Каталог статей
Главная » Статьи » статьи |
Cовершенствование квалификации среднего медицинского персонала как важный фактор повышения качества оказания сестринской помощи в медицинской организации*Основанием для проведения эксперимента являлась потребность в пересмотре подходов к последипломному образованию через создание системы "образовательной самостоятельности” ЛПУ, что определено Программой развития сестринского дела на период 2010–2020 гг. Экспериментальная деятельность была обеспечена нормативно-правовой, материально-технической и учебно-методической базой. Общее руководство деятельностью осуществлялось менеджером сестринского дела с использованием системного подхода к управлению. В штат учебно-методического кабинета руководством больницы введена должность медицинской сестры – координатора за счет должностей среднего медицинского персонала больницы. Подготовлена и внедрена в работу должностная инструкция медицинской сестрыкоординатора (приложение 2). Разработку тематического плана семинарских занятий и непосредственно их проведение осуществляли два специалиста с высшим сестринским образованием и два специалиста с незаконченным высшим сестринским образованием. Подготовлены специализированные программы обучения в "Школе сестринского дела” для старших медицинских сестер и их резерва, палатных медицинских сестер, медицинских сестер процедурных и перевязочных; специализированные программы обучения медицинских сестер в "Школе молодого специалиста” на один год, со сдачей дифференцированного зачета по окончании обучения (приложение 3). Во время проведения исследования для всех лечебных отделений подготовлен стандартный пакет документов, информационно-методический материал, включающий все необходимые сведения для повседневной работы, разработанный Советом по сестринскому делу: · стандарты сестринских технологий в педиатрии; · стандарты оказания неотложной помощи в педиатрии и др. Подготовлены инструктивно-методический материал по профилактике внутрибольничных инфекций, инфекционной безопасности пациента и медицинского персонала и приказы и инструкции по фармацевтическому порядку. Для лучшей организации работы по обучению сестринского медицинского персонала проводились ежемесячные обучающие конференции с демонстрацией видеофильмов. В течение 2010–2011 гг. медицинской сестрой – координатором, старшими медицинскими сестрами проведены мастер-классы по стандартам сестринских технологий. Для контроля знаний использовались тест-опросы, решение ситуационных задач, которые в сочетании с традиционными методами обучения позволяют повысить эффективность подготовки специалистов. Подготовлены темы для проведения тест-опросов: алгоритм стандартов по сестринским технологиям в педиатрии; знание противоэпидемического режима, санитарных правил, инструкций и т. д.; соблюдение холодовой цепи при транспортировке и хранении иммунобиологических препаратов; этико-деонтологические принципы работы медицинской сестры и др. Оценка качества сестринской деятельности по результатам обучения По результатам обучения специалистов была проведена внутриведомственная экспертная оценка качества сестринской деятельности. В ролиэкспертов выступили главная медицинская сестра и старшие медицинские сестры (таблица). Как показали результаты экспертной оценки, после обучения повысились интегральные показатели качества сестринского труда в соматических отделениях: кардиоревматологическом – с 0,90 до 0,99 балла, неврологическом отделении № 1 – с 0,90 до 0,98; в хирургических отделениях: отоларингологическом – с 0,88 до 0,98, травматолого-ортопедическом – с 0,87 до 0,95; в детском психиатрическом отделении – с 0,89 до 0,94 балла. Старшими медицинскими сестрами хирургического, соматического отделений являются специалисты с высшим сестринским образованием и повышенным уровнем образования. В данных отделениях наиболее широко применяются новые сестринские технологии, организованы "Школы здоровья” для пациентов с различной патологией, проводятся сестринские исследования, дополнительные семинары по обучающим модулям и отработка практических навыков. В заключение* Таким образом, укомплектованность кадрами среднего медицинского персонала в ГУ РМЭ ДРБ составляет 73,8%. Доля средних медицинских работников, имеющих квалификационные категории, – 72,3%. Анкетирование медицинских сестер в хирургических и соматических отделениях выявило, что 53,0 ± 4,9% медицинских сестер не удовлетворены организацией их работы. Удовлетворены качеством работы медицинских сестер 79,4 ± 5,7% врачей. При выборе формы повышения квалификации 57,0 ± 4,8% медицинских сестер отдали предпочтение изучению литературы, участию в конференциях. Наиболее эффективной формой повышения профессионального уровня медицинские сестры считают проведение учебы на рабочем месте. Фактором, повышающим качество последипломного образования медицинских сестер, 60,5 ± 4,8% респондентов назвали разработку учебно-методического материала. При выборе вида обучения, необходимого для повышения квалификации медицинской сестры, были названы психология общения и уход за пациентами. Организован учебно-методический кабинет и разработана гибкая модульная система обучения в "Школе сестринского дела”. Введена должность медицинской сестры – координатора с высшим сестринским образованием. Улучшились показатели экспертной оценки качества работы медицинских сестер. Авторы считают необходимым внедрить в практическую деятельность крупных медицинских учреждений учебно-методический кабинет для осуществления непрерывного обучения медицинских работников со средним специальным образованием, ввести штатную должность медицинской сестры – координатора учебно-методического кабинета. Руководителям сестринских служб всех ЛПУ Республики Марий Эл рекомендовано использовать программу "Школы сестринского дела” для повышения уровня профессиональных знаний и навыков специалистов со средним специальным образованием. | |
Просмотров: 2097 | |