Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Информационный портал для медицинских сестёр

Вторник, 25.04.2017
Главная » Файлы » Приказы Минздрава

Портфолио как основа индивидуального маршрута обучения
12.06.2011, 19:49
| Журнал "Главная медицинская сестра"
Тема: Организация работы медицинских отделений и служб, Общие вопросы кадровой работы, Квалификация персонала
Источник: Журнал "Главная медицинская сестра", №8- 2009
Автор: Степанова М.П.


В рамках новой образовательной парадигмы ведется разработка и внедрение инновационных технологий обучения, направленных на развитие специальных и ключевых компетенций выпускников. Одним из способов оценивания компетентности учащихся является учебный портфель (портфолио). Данную технологию можно использовать как основу индивидуального маршрута обучения. Она дает студенту возможность работать в собственном темпе. Портфолио нужно для развития навыков рефлексивной деятельности, а также для формирования умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. Портфолио позволяет учитывать и оценивать результаты, достигнутые учащимся в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др., и дополняет традиционные средства контроля обучения.

Функции портфолио. Учебный портфель – это набор материалов, которые учащийся собирает по ходу работы над модулем, проектом, учебным исследованием, при подготовке к экзамену, а также своеобразная «копилка» достижений – грамот, сертификатов, отзывов с баз практики. Кроме накопительной, портфолио выполняет модульную функцию, отражая динамику развития учащегося, результатов достижения цели обучения, его самореализацию, а также демонстрируя стиль учения и показывая особенности его общей и профессиональной культуры, интеллекта. Портфолио помогает учащемуся проводить рефлексию собственной учебной работы, самостоятельно устанавливать связи между предыдущими и новыми знаниями, готовить обоснования будущей исследовательской работы.

Конечная цель учебного портфолио заключается в доказательстве результата обучения. Основной смысл портфолио – показать все, на что ты способен. В зависимости от содержания можно выделить следующие виды портфолио:
портфолио достижений (результаты работы учащегося по конкретному модулю, теме учебного материала);
рефлексивный портфолио (материалы по оценке/самооценке достижения целей, особенностей хода и качества результатов учебной работы; а также по анализу особенностей работы с различными источниками информации);
проблемно-ориентированный портфолио (все материалы, отражающие цели, процесс и результат решения какой-либо конкретной проблемы);
тематический портфолио (материалы, отражающие работу в рамках той или иной темы или модуля).
Рассмотрим пример использования портфолио в преподавании дисциплины «акушерство». Тематический вид портфолио является наиболее приемлемым, т. к. работа над ним не растянута во времени, что позволяет сохранить интерес студента к работе и поддержать познавательную активность на достаточно высоком уровне.

Алгоритм запуска портфолио в общем виде может быть представлен следующим образом.

Начинать работу следует с мотивации: каждому студенту должно быть понятно, зачем нужен портфолио, что он позволит ему получить. Затем совместно со студентами выбирается вид портфолио, устанавливаются сроки сдачи и время работы над портфолио: на занятиях, во время самостоятельной работы или домашней подготовки. Определяется общее количество рубрик, из них часть – обязательные, часть – по выбору. Критерии оценки можно вынести на обсуждение, однако некоторые критерии, такие как наличие всех обязательных рубрик, аккуратность выполнения работы и т. п., являются обязательными и не подлежащими обсуждению.

Каков бы ни был вид портфолио, он представляет собой набор материалов, структурированных определенным образом. Общепринятой является структура портфолио, включающая четыре основных раздела. В разделе «Портрет» студенты представляют себя любым доступным способом: фотографиями, резюме, эссе и др. Раздел «Коллектор» включает информацию, связанную с тематикой, но не являющуюся продуктом деятельности автора: глоссарий, приказы и инструкции, бланки анализов, бланки истории родов, диспансерной карты, индивидуальной карты беременной, информационные материалы, полученные от преподавателя, алгоритмы манипуляций, алгоритмы решения ситуационных задач, стандарты деятельности акушерки, любой иллюстративный материал и др. «Рабочие материалы» – раздел, включающий информацию, которая была использована студентом в процессе подготовки и выполнения заданий: опорные конспекты, рисунки, решения задач, дневники наблюдения за беременными, роженицами, родильницами в роддоме, оформленные учебные истории родов, планы ведения родов, дневники работы в различных подразделениях роддома, графические материалы (таблицы, партограммы, графики, схемы, лото, домино, кроссворды и др.), тексты сообщений и докладов, бесед с пациентами, творческие работы; выполненные контрольные и самостоятельные работы; материалы по проектной, учебно-исследовательской, научно-исследовательской деятельности и др. Этот раздел представляет собой «копилку» работ, выполненных автором портфолио в процессе обучения. Раздел «Мои достижения» содержит работы, демонстрирующие успехи студента, его прогресс в обучении. Это могут быть результаты контрольных и самостоятельных работ, отзывы акушерок, врачей лечебно-профилактических учреждений, пациентов, сертификаты, грамоты научно-практических конференций, олимпиад, конкурсов и др. Приветствуется наличие рефлексивного комментария к каждому материалу этого раздела.

Можно использовать модель портфолио, которая наряду с блоком, обеспечивающим достижение образовательного стандарта, включает рубрики, содержащие индивидуально значимую информацию. Такая модель портфолио включает обязательную и вариативную части.

В обязательную часть портфолио студент помещает выполненные им задания, опорные конспекты, схемы, практические работы в соответствии с требованиями ГОС по дисциплине. Вариативная часть предполагает расширенный или углубленный уровень освоения содержания модуля и рассчитана на высокую познавательную активность студентов. Здесь наряду с заданиями повышенной сложности могут быть предложены работы исследовательского характера. Поэтому вариативная часть может включать дополнительные рубрики, которые студент предлагает сам.

Использование такой модели позволяет учащимся самостоятельно конструировать структуру и содержание портфолио, поэтому создаются условия для разноуровневого освоения учебного содержания модуля, выбора форм учебной работы, приемов и способов оценивания и презентации готовых материалов. За счет этого реализуется индивидуальный маршрут обучения.

Оценивается портфолио по всем разделам и рубрикам по заранее определенным критериям. На итоговом занятии проводится презентация портфолио с использованием мультимедийной техники.

Таким образом, в процессе учебной работы, организованной с использованием портфолио, учащимся представилась возможность самостоятельно планировать свою работу, работать в собственном темпе, иметь свободу выбора маршрута обучения, что позволяет значительно повысить познавательную, творческую активность студентов и обеспечить компетентность студентов по предмету.
Категория: Приказы Минздрава | Добавил: cmc24
Просмотров: 1205 | Загрузок: 1