Каталог статей
Главная » Статьи » статьи |
Тема: Нормирование труда Источник: Журнал "Справочник фельдшера и акушерки" № 05 2013 Автор: В.М. Шипова, д-р мед. наук, проф., гл. науч. сотр. ФГБУ "Национальный НИИ общественного здоровья” РАМН, проф. кафедры медико-социальных проблем охраны материнства и детства ГОУ ДПО "Российская медицинская академия последипломного образования”, г. Москва, О.Г. Минин, канд. мед. наук, гл. врач Мурманского медицинского комплекса Национального медико-хирургического центра им. Н.И. Пирогова, г. Мурманск … Соотношение между врачебным и средним медицинским персоналом постоянно сокращается: если в 2000 г. на 1 должность врача приходилось 2,3 должности среднего медицинского персонала, то в 2010 г. – 2,1. При оказании акушерско-гинекологической помощи это соотношение изменяется еще больше: в 2000 г. на 1 должность врача-акушера-гинеколога приходилось 1,8 должности акушерки, а в 2010 г. – 1,5. Нормативная численность медицинского персонала устанавливается штатными нормативами. В настоящее время действует приказ Минздравсоцразвития России от 02.10.2009 № 808н «Об утверждении порядка оказания акушерско-гинекологической помощи», составной частью которого являются штатные нормативы. Нормативы для поликлинических учреждений Планирование численности акушерок для оказания амбулаторно-поликлинической помощи тесным образом связано с нормативами для врачей акушеров-гинекологов. Так, в соответствии с приказом № 808н должность врача-акушера-гинеколога устанавливается из расчета 1 должность на 2200 женщин, а при оказании медицинской помощи в детском возрасте – из расчета 1,25 должности на 10 тыс. детского населения. Показателем для планирования численности акушерок является врачебная должность: должность акушерки устанавливается на каждую должность врача-акушера-гинеколога. По ранее действующему приказу Минздрава СССР от 29.12.1983 №1495 «О штатных нормативах медицинского, фармацевтического персонала и работников кухонь родильных домов, акушерских отделений (палат), отделений (палат) для новорожденных и женских консультаций» должность врача-акушера-гинеколога устанавливалась из расчета 1 должность на 6000 взрослого населения, а при наличии в его составе свыше 55% женщин – 1 должность на 3300 женщин старше 15 лет. Таким образом, нормативная численность врачей-акушеров-гинекологов и, следовательно, акушерок для оказания амбулаторно-поликлинической помощи взрослому населению увеличилась в 1,5 раза. Судить об обоснованности такого решения можно на основании сравнения этих данных с объемом проводимой или планируемой работы. Объем работы в каждом конкретном учреждении определяется по статистической документации и выражается в числе посещений в год. На основании этих данных по общепринятой методике нормирования труда с учетом плановой функции врачебной должности можно рассчитать численность должностей. Пример расчета: В женской консультации в течение года было 50 000 посещений, из них 10 000 профилактических осмотров в специально выделенные дни или часы. Плановая функция должности врача-акушера-гинеколога, выраженная в числе лечебно-диагностических посещений, составляет 6200. Затраты рабочего времени врача и акушерки на профилактический осмотр примерно на 30% меньше, чем на лечебно-диагностическое посещение в поликлинике. Следовательно, указанные 10 000 профилактических посещений по трудозатратам соответствуют 7000 лечебно-профилактических посещений. Таким образом, общее число посещений в единицах, эквивалентных лечебно-диагностическим посещениям, составляет 47 000 (50 000 10 000 + 7000). Число должностей, необходимое для выполнения этой работы, составляет 7,581 должности (47000 : 6200). Аналогичным образом можно было бы рассчитать и общую численность врачей-акушеров-гинекологов для оказания амбулаторно-поликлинической помощи в целом по стране. Однако отраслевая статистика не содержит сведений о числе посещений к этим и другим специалистам. Планово-нормативное число посещений к врачам устанавливается в территориальной Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Специально проведенные расчеты показывают, что установленный приказом Минздрава СССР норматив – 1 должность на 3300 женщин – вполне обеспечивает выполнение гарантированного государством объема помощи, и необходимости в уменьшении численности женщин на 1 должность врача до 2200 женщин и, следовательно, в увеличении нормативной численности врачей акушеров-гинекологов и соответственно акушерок, как это предусмотрено приказом № 808н, не было. Такая экономическая необоснованность новых нормативных показателей по труду характерна и для большинства других приказов по порядкам оказания медицинской помощи. Нормативы для больничных учреждений Численность медицинского персонала больничных учреждений устанавливается на определенное число коек, при этом указывается либо численность должностей, либо число круглосуточных постов. В соответствии с указанным приказом Минздрава СССР должности акушерок устанавливались из расчета 1 круглосуточный пост на: • 35 коек в акушерском физиологическом отделении; • 20 коек в отделении патологии беременности; • 15 коек в акушерском обсервационном отделении; • 60 акушерских физиологических коек и коек патологии беременности в родовом отделении. Кроме того, предусматривались должности акушерок в смотровой родильного дома в зависимости от коечной мощности учреждения. Приказом Минздравсоцразвития России № 808н внесены существенные изменения в нормативную численность акушерок. Круглосуточный пост устанавливается из расчета на: • 25 коек в акушерском физиологическом отделении (вместо 35 коек); • 2 индивидуальные родовые; • 1 предродовую и 1 родовую, и в приемном отделении независимо от мощности ЛПУ. Такое установление должностей требует определенной статистической обеспеченности новых показателей для планирования численности акушерок. Для расчета штатов ЛПУ наряду с общепринятым показателем для нормирования труда медицинского персонала больничных учреждений (числом коек) необходимо определение числа родовых, предродовых, в т. ч. индивидуальных. Отсутствие этих данных в статистической документации родильного дома может привести к довольно произвольному использованию нормативов. Таким образом, приказом № 808н нормативное число акушерок сильно увеличено по сравнению с приказом Минздрава СССР. Для внедрения этого нормативно-правового документа в практику здравоохранения необходимы существенные изменения в кадровой политике, в объеме и структуре подготовки среднего медицинского персонала. Однако экономическая необоснованность положений приказа № 808н приводит к тому, что практика здравоохранения не спешит откликнуться на эти новые нормативы. К тому же ожидаемое в ближайшие годы снижение рождаемости в связи с уменьшением численности женщин детородного возраста значительно снизит нагрузку на врачей-акушеров-гинекологов и, соответственно, акушерок. Наши рекомендации по совершенствованию нормирования труда медицинского персонала для оказания акушерско-гинекологической помощи сводятся к следующему: • необходим пересмотр приказа № 808н в целях приведения нормативов по труду в соответствие с объемом планируемой работы; • численность персонала в каждом конкретном учреждении здравоохранения при составлении штатного расписания ЛПУ должна определяться на основе объема работы, указанного в муниципальном или государственном заказе, по методике нормирования труда. | |
Просмотров: 1154 | |