Воскресенье, 29.12.2024, 15:15
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
статьи [339]
Вход на сайт
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Информационный портал для медицинских сестёр

Каталог статей

Главная » Статьи » статьи

Развитие высшего сестринского образования в России
ВСО в России: предпосылки

При планировании в нашей стране с конца 80-х гг. качественных преобразований в сестринской практике ставка делалась на квалифицированные сестринские кадры, обладающие профессиональной компетентностью в области не только ухода за больными, но и эффективной управленческой деятельности, рационального использования ресурсов и четкой организации работы персонала. По оценкам экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в России сестринское дело по уровню и темпам развития значительно уступало таковому в большинстве стран Европы. Эксперты отмечали явное несоответствие между уровнем отечественной науки, медицинских технологий и характером сестринской практики. К началу 90-х гг. продолжительность подготовки медсестер в России и других республиках бывшего Союза была самой короткой в Европейском регионе, уровень и содержание профессионального образования не соответствовали международным требованиям и стандартам. Все более очевидной становилась невозможность изменения сестринской практики без реформирования соответствующего образования и системы управления сестринскими кадрами, а также проведения прикладных научных исследований в области сестринского дела.

Справедливости ради не лишним будет отметить, что необходимость изменений в сестринском образовании осознавалась в России давно, на это указывает регулярное обновление учебных планов каждые 5 лет даже в самые "застойные" времена. Однако все изменения носили сугубо эмпирический характер и не затрагивали концептуальных основ профессионального сестринского образования. Более решительным преобразованиям долго препятствовали характерные для советских времен жесткая централизация и инертность системы профессионального образования, а также полное пренебрежение зарубежным опытом. К этому следует добавить традиционно низкий статус медсестры в нашем обществе и укоренившиеся в сознании людей стереотипы в отношении сестринской практики.

Международный опыт

К началу 90-х гг. XX в. высшее сестринское образование (ВСО) существовало уже в большинстве стран Европы и других регионов мира. Его позитивное влияние на развитие сестринской практики отмечалось многими авторитетными международными организациями, в т. ч. ВОЗ, Международной организацией труда (МОТ) и Международным советом медсестер.

С конца 60-х гг. прошлого столетия тема высшего образования для медсестер неоднократно подвергалась дискуссиям и обсуждениям на международных совещаниях и симпозиумах в Европе. В 1966 г. Комитет экспертов ВОЗ по сестринскому делу заявил о том, что «медсестры должны иметь возможность развития и совершенствования своих способностей, с тем чтобы оказывать наиболее квалифицированную помощь населению, а также развивать профессиональное мышление для принятия самостоятельных решений, основанных на научных, клинических и организационных принципах» (Серия техн. докл. ВОЗ, 1966, № 347, с. 13). Эксперты сошлись во мнении по поводу того, что следует научить медсестер аналитически мыслить, подготовить их к проведению исследований, необходимых для научного обоснования и совершенствования профессиональной практики. В выводах Комитета указывалось, что университеты и другие высшие учебные заведения располагают возможностями для достижения таких целей.

Обсуждению проблем высшего образования для медсестер в Европейском регионе был посвящен симпозиум, организованный ВОЗ в Гааге в 1972 г. В его документах даны подробное обоснование и перечень преимуществ обучения медсестер на университетском уровне. На необходимость создания программ ВСО, ориентированных в основном на подготовку педагогических, управленческих и исследовательских кадров, указывалось также в рекомендациях Конвенции МОТ "О сестринском персонале" (1977 г.), ратифицированной многими странами мира.

Отечественное ВСО в начале трудного пути

Указанная Конвенция была ратифицирована нашей страной в 1979 г., а решение об организации ВСО одобрено Всесоюзным совещанием специалистов со средним медобразованием (Тула, 1989 г.) и поддержано Минздравом СССР, однако фактическая реализация намеченных планов по объективным причинам задерживалась. Они были претворены в жизнь лишь несколько лет спустя благодаря огромным усилиям Г.М. Перфильевой.

В соответствии с приказом Госкомитета СССР по народному образованию от 28.06.91 № 313 специальность "сестринское дело" вошла в перечень специальностей высших учебных заведений и была закреплена за учебно-методическим объединением (УМО) по медицинскому образованию. Уже после распада Советского Союза специальность 040600 "сестринское дело" была определена Комитетом по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ в качестве одного из четырех направлений высшего образования в области здравоохранения России (приказ от 20.07.1992 № 459). Перед вузами, приступившими к обучению специалистов нового профиля, была поставлена стратегическая цель - подготовить квалифицированные педагогические и управленческие сестринские кадры, способные на высоком профессиональном уровне решать задачи развития отрасли на основе принципов научного управления, рационального использования ресурсов, технологического совершенствования, реализации и развития кадрового потенциала.

Первые два факультета ВСО были созданы в 1991 г. в Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова и Самарском государственном медицинском университете. Вначале существовала только очная форма подготовки специалистов, на каждый факультет было принято по 50 че¬ловек. С учетом необходимости подготовки руководящих сестринских кадров из лиц, уже владеющих профессией медицинской сестры, прием на факультеты ВСО ограничивался только лицами со средним медицинским образованием, а срок обучения по очной форме был сокращен до четырех лет против минимальных пяти для подготовки специалистов с высшим образованием в то время.

Минздрав России отводил начатому делу чрезвычайно важную роль, о чем свидетельствует неоднократное обсуждение вопроса на Коллегии Минздрава и запись в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ в 1991 г. (Белой книге Президента). Факт открытия факультетов ВСО в России был отмечен в докладе Генерального директора ВОЗ "Укрепление роли сестринского персонала в поддержку стратегий достижения здоровья для всех" на 45-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения (апрель, 1992, п. 9).

Новому для отечественного здравоохранения направлению подготовки кадров предстояло решить множество проблем. Объективные трудности формирования системы ВСО были связаны с отсутствием в России специально подготовленных профессорско-преподавательских кадров, соответствующего учебно-методического обеспечения и базы данных научных исследований в области сестринского дела. Консультативную помощь российским специалистам в решении ряда вопросов оказывали зарубежные эксперты.

Российское ВСО в первое десятилетие

В течение первых трех-четырех лет обучение студентов на факультетах ВСО осуществлялось преимущественно по рабочим авторским программам. Кафедры совместно с деканатами факультетов вели большую работу по созданию и апробации учебно-программного и методического обеспечения специальности. Основные трудности возникали в связи с преподаванием новых учебных курсов и дисциплин. Типовые программы, рекомендуемые Минздравом России, стали выходить в свет после 1994 г. Вслед за ними появились первые учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений по специальности "сестринское дело".

К 1994 г. в России сформировалась многоуровневая система сестринского образования, в которой высшему образованию соответствовал 3-й уровень профессионально-образовательных программ по специальности "сестринское дело". Его особенность заключалась в том, что обучение базировалось на среднем медицинском образовании соответствующего профиля с учетом достигнутого уровня профессиональных знаний и умений по специальности. Иными словами, студентами факультета ВСО могли стать лица, окончившие медицинские училища или колледжи и получившие квалификацию медсестры, акушерки или фельдшера.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки по специальности при очной форме обучения составлял четыре года. Целью высшего профессионального образования для медсестер являлась подготовка специалистов к педагогической и управленческой деятельности в области сестринского дела. Выпускникам, успешно освоившим профессионально-образовательную программу этого уровня, присваивалась квалификация менеджера по специальности 040600 "сестринское дело".

В связи с переменами резко повысилась заинтересованность работающих медсестер со стажем в обучении на факультетах ВСО. По просьбе регионов в 1993 г. Минздравом России была введена подготовка специалистов по вечерней (заочно-очной) форме, однако и эта мера не удовлетворила полностью потребность большинства работающих медсестер в обучении из-за их удаленности от места учебы. В 1996 г. в соответствии с решением, совместно принятым Минздравом и Минобразования России, факультеты ВСО открыли прием на заочные отделения для работающих медсестер с большой мотивацией к обучению.

ГОСы высшего профессионального образования

Каждому уровню подготовки специалистов соответствовал свой Государственный образовательный стандарт (требования к минимуму содержания подготовки по специальности). В 1994 г. Минздрав России одобрил и ввел в действие 1-й ГОС высшего профессионального образования по специальности 040600 "сестринское дело", разработанный Московской медицинской академией при методическом руководстве УМО по медицинскому образованию. В 2000 г. был разработан и введен в действие ГОС 2-го поколения.

В соответствии с данными образовательными стандартами содержание подготовки выпускника-менеджера состояло из четырех блоков учебных дисциплин: 1) общие гуманитарные и социально-экономические; 2) естественнонаучные и медико-биологические; 3) профессиональные (клинические); 4) дисциплины по специальности (цикл административно-управленческих и психолого-педагогических дисциплин). Дисциплины определяли основные направления подготовки выпускников: преподавателей медицинских образовательных учреждений и руководителей сестринских служб всех уровней.

Важное место в организации учебного процесса на факультетах ВСО вузов отводилось научно-исследовательской работе студентов, что было связано с необходимостью формирования отечественной научной базы исследований в области сестринского дела. Студенты уже с первого курса знакомились с простейшими методами исследования. За время обучения на факультете каждый из них выполнял не менее двух курсовых работ: по психолого-педагогическому и административно-управленческому направлению. Выполнение курсовых студенческих работ служило хорошей подготовкой для осознанного выбора темы и проведения исследований для выпускной дипломной работы. Тематика научных исследований студентов, как правило, была связана с различными прикладными аспектами проблем сестринского дела.

В 1998 г. на факультетах ВСО, как и для других специальностей высшей медицинской школы, была введена комплексная трехэтапная итоговая государственная аттестация выпускников. Постепенно отрабатывалась методика, совершенствовались формы и содержание аттестации, был создан банк междисциплинарных тестовых заданий. Также было подготовлено Положение о выпускной дипломной работе для студентов ВСО, неоднократно издавались сборник тестовых заданий для итоговой аттестации выпускников и сборник междисциплинарных ситуационных задач по специальности.

ВСО в России сегодня

В настоящее время факультеты ВСО работают в 45 вузах России, из которых: 36 - государственные медицинские вузы Минздравсоцразвития России, 7 - государственные и 2 - негосударственные вузы Минобрнауки России.

Общий контингент обучающихся студентов в настоящее время составляет 10 287 человек, из них 635 (6%) учится на очной форме обучения, 968 (9%) - на очно-заочной (вечерней) и 9125 (85%) - на заочной форме обучения. Наибольший контингент обучающихся (700 человек) - в Санкт-Петербургской медицинской академии им. Мечникова, чуть меньше -в Первом Московском государственном медицинском университете (647 студентов) и Самарском государственном медицинском университете (615 студентов). Общее число выпускников за все годы обучения составило 20 009 человек.

На сегодняшний день в соответствии с действующим приказом Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 № 415н "Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения" выпускники факультетов ВСО (после прохождения интернатуры по специальности "управление сестринской деятельностью") могут занимать следующие должности: заместитель главного врача (директора, заведующего, начальника) учреждения здравоохранения; главная медицинская сестра; главная акушерка; главный фельдшер; директор хосписа; директор дома сестринского ухода; руководитель структурного подразделения (сестринского ухода, медицинской профилактики, медицинской статистики, организационно-методического); врач-статистик; врач-методист. В настоящее время 6812 выпускников факультетов ВСО (34%) работают в системе здравоохранения на должностях в соответствии с полученным образованием.

Ориентировочная потребность учреждений здравоохранения в специалистах по управлению сестринским делом составляет около 40 тыс. человек. Минздравсоцразвития России рассчитывает на то, что в будущем должности главных медсестер будут занимать только специалисты с высшим сестринским образованием, а штат крупных лечебно-профилактических учреждений будет предусматривать сразу несколько должностей для профессиональных управленцев сестринским персоналом.

Однако в настоящее время существующая система подготовки специалистов с ВСО пришла в противоречие с правовыми основами отечественного образования (п. 3 ст. 24 Закона от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании"): "Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, а также лица, уровень образования или способности которых являются достаточным основанием для получения высшего профессионального образования по сокращенным или по ускоренным программам бакалавриата, могут получать высшее профессиональное образование по таким программам. Получение высшего профессионального образования по сокращенным программам подготовки специалиста и программам магистратуры не допускается'.

Новый ФГОС для ВСО: особенности

В сложившихся условиях единственным способом сохранить ВСО является его перевод на двухуровневую систему "бакалавр - магистр". Вопрос о сопоставлении существующей системы ВСО с системой "бакалавр - магистр" рассматривался в 2006 г. на совещании деканов факультетов ВСО образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию с участием экспертов ВОЗ.

Совещание пришло к выводу о необходимости изучения перспективного для России зарубежного опыта подготовки медицинских сестер - бакалавров. Данный вывод основан на анализе трудоемкости и содержания образовательной программы подготовки бакалавров сестринского дела и видов деятельности, к которой они готовятся за рубежом. Принимавшие участие в совещании эксперты ВОЗ поддержали сделанное на нем заключение. В связи с этим в 2010 г. специалисты Первого Московского медицинского университета им. М.И. Сеченова и Самарского государственного медицинского университета разработали проект ФГОС подготовки бакалавров по специальности "сестринское дело", который сначала, в январе 2011 г., был утвержден Минобрнауки России, а затем, в марте 2011 г., - Минюстом России.

В соответствии с ФГОС нового поколения нормативный срок обучения по очной форме составляет 4 года, общая трудоемкость освоения основной образовательной программы - 240 зачетных единиц. При этом предусмотрена возможность сокращенной до двух лет программы бакалавриата для лиц со средним медицинским образованием соответствующего профиля. Также планируется освоение основной образовательной программы бакалавриата по очной и очно-заочной (вечерней) форме обучения.

ФГОС предусматривает следующие основные виды профессиональной деятельности медицинской сестры-бакалавра: лечебно-диагностическая; реабилитационная; медико-профилактическая; организационно-управленческая и исследовательская деятельность. В то же время конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, могут определяться высшим учебным заведением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса.

Основные задачи профессиональной деятельности бакалавров в области лечебно-диагностической деятельности:
участие в лечебно-диагностической помощи пациентам различных возрастных групп в условиях стационара и поликлиники;
организация и осуществление сестринского ухода в стационаре и на дому;
оценка состояния пациента и оказание неотложной доврачебной медицинской помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях;
медицинская помощь населению в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения;

в области реабилитационной деятельности:
проведение реабилитационных программ и мероприятий;
организация сестринского обеспечения реабилитационной работы;

в области профилактической деятельности:
проведение мер по укреплению и поддержанию здоровья населения различных возрастных групп;
организация обучения и контроль обученности пациента и его окружения;
выявление физических, психических, социальных, экологических, этнических факторов риска для здоровья пациента (семьи) и консультирование населения по вопросам уменьшения их влияния на здоровье; обеспечение безопасной больничной среды;
обучение пациента и его семьи поддержанию здоровья в различные возрастные периоды, уходу и самоуходу, здоровому образу жизни;
обеспечение работы отделения (кабинета) профилактики, центра здоровья;

в области организационно-управленческой деятельности:
ведение учетно-отчетной медицинской документации;
организация работы сестринских служб различных уровней;
внедрение инновационных технологий сестринской деятельности;
организация сбора и обработки медико-статистических данных;
разработка методических и обучающих материалов для подготовки и профессионального развития сестринских кадров;

в области исследовательской деятельности:
анализ научной литературы и официальных статистических обзоров;
проведение научно-практических исследований в области сестринского дела и общественного здоровья.

ФГОС нового поколения по специальности "сестринское дело" (квалификация "бакалавр") значительно отличается по направленности, содержанию и методологии от действующего в настоящее время ГОС ВСО 2-го поколения. Существенные отличительные особенности от ГОС 2-го поколения имеет профессиональная подготовка будущих сестер-бакалавров.

Профессиональный блок дисциплин ФГОС включает как предметы базовой подготовки медицинской сестры (в соответствии с утвержденным ФГОС СПО нового поколения по специальности "сестринское дело"), так и дисциплины, входящие в программу подготовки специалиста с ВСО (из стандарта 2-го поколения): "психология в профессиональной деятельности", "педагогика с методикой преподавания, "теория управления", "менеджмент в сестринском деле", "маркетинг в здравоохранении", "медицинское и фармацевтическое товароведение", "организация профилактической работы с населением", "статистический учет в здравоохранении", "стандартизация в здравоохранении", "общественное здоровье".

В специальный блок входят в основном дисциплины базовой подготовки медицинской сестры: "теория сестринского дела", "основы сестринского дела", "сестринское дело в терапии", "сестринское дело в педиатрии", "сестринское дело в хирургии", "сестринское дело в акушерстве и гинекологии", "сестринское дело при инфекционных болезнях и курсе ВИЧ-инфекции", "сестринское дело в психиатрии и курсе наркологии", "сестринское дело в гериатрии", "основы реабилитации".

Роль и место медсестер-бакалавров в здравоохранении

Роль и место бакалавров в здравоохранении должно определять содержание их подготовки, а именно: медицинские сестры для высокотехнологичной помощи, медицинские сестры, работающие автономно - школьная медицина, профессиональная медицина; и медицинские сестры общественного здравоохранения - специалисты по укреплению здоровья и профилактике.

Из медицинских сестер-бакалавров может формироваться первичный уровень управленческого звена сестринской службы - старшие медицинские сестры. Следующее возможное направление деятельности - профилактическая работа с населением, в первую очередь в создаваемых в настоящее время школах здоровья. В силе остается также занятие должностей в соответствии с действующим приказом Минздравсоцразвития России № 415н, о котором уже упоминалось ранее.

Прошедший период стал для ВСО ответственным и серьезным испытанием на соответствие нового направления подготовки стандартам высшей медицинской школы и требованиям системы здравоохранения. Работа по развитию учебно-методического обеспечения, совершенствованию содержания и методологии образования, созданию компьютерных программ для различных форм обучения по специальности "сестринское дело" в высшей школе продолжается. Несмотря на то, что нерешенных проблем еще достаточно, с ними можно справиться, когда есть команда высокопрофессиональных специалистов в области сестринского дела!

Двойников Сергей Иванович,
д-р мед. наук, проф., лауреат премии Правительства РФ.
Член Центральной аттестационной комиссии Минздравсоцразвития России,
член Координационного совета по медицинскому и фармацевтическому образованию Минздравсоцразвития России
Категория: статьи | Добавил: cmc24 (17.07.2011)
Просмотров: 2509 | Рейтинг: 0.0/0