Каталог статей
Главная » Статьи » статьи |
Тема: Нормирование труда Источник: Журнал "Справочник фельдшера и акушерки" № 07 2013 Автор: В.М. Шипова, д-р мед. наук, проф., гл. науч. сотр. ФГБУ «Национальный НИИ общественного здоровья» РАМН, проф. кафедры медико-социальных проблем охраны материнства и детства ГОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования», г. Москва, О.Г. Минин, канд. мед. наук, гл. врач Мурманского медицинского комплекса Национального медико-хирургического центра им. Н.И. Пирогова, г. Мурманск В настоящей статье рассматривается нормативная обеспеченность должностями фельдшеров тех ЛПУ, которые оказывают амбулаторно-поликлиническую помощь населению. В эти показатели в 2012 г. внесены существенные изменения приказами Минздравсоцразвития России от 16.04.2012 № 366н (далее – приказ № 366н) и от 15.05.2012 № 543н (далее – приказ № 543н). К сожалению, эти документы, как и все приказы по Порядкам оказания медицинской помощи, содержат массу ошибочных положений, затрудняющих их использование в практике здравоохранения. В частности, в указанных документах игнорируется расчетный В соответствии с приказом № 366н должности фельдшеров для оказания медицинской помощи детям не предусмотрены. Следует заметить, что по приказу Минздрава СССР от 11.10.1982 № 999 в детских городских поликлиниках должности фельдшеров или медицинских сестер устанавливались в приемно-смотровом фильтре (бокс с отдельным входом) и для усиления профилактической работы среди здоровых детей. Этот же норматив предусматривался и в по следующем приказе Минздрава РФ от 16.10.2001 № 371, определяющем штатные нормативы персонала детских поликлиник, входящих в состав городских и детских городских больниц, медико-санитарных частей со стационарами. В приказе № 366н в кабинете здорового ребенка детской поликлиники (в соответствии с действующей номенклатурой учреждений здравоохранения – детская городская поликлиника) рекомендуется устанавливать лишь должность медицинской сестры (п. 46 Приложения 5), а медицинский персонал фильтра не указан вовсе. Приказом № 543н должности фельдшеров предусмотрены для обеспечения деятельности ФАП, фельдшерского здравпункта, врачебной амбулатории, центра (отделения) общей врачебной практики (семейной медицины). Не все из указанных наименований типов учреждений совпадают с действующей номенклатурой учреждений. Так в приказе № 543н указаны названия «врачебная амбулатория» и «центр общей врачебной практики (семейной медицины)», в то время как в номенклатуре учреждений – «амбулатория» и «центр общей врачебной (семейной) практики». Неправильные наименования учреждений здравоохранения в практике здравоохранения вызывают трудности в установлении работникам режима труда и отдыха, пенсионном обеспечении и т. д. Тем более эти ошибки не должны допускаться в нормативно-правовых документах. Нормативы должностей фельдшеров ФАП полностью совпадают с приказом Минздрава СССР от 26.09.1978 № 900. Штатные нормативы персонала фельдшерского здравпункта в соответствии с Приложением № 19 к приказу № 543н устанавливаются вне зависимости от численности работников (фельдшер – 1 должность, медицинская сестра – 1 должность, санитар – 0,5 должности), что может привести к разной нагрузке этого персонала в разных учреждениях. По приказу Минздрава СССР от 11.10.1982 № 999 должности заведующего здравпунктом – фельдшера или медицинской сестры устанавливались в каждом подразделении, а должности фельдшера, акушерки, медицинской сестры устанавливались следующим образом: при численности работников (учащихся), равной 801–1500 – 0,5–1,0 должность, а при 1501–2000 работников (учащихся) – 1,5–2,0 должности. Формулировка норматива должности фельдшера амбулатории требует редакционной правки. По-видимому, авторы приказа имели в виду следующее: должности фельдшеров амбулаторий устанавливаются в том случае, если на эту должность возлагаются функции лечащего врача. Должности фельдшеров устанавливаются и в центре (отделении) общей врачебной (семейной) практики. В соответствии с ранее действующим приказом Минздрава России от 21.03.2003 № 112 на 1 должность врача общей практики (семейного врача) устанавливалось 2 должности медицинской сестры, а также должность помощника, хотя в номенклатуре должностей такая должность отсутствовала. Согласно Приложению 22 к приказу № 543н на 1 должность врача устанавливается 1 должность фельдшера и по-прежнему 2 должности медицинской сестры. В отделение (кабинет) медицинской профилактики впервые вводится должность фельдшера. По ранее действующему приказу Минздрава СССР от 23.09.1981 № 1000 в отделении профилактики устанавливалась должность заведующего врача-терапевта и должности медицинских сестер. В соответствии с приказом № 543н должность заведующего кабинетом (отделением) медицинской профилактики может быть как врачебной, так и фельдшерской, так же как и должность заведующего кабинетом медицинской помощи при отказе от курения. Таким образом, анализ современных нормативно-правовых документов позволяет сделать следующие выводы: • наряду с исключением нормативной численности должностей фельдшеров при оказании медицинской помощи детям значительно расширена возможность введения этих должностей в штатные расписания ЛПУ, оказывающие первичную медицинскую помощь взрослому населению; • в нормативно-правовые документы, утвержденные на федеральном уровне управления здравоохранением, необходимо внесение изменений для устранения недостатков в формулировках положений приказов, приведения в соответствие наименований учреждений здравоохранения, указанных в приказах, с действующей номенклатурой учреждений здравоохранения. Ниже приведены извлечения из Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Минздравсоцразвития РФ от 15.05.2012 № 543н, и Приложений к нему. Приложения Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденное приказом Минздравсоцразвития РФ от 15.05.2012 № 543н <…>18. Рекомендуемая численность прикрепленного населения на врачебных участках в соответствии с нормативной штатной численностью медицинского персонала составляет: • на фельдшерском участке – 1300 человек взрослого населения в возрасте 18 лет и старше; • на терапевтическом участке – 1700 человек взрослого населения в возрасте 18 лет и старше (для терапевтического участка, расположенного в сельской местности, – 1300 человек взрослого населения); • на участке врача общей практики – 1200 человек взрослого населения в возрасте 18 лет и старше; • на участке семейного врача – 1500 человек взрослого и детского населения; • на комплексном участке – 2000 и более человек взрослого и детского населения.<…> Примечания 1. Настоящие штатные нормативы применяются при расчете штатов ФАП, расположенных на расстоянии свыше 2 км от других медицинских организаций (в т. ч. ФАП). Их применение к ФАП, создаваемым в населенных пунктах, расположенных на расстоянии до 2 км от других медицинских организаций, учреждений, осуществляется индивидуально на территории субъекта РФ. Применение указанных нормативов к 2 и более ФАП, организуемым в одном населенном пункте, не допускается. 2. Штатные нормативы, предусмотренные для ФАП, обслуживающих 700–900 жителей, могут применяться при расчете штатов: • ФАП, организуемого в населенном пункте с числом жителей 300–700 человек, если населенный пункт удален от ближайшей медицинской организации (в т. ч. другого ФАП) на расстояние свыше 4 км; • ФАП, обслуживающего менее 300 жителей, если населенный пункт удален от других медицинских организаций на расстояние свыше 6 км. 3. Настоящие рекомендуемые штатные нормативы не распространяются на медицинские организации частной системы здравоохранения. Примечания 1. Настоящие рекомендуемые штатные нормативы не распространяются на медицинские организации частной системы здравоохранения. 2. Зона обслуживания отделения (кабинета) медицинской профилактики включает зоны обслуживания медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, в составе которых отсутствует отделение (кабинет) медицинской профилактики. | |
Просмотров: 4588 | |