изменений, повышающих их технический уровень и улучшающих экономические характеристики. Насколько планы аптек по модернизации осуществимы в нынешних условиях, когда новая рыночная реальность диктует свои законы?

В прошедшем году в российской фармацевтической отрасли сформировалось несколько тенденций, во многом определяющих ее развитие на ближайшие годы.

Во-первых, наше время характеризуется усилением роли государства, запуском программ по поддержке разработки инновационных и повышения роста доли отечественных препаратов. Принятый в 2010 г. Закон "Об обращении лекарственных средств" и ввод с 1 апреля того же года обязательного регулирования цен на лекарства из списка жизненно важных и необходимых лекарственных препаратов (ЖНВЛП) во многом изменили правила игры на рынке.

Во-вторых, аптеки получили дополнительное жесткое государственное регулирование деятельности. Но сохраняя заботу о лекарственном обеспечении граждан, они должны быть эффективны, рентабельны и конкурентоспособны, при этом строго соблюдая все законодательные акты, регулирующие фармацевтический бизнес.

Выжить в конкурентной среде и активно развиваться аптечным организациям помогают современные технологии. Тем более что внедрение современных информационных систем в здравоохранении является одной из приоритетных задач в модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации.

Отечественное здравоохранение планирует перейти к единой электронной системе, включающей электронную медицинскую карту гражданина, единый полис обязательного медицинского страхования и другие электронные документы.

Сегодня аптечные организации выполняют многочисленные функции, в том числе:
установление цены на товар в соответствии с правилами регулируемого ценообразования на отдельные группы лекарственных препаратов (ЛП);
посерийный учет ЛП и отслеживание забракованных серий и фальсификатов;
отпуск ЛП по льготным и бесплатным рецептам, персонифицированный учет отпуска данного вида лекарств больным, имеющим льготы;
контроль за обязательным ассортиментом, специальный учет ряда групп препаратов;
организация справочной службы с функцией предоставления информации о наличии товара;
взаимодействие автоматизированной системы управления аптекой с внешними справочными системами;
возможность использования подарочных сертификатов, промоакций. Для обеспечения всех этих запросов применяются информационные системы, которые позволяют обеспечить повышение управляемости аптечного бизнеса.

Большинство типовых программ предполагает:
оперативный сбор и анализ оперативных данных, контроль прибыльности розничной торговли, контроль динамики и стабильности продаж, позволяющий своевременно реагировать на ситуацию на рынке, планировать развитие бизнеса, успешно решать текущие задачи;
приращение прибыли аптеки, организацию управления ассортиментом и ценообразованием, что позволяет управлять доходностью бизнеса, существенно снижать трудозатраты, исключать дублирование ассортимента в учете. Классификация товаров позволяет соблюсти требования законодательства;
своевременное планирование складских запасов, что позволяет избежать убытков, связанных с отсутствием товара на полках, дает возможность планировать ресурсы, необходимые для приемки товара;
учет соблюдения сроков годности медикаментов. Контроль сроков годности и серийности позволяет соблюсти все требования законодательства и оперативно отслеживать наличие товаров с подходящими к концу сроками годности. Отсутствие на полках товаров с просроченным сроком годности позволит завоевать доверие клиентов. Контроль серийности ставит барьер на пути фальсификата и брака;
корректирование ассортиментной линейки для достижения баланса между высоким товарооборотом и минимально необходимым складским запасом: управление ассортиментом и ведение ассортиментной матрицы, управление закупками и возвратом товаров поставщикам, контроль наличия препаратов по анатомо-терапевтико-химической классификации, предметно-количественный учет по лекформам, единицам измерения; непатентованными и патентованными названиями;
управление дисконтными картами и маркетинговыми акциями, использование дисконтных схем и справочных служб и сервисов;
упрощение труда работников аптеки за счет автоматизации учета документов.

Этот список - далеко не полный - приходится приводить в таком объеме, поскольку далеко не везде руководители аптек понимают, какие преимущества таят в себе новые информационные технологии, внедренные на рабочих местах. Хотя сегодня нормальное функ¬ционирование без такого инструмента трудно даже представить.

Однако возможности компьютерных технологий отнюдь не исчерпываются приведенными данными. Рассмотрим, например, потенциал и перспективы применения радиоидентификации: от учета товаров в открытом доступе до защиты лекарств от подделок. RFID-метки (Radio Freguency Identification) начали свое победное шествие и, по прогнозам, обещают стать самой популярной и массовой технологией в мире, способной конкурировать по распространенности с мобильными телефонами. Причем эту технологию трудно назвать новой. Эксперты отмечают, что она появилась еще в середине ХХ столетия и долго оставалась на службе у военных. Активное использование возможностей RFID началось лишь в последние десятилетия.

Словосочетание "бесконтактная смарт-карта", за которым кроется радиоидентификация, уже несколько лет знакомо московским студентам и школьникам. Эта технология используется для прохода в метро, в "социальной карте москвича" и т. д.

Основное преимущество радиоидентификации состоит в том, что метод позволяет максимально автоматизировать процесс опознания. Считывание информации с метки происходит на расстоянии и не требует, в отличие от штрихкодовой технологии, размещения считывающего устройства в определенном положении по отношению к метке. Информационная емкость метки существенно больше емкости штрихкода; информацию в метках можно перезаписать, а саму метку - спрятать. Радиоидентификация обеспечивает также высокую скорость приемки и отправки маркированных товаров, т. к. несколько десятков меток можно считать в течение 1-2 с.

Большинство специалистов отмечают следующие преимущества радиоидентификации перед штрихкодированием:
уменьшение влияния человеческого фактора при считывании информации;
автоматизация производственных процессов, связанных с маркировкой товаров и грузов;
экономия времени при внесении и отслеживании информации;
автоматизация сбора и мониторинга статистической информации;
предотвращение создания контрафактной продукции вследствие сложности поделки метки.

Внедрение системы RFID-меток открывает большие перспективы в фарм-бизнесе. Так, всемирно известная компания IВМ выпустила программу, которая позволит фармацевтическим фирмам создавать так называемые электронные сертификаты подлинности каждого лекарства, проходящего по цепочкам поставки. Программа предоставляет всем участникам оборота ЛП - производителям, дистрибьюторам, аптекам и лечебным учреждениям - возможность защищенного доступа в режиме "по требованию" к полной информации о товаре, нанесенной в виде меток на упаковку лекарственного средства, например для подтверждения подлинности ЛП. В отличие от прочих решений технология IВМ предназначена для сбора и управления информацией о заводских номерах (или кодах партии товара) и, следовательно, может быть внедрена непосредственно на предприятиях-изготовителях, в дистрибьюторских центрах, аптеках и больницах.

Радиоидентификаторы могут стать незаменимыми помощниками и в решении такой проблемы, как фальсифицированные препараты. RFID и голографические метки - как две самые действенные и простые технологии безопасности, примененные вместе, формируют двойную защиту в миниатюрном устройстве. Такой голографический RFID-чип не может быть удален с упаковки без нарушения его целостности, внедрение такого чипа позволяет не только верифицировать подлинность продукта, но и отслеживать поставки по стране.

В рознице для активизации продаж применяют целый спектр инструментов для повышения лояльности потребителей. Среди них - дисконтные программы разного типа. Все системы идентификации клиентов используют в качестве идентификаторов пластиковые карты.

Выделяют четыре основных типа карт:
эмбоссированные (идентификатором служит выдавленный на карте уникальный номер);
карты со штрихкодом (идентификатором служит штрихкод);
карты с магнитной полосой (уникальный номер записан на магнитном носителе полосы);
RFID-карты (принципиально новый вид карт лояльности).

Технология использования первых трех типов карт проста: кассир подносит их к специальному считывающему устройству, которое воспринимает уникальный код клиента, и передает на сервер системы. Там информация обрабатывается, а затем выдается рекомендация кассиру по дальнейшему обслуживанию клиента. Существенным недостатком данного типа карт является сложность обработки данных в реальном времени без существенных задержек, связанных с практически одновременной передачей и централизованной обработкой на сервере вопросов с множества рабочих мест кассиров. Такая задержка существенно снижает возможность использования накопленных бонусов непосредственно в момент предъявления карты. Поэтому накопленные при текущей покупке бонусы могут быть учтены только при следующем посещении клиентом магазина либо еще позднее.

Кроме того, с ростом количества клиентов, рабочих мест кассиров и торговых площадок сети резко возрастает вероятность сбоев системы, связанных с одновременной передачей по вычислительным сетям и обработкой на сервере колоссальных объемов информации. Даже один крупный сбой в работе системы или несколько средних могут дискредитировать систему лояльности в глазах клиентов.

Карты четвертого типа - радиоидентификационные - представляют собой интеллектуальные носители информации нового поколения. Основной особенностью этого вида карт является возможность записи, а затем и чтения информации непосредственно из энергонезависимой памяти самого устройства. Это позволяет создавать локальные базы данных клиентов непосредственно на RFID-карте. Подделать ее практически невозможно.

Работа на кассе с такими картами происходит по отличному от работы с традиционными алгоритму: RFID-карта подносится к специальному считывающему и запоминающему приспособлению, которое проверяет право доступа кассира к информации, записанной на носителе. На основе информации с карты кассиру непосредственно на терминале, без обращения к серверу системы, выдаются рекомендации по обслуживанию клиента. В этом случае отсутствуют задержки в выдаче рекомендации, связанные с передачей данных на сервер и обратно. Таким образом, становится возможным использование бонусов в момент предъявления карты, они сразу же поступают к клиенту, что повышает эффективность программ лояльности. Обращение на сервер с информацией об изменениях в последующем потребуется, но это уже будет происходить без участия покупателя.

Для создания систем лояльности с использованием подобных карт памяти в сообществе аптек, расположенных в разных частях города или даже в разных городах, не придется связывать их между собой мощными корпоративными вычислительными сетями, потому что все решения по управлению взаимоотношениями с клиентами на этих торговых площадках принимаются по локальным базам, хранящимся в самих картах. Данное решение делает возможным применение систем лояльности там, где по техническим причинам высокопроизводительную корпоративную сеть нельзя установить, а сегодня в России - это почти все аптечные сети с аптечными учреждениями в разных населенных пунктах и большинство сетей, аптеки которых разбросаны по территории одного населенного пункта.

Бесконтактные радиочастотные идентификаторы можно с успехом применять также для защиты товара от краж. Такая идентификация происходит при помощи радиочастотного канала, сопоставление объектов осуществляется по уникальному цифровому коду, считываемому из памяти специализированной микросхемой. Этикетки для радиочастотных систем могут быть разными по размерам и цветовой гамме, по функциональным возможностям, как деактивируемыми (защитную функцию которых можно нейтрализовать в момент оплаты), так и недеактивируемыми (с постоянной защитной функцией). Как и любое цифровое устройство, подобная метка обладает возможностями, позволяющими закрыть паролем операции записи и считывания данных. В одной и той же метке можно одновременно хранить закрытые и открытые данные, что делает ее идеальным средством защиты товаров и материальных ценностей от подделок и краж.

Из других инновационных проектов хочется отметить электронные аптеки. В отличие от уже известных интернет-аптек, торгующих ЛП, это нововведение будет намного глобальнее. В нем станут принимать участие многие - начиная от аптек и поликлиник и заканчивая органами управления здравоохранением. В данном проекте предусмотрено создание электронного паспорта здоровья каждого россиянина с медикаментозными назначениями и выполненными услугами на протяжении всей его жизни из всех лечебно-профилактических учреждений, где он получал лечение. Такая система позволит также проводить реальную оценку эффективности препаратов и целых схем лечения, уточнять противопоказания и взаимодействие ЛП с другими лекарственными средствами. В ближайшее время данный проект будет экспериментально реализовываться в некоторых регионах нашей страны.

Если же говорить о локальных проектах, то возможно появление автоматов по продаже лекарств, в т. ч. по рецепту. На Западе такие уже есть, и они довольно просты в эксплуатации. Появление их у нас - вопрос времени и тех же новых информационных технологий.

Т.П. Аполлонова,
исполнительный директор сети аптек
"Здоровые люди" (Санкт-Петербург)
Категория: статьи | Добавил: cmc24 (20.11.2011)
Просмотров: 669 | Рейтинг: 0.0/0