Медицинские училища - Учебные материалы - Учебные пособия - Библиотека - Информационный портал для медицинских сестёр
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Информационный портал для медицинских сестёр

Суббота, 03.12.2016
Главная » Файлы » Учебные пособия » Учебные материалы

Медицинские училища
15.08.2011, 06:33
МЕДИЦИНСКИЕ УЧИЛИЩА - учебные заведения, осуществляющие подготовку специалистов со средним медицинским образованием. Единая система среднего медицинского образования в СССР была создана в 1936 г., она является частью государственной системы народного образования. Медицинские училища подчинены министерствам здравоохранения союзных республик и местным органам здравоохранения. 

Подготовка специалистов со средним мед. образованием в СССР осуществляется в 650 медицинских и фармацевтических училищах по 12 специальностям. В медицинские училища набирают лиц, окончивших восемь или десять классов дневной и вечерней общеобразовательной школы (табл.). На вечернем отделении обучаются работающие в леч. учреждениях в качестве младшего медперсонала.

Прием учащихся в М. у. ведется в соответствии с правилами приема в средние специальные учебные заведения, утверждаемыми Госкомитетом СССР по народному образованию. Желающие поступить в училище подают заявление на имя директора, документы об образовании, справку о состоянии здоровья и проходят собеседование с членами приемной комиссии. Для улучшения качества набора в М. у. проводится целенаправленная профориентационная работа в школах, на предприятиях и в колхозах преподавателями и учащимися училищ, а также медработниками леч. -проф, учреждений. Во многих М. у. организованы подготовительные курсы. Главными моральными критериями в отборе и профессиональной ориентации молодежи при приеме в М. у. является душевная доброта, желание облегчить страдания больного человека, отзывчивость.

Во многих городах организованы учебно-производственные комбинаты мед. профиля, где учащиеся 9-10-х классов знакомятся с организацией работы мед. учреждений, спецификой леч. отделений больниц, обучаются оказанию первой медицинской помощи (см. Первая помощь) и уходу за больными. Большинство учащихся после занятий в этих комбинатах поступают в медицинские училища.

Учебные планы и программы - основа организации обучения в М. у. Программы по изучаемым предметам утверждаются МЗ СССР. Учебными планами предусматривается теоретическое и практическое обучение учащихся. Теоретическое обучение включает предметы общеобразовательного, общемедицинского цикла и специальные клин, дисциплины. Важнейшей частью педагогического процесса является организация практического обучения, к-рое определяется задачами, стоящими перед здравоохранением. Практическое обучение в М. у. осуществляется на разных этапах: непосредственно в течение учебного процесса, а также в ходе производственной практики. Освоение практических умений и навыков происходит непрерывно, в тесном взаимодействии с теоретическим обучением. Успешному практическому обучению способствуют оборудованные кабинеты по клин, дисциплинам, где широко используются наглядные пособия, различные технические средства, учебные кинофильмы и телевидение. В процессе практического обучения вырабатываются умения и навыки по надлежащему наблюдению и квалифицированному уходу за больными, своевременному обнаружению изменений в состоянии больных, отрабатываются вопросы оказания доврачебной помощи. Практические занятия способствуют привитию учащимся Любви к избранной специальности, воспитанию элементов медицинской этики (см. Этика медицинская) и деонтологии. Работая непосредственно у постели больного, учащиеся применяют теоретические знания на практике, учатся логически мыслить, решать практические задачи.

За каждым М. у. в качестве практических баз приказом министерства здравоохранения республики закрепляются учреждения здравоохранения. Накоплен положительный опыт совместной работы М. у. и леч. -проф. учреждений по повышению качества подготовки и воспитания специалистов среднего звена. Совместно с леч. учреждениями М. у. проводят конкурсы "Лучший по профессии". Формированию интереса к избранной специальности способствует работа учащихся в предметных кружках. Во многих случаях они организуются непосредственно на базе леч. учреждений. В кружках имеется возможность заниматься исследовательской работой. Многие М. у. работают в тесном контакте с мед. ин-тами по различным направлениям учебной, воспитательной и методической работы. Мед. ин-ты оказывают большую помощь предметным кружкам, предоставляя лаборатории, оборудование и наглядные пособия.

Учебно-воспитательная работа в училищах направлена на повышение качества профессиональной подготовки, формирование политически зрелых, вооруженных марксистско-ленинским мировоззрением специалистов, готовых на гражданский и профессиональный подвиг (см. Средние медицинские работники - Герои Советского Союза и Герои Социалистического Труда). Важнейшим условием воспитания является вовлечение учащихся в общественно полезный труд, в процессе к-рого они лучше познают свою будущую профессию. Ежегодно тысячи учащихся М. у. принимают активное участие в III трудовом семестре, работая в качестве младшего медперсонала в лечебно-профилактических и других мед. учреждениях.

Учащиеся дневных отделений подлежат персональному распределению в мед. учреждения за 4 мес. (не позднее) до окончания училища. Производственную практику выпускники училищ, как правило, проходят в тех учреждениях, в к-рые они распределены на работу.

В нек-рых училищах успешно осуществляется профильная производственная практика, обеспечивающая специализацию выпускников непосредственно на месте предстоящей работы. После окончания производственной практики проводится дифференцированный зачет, к-рый могут принимать непосредственно в мед. учреждениях с участием руководителей практики. Учащиеся, успешно прошедшие производственную практику и сдавшие зачет, допускаются к сдаче государственных экзаменов.

В соответствии с "Основными направлениями развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения СССР в двенадцатой пятилетке и на период до 2000 года" будут пересмотрены учебные планы и программы М. у., увеличен в них объем производственной практики, обучения приемам и методам работы с современным оборудованием, техникой, средствами малой механизации.

Выпускникам выдаются дипломы с конкретным указанием полученной специальности. Выпускникам, получившим дипломы с отличием, предоставляется возможность поступать в высшие учебные заведения независимо от года окончания училища.

За последние годы значительно укреплена учебно-материальная база М. у. Создаются учебные кабинеты и лаборатории, к-рые оснащаются новым оборудованием, современными техническими средствами обучения и учебно-наглядными пособиями. Расширяются учебные площади и общежития, улучшается организация общественного питания и мед. обслуживания учащихся. Многие М. у. страны располагают хорошими спортивными сооружениями, имеют свои спортивно-оздоровительные лагеря. Для обобщения передовых форм и методов организации учебного процесса, обмена опытом идеологической, политико-воспитательной работы организованы базовые М. у. Базовые училища определяются министерствами здравоохранения союзных республик. Они имеют положительный опыт подготовки специалистов, обеспечены квалифицированными преподавателями, ведут практическую подготовку учащихся в передовых леч. -проф. и сан. -эпидемиол, учреждениях. С 1986 г. в училищах начали создаваться кабинеты вычислительной техники, в к-рых учащиеся работают на компьютерах. Учащиеся, успешно сдавшие зачеты и экзамены, а также участвующие в общественной работе, обеспечиваются стипендией.

Для повышения квалификации, специализации и усовершенствования среднего медицинского работника на базе крупных М. у. организованы курсы повышения квалификации.

Н. Н. Семенков.
Категория: Учебные материалы | Добавил: cmc24
Просмотров: 542 | Загрузок: 0