Каталог статей
Главная » Статьи » статьи |
Тема: Кадры ЛПУ Источник: Журнал "Справочник фельдшера и акушерки" № 09 2013 Автор: С.И. Двойников, гл. внештатный специалист Минздрава России по управлению сестринской деятельностью …Первое десятилетие XXI в. стало периодом формирования основ для дальнейшего инновационного развития российского здравоохранения, значительных институциональных изменений, обеспеченных государственным планово-бюджетным финансированием. В 2011 г. началась модернизация здравоохранения, которая позволила решить проблемы капитального строительства, обеспечения ЛПУ новым современным оборудованием, внедрения современных стандартов оказания медицинской помощи населению. Между тем в 2012 г. в учреждениях здравоохранения РФ работали 1 299 297 специалистов со средним медицинским образованием, в сельской местности трудилось 202 430 (18%) специалистов. Динамика числа специалистов со средним медицинским образованием в России за период 2006–2012 гг. наглядно отражает ситуацию с изменением числа средних медицинских работников в отрасли (рис. 1). Соотношение врачей и среднего медперсонала 1 : 2,18. Распределение специалистов со средним медицинским образованием по федеральным округам РФ весьма показательно. Основная масса этих специалистов трудится в ЛПУ Центрального федерального округа, меньше всего работает в Дальневосточном и Северо-Кавказском федеральных округах (рис. 2). Из общего числа средних медицинских работников 68,6% (2/3 общей численности) составляют медицинские сестры, 10,9% – фельдшеры, 4,6% – акушерки, остальные имеют другие специальности. Показательна динамика изменения обеспеченности населения средним медицинским персоналом: в Российской Федерации за период 2000–2012 гг. отмечалось уменьшение обеспеченности населения средним медицинским персоналом с 96,9 до 90,8 на 10 тыс. населения. В целом укомплектованность учреждений здравоохранения средним медицинским персоналом составляет 70,6%. В качестве основной тенденции прослеживается более высокая укомплектованность в стационарах, чем в поликлиниках. Таким образом, существует комплекс проблем, связанных с дефицитом кадров средних медицинских работников на различных уровнях здравоохранения. К этим проблемам следует отнести: • отсутствие системных мер социальной поддержки молодых специалистов со средним профессиональным образованием, направленных на закрепление их в отрасли; • недостаточное участие медицинских сестер в системе непрерывного профессионального развития; • отсутствие действенных механизмов повышения мотивации медицинских специалистов со средним образованием к работе в ЛПУ; • отсутствие конкурентных механизмов и обратной связи между учреждениями среднего профессионального медицинского образования и работодателями – ЛПУ страны, обеспечивающих эффективное функционирование системы оценки качества подготовки медицинских специалистов; • отсутствие мер, направленных на обеспечение жильем медицинских специалистов. Серьезным фактором, влияющим на развитие здравоохранения, остается демографическая ситуация. Демографические процессы привели к изменению структуры абитуриентов, поступающих в образовательные учреждения среднего профессионального образования (табл. 1–3), где основной контингент обучающихся – дети, окончившие 9 классов общеобразовательной школы. • низкие заработные платы средних медицинских работников (на 36% ниже, чем в среднем по стране); • высокая доля среднего медицинского персонала пенсионного и предпенсионного возраста (> 50%); • демографический провал (снижение числа выпускников школ в 3 раза); • рост потребностей в медицинской помощи (увеличение заболеваемости и смертности по сравнению с 1990 г. на 46%); • отсутствие прозрачной дифференциации оплаты труда в зависимости от его интенсивности; • произвол главных врачей в оплате труда и несоблюдение этических норм во взаимоотношениях врачей с медицинским персоналом. Задачи концепции развития кадровых ресурсов здравоохранения 1. Оптимизация планирования штатной численности и структуры кадров: совершенствование нормативно-правовой базы, методов и инструментов кадровой политики; создание системы мониторинга кадровых ресурсов здравоохранения. 2. Совершенствование подготовки и непрерывного профессионального развития кадров: совершенствование профессионального образования; совершенствование непрерывного профессионального образования. 3. | |
Просмотров: 1574 | |