Современные подходы к системе профессиональной подготовки менеджеров здравоохранения – руководителей сестринского персонала с высшим медицин - Приказы Минздрава - Библиотека - Информационный портал для медицинских сестёр
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Информационный портал для медицинских сестёр

Воскресенье, 26.03.2017
Главная » Файлы » Приказы Минздрава

Современные подходы к системе профессиональной подготовки менеджеров здравоохранения – руководителей сестринского персонала с высшим медицин
13.06.2011, 15:56
| Журнал "Главная медицинская сестра"
Тема: Организация работы медицинских отделений и служб, Обеспечение качества медицинской помощи, Общие вопросы кадровой работы, Квалификация персонала
Источник: Главная медицинская сестра №6-2008
Автор: О.Ю. АЛЕШКИНА, канд. мед. наук, доцент кафедры анатомии человека, директор, Д.В. ТУПИКИН, канд. биол. наук, доцент кафедры медбиофизики, заместитель директора, Институт сестринского образования, ГОУ ВПО "Саратовский ГМУ Росздрава”



Главная роль в создании высокоэффективной сестринской службы в системе здравоохранения России отводится организатору сестринского процесса – менеджеру. Специалист, получающий такую квалификацию в здравоохранении, должен свободно ориентироваться в проблемах управления, планирования, качества медицинской помощи и эффективности деятельности медицинского учреждения, а также в вопросах этических норм среднего медицинского персонала и сложной системы коллективной работы в современных условиях деятельности ЛПУ.

Начало подготовки менеджеров сестринского дела в России было продиктовано необходимостью повышения качества сестринской помощи, отсутствием профессиональной подготовки педагогических и управленческих сестринских кадров, а также потребностью в создании базы для научных исследований в области сестринского дела.

В связи с этим в 1991 г. в систему отечественной медицинской школы было введено высшее сестринское образование. К настоящему времени в 40 медицинских вузах России открыты факультеты высшего сестринского образования, которые призваны поднять авторитет сестринской профессии до уровня престижных специальностей.

Кроме того, в последнее время актуальным стал вопрос интеграции высшей медицинской школы и средних медицинских образовательных учреждений. Только в этом случае можно говорить о реальной преемственности знаний, умений и навыков.

В России всегда существовала такая интеграция в системе подготовки специалистов сестринского дела. Достаточно вспомнить Н.И. Пирогова и С.П. боткина – инициаторов открытия сестринских школ и создания учебных программ при некоторых медицинских вузах.

Современным воплощением этой идеи является создание институтов сестринского образования в структуре медицинских университетов страны, призванных обеспечить многоуровневую систему подготовки специалистов сестринского дела и преемственность медицинского образования.

Такие институты открыты в медицинских университетах Санкт-Петербурга, Краснодара, Саратова, Самары, Архангельска, Воронежа.

В Саратовском государственном медицинском университете с 1997 г. началась подготовка специалистов с высшим образованием на дневной, вечерней и заочной формах обучения по специальности "Сестринское дело”, квалификация "Менеджер”.

Создание в 2004 г. в медицинском университете г. Саратова Института сестринского образования позволило перейти на качественно новый этап подготовки профессиональных кадров всех уровней сестринского образования. В Институте осуществляют трехуровневую подготовку специалистов: среднее профессиональное образование, высшее профессиональное и последипломное образование (интернатура). Среднее профессиональное образование введено в структуру университета с 2006 г. и осуществляется по трем специальностям: "Медико-профилактическое дело”, "Фармация”, "Стоматология ортопедическая”.

В подготовке студентов разного уровня образования эффективно используют научный, педагогический и клинический потенциалы университета. Лекции и практические занятия по всем дисциплинам образовательных программ как среднего, так и высшего уровней обучения проводят преподаватели университета – профессора, доценты, ассистенты, что позволяет полнее реализовывать принципы преемственности образования.

Высшее сестринское образование приобретает все более значимую роль в современном здравоохранении России. Это продиктовано необходимостью подготовки руководителей новой формации, способных внедрять и развивать инновационные методы управления сестринским процессом.

Сначала в Саратовском государственном медицинском университете высшее сестринское образование получали всего 30 чел., в настоящее время в Институте сестринского образования обучаются около 900 студентов. Этот факт свидетельствует о высокой востребованности получения высшего образования в Университете; оно охватывает не только г. Саратов и Саратовскую область, но и другие регионы России. Открыты представительства СГМУ в балаково, балашове, Пензе, Тамбове и брянске, в которых в настоящее время получают знания более 400 студентов-заочников.

Подготовку медицинских сестер с высшим образованием с использованием всех форм обучения осуществляют на 30 кафедрах университета по 53 дисциплинам. Студенты получают не только профессиональные знания в области управленческой и психолого-педагогической деятельности, но и повышают общеобразовательный уровень в целом.

Студенты Института сестринского образования, получая теоретические знания по специальности, отрабатывают практические навыки в детских лечебных учреждениях, школе-интернате для детей-инвалидов, медицинском колледже, а также активно занимаются благотворительной деятельностью.

Инновационной формой обучения студентов Института сестринского образования является методика преподавания, помогающая провести анализ непредвиденных, нестандартных ситуаций для выработки осознанных решений. С этой целью на клинических кафедрах, кафедрах философии и социальных наук, экономики и управления здравоохранением разработали программу междисциплинарного элективного курса лекций, которая завершается деловой игрой. Подобная форма обучения позволяет отрабатывать практические навыки управления сестринской деятельностью в нетипичных ситуациях.

В учебном процессе активно внедряются и осваиваются инновационные компьютерные технологии дистанционного образования ("кейс-технологии”): мультимедийные обучающие программы, электронные версии учебно-методических материалов, включающие дополнительный учебный материал, методические разработки, что является важным фактором повышения качества подготовки студентов-заочников по специальности "Сестринское дело”. В будущем дистанционное образование наряду с традиционными методами обучения будет играть важную роль в подготовке каждого студента.

Выпускники, получившие высшее медицинское образование по специальности "Сестринское дело”, в течение последних лет могут получить последипломное образование в интернатуре и аспирантуре по специальности "Управление сестринской деятельностью”, что позволяет готовить специалистов, способных заниматься самостоятельной управленческой, клинической, а также научно-исследовательской деятельностью.

Сложная структура профессиональных задач, решаемых при подготовке медицинских сестер с высшим образованием, определяет необходимость создания научного потенциала сестринского дела. Студенты университета ведут научно-исследовательскую работу в области сестринского дела, отражая ее в выпускных дипломных работах и научных докладах. По результатам учебы в конце IV курса подводят итоги на основе набранных за время обучения баллов. Студентов, набравших 4,2 балла и более, допускают к написанию дипломных работ, остальные сдают государственный экзамен. Студенты, обучающиеся по специальности "Сестринское дело”, защитили 46 дипломных работ и представили на научные межрегиональные и всероссийские конференции более 40 докладов.

В настоящее время 8 выпускников Института сестринского образования обучаются в аспирантуре и выполняют научные исследования в рамках кандидатских диссертаций по проблемам организации сестринского процесса в здравоохранении. В Саратове два специалиста сестринского дела с высшим образованием имеют ученую степень кандидата наук.

Руководящие должности в сестринской службе должны занимать только специалисты сестринского дела с высшим медицинским образованием. Согласно приказу Минздрава России от 16.08.2002 № 267 такими должностями являются:
заместитель главного врача по работе с сестринским персоналом, главная медицинская сестра, главная акушерка;
директор хосписа, заведующий отделением профилактики или медикосоциальной помощи амбулаторно-поликлинического учреждения, заведующий дневным стационаром;
заведующий учебно-методическим отделом учреждения здравоохранения, преподаватель медицинского колледжа.

В настоящие время более 96,7% выпускников Института сестринского образования работают в системе здравоохранения (79,3% – в государственных медицинских учреждениях, 17,4% – в частных).

Выпускники Института сестринского образования занимают должности главных специалистов сестринского дела в министерстве здравоохранения и социального развития Саратовской области, заместителей главного врача по работе с сестринским персоналом в ЛПУ, главных сестер ЛПУ, менеджеров по внебюджетным средствам как в лечебных, так и в фармацевтических учреждениях, преподавателей колледжей и Саратовского государственного медицинского университета.

Таким образом, в настоящее время специалисты-менеджеры, подготовленные в Саратовском государственном медицинском университете, способны умело внедрять инновационные технологии в сестринский процесс, оптимально использовать современные методы управления сестринской службой.
Категория: Приказы Минздрава | Добавил: cmc24
Просмотров: 599 | Загрузок: 1