Пятница, 10.01.2025, 17:25
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Информационный портал для медицинских сестёр

Библиотека

Главная » Файлы » Приказы Минздрава

Профессиональный стресс в деятельности руководителя среднего медицинского персонала: профилактика и способы регуляции
12.06.2011, 19:36
Журнал "Главная медицинская сестра"
Тема: Управление ЛПУ. Общие вопросы, Общие вопросы кадровой работы
Источник: Журнал "Главная медицинская сестра", №10- 2009
Автор: Ситникова А. С.


Тема профессионального (производственного) стресса, его влияния на здоровье отдельного медработника и результаты работы медицинского учреждения в целом остается актуальной многие годы. В данной статье представлены методы регуляции психофизического состояния, которые могут помочь руководителю среднего медицинского персонала справиться с воздействием на него профессиональных стрессогенных факторов и, что немаловажно, могут быть применены им непосредственно на рабочем месте. Кроме того, приведены рекомендации о возможностях наиболее эффективного взаимодействия с подчиненными в состоянии стресса.

Дословно термин "стресс” переводится как "напряжение”, "давление”. Довольно часто этим словом обозначают широкий круг состояний человека, возникающих в ответ на экстремальные физические или психологическое воздействия. Однако "экстремальность” воздействия – категория индивидуальная. Разные люди воспринимают один и тот же фактор совершено по-разному, что может быть связано с личностными особенностями, типом нервной системы и, наконец, физиологическим состоянием каждого человека в конкретный момент. Так, конфликт на работе может стать причиной серьезного заболевания у одного, а у другого – только ненадолго ухудшить настроение. Так что же считать стрессом?

Согласно теории родоначальника теории стресса Г. Селье, стресс – это неспецифическая адаптационная реакция человека на любой сильный раздражитель. Другими словами, стресс – это нормальная приспособительная реакция организма на ненормальные внешние обстоятельства. Эта реакция характеризуется определенными нейро- эндокринными изменениями и имеет несколько стадий: мобилизации адаптационных возможностей, сопротивления и, наконец, истощения. И если вначале стрессовая реакция выполняет функцию защиты от раздражителя, то ее дальнейшее неконтролируемое развитие может вызвать общую усталость и упадок сил, невозможность сосредоточиться и ухудшение памяти, а также стать причиной множества соматических заболеваний.

Производственный стресс – это напряженное состояние, возникающее у работника в результате воздействия на него психотравмирующих факторов, связанных с профессиональной деятельностью. Такими факторами могут быть высокая интенсивность труда, необходимость бы- строго принятия решений, от которых зависит жизнь пациента, сложности в межличностных отношениях – как с коллегами, так и с больными. Практически все эти факторы присутствуют в повседневной работе главных и старших медицинских сестер. Понятно, что никто из нас не может полностью исключить наличие негативных профессиональных факторов. Поэтому для того чтобы не допустить развития патологической реакции на них, важно научиться регулировать свое психофизическое состояние.

Саморегуляция в условиях стресса

Целью психофизической саморегуляции является в первую очередь нормализация функций дыхания и кровообращения, а также уменьшение нервно-психического напряжения. Конечно, методы саморегуляции не устраняют причину стресса, но дают возможность справиться с напряженным состоянием и не допустить негативных последствий для здоровья. А подумать о том, как устранить причины стрессовой ситуации и избежать ее повторения, лучше после нормализации состояния организма.

Среди множества способов гармонизации психофизического состояния наибольшей популярностью пользуются дыхательные упражнения. Причины такой популярности в том, что такие упражнения достаточно просты и эффективны, не требуют обращения к специалистам, могут выполняться самим работником непосредственно на рабочем месте.

Упражнение "Успокаивающее дыхание”.

Дыхательный цикл со- стоит из трех фаз: вдох – пауза – выдох. Чтобы добиться нужного эффекта (успокоения), необходимо увеличить время, которое мы тратим на третью фазу дыхательного цикла (выдох), и сократить время паузы.

Начинайте с 5 секунд, затрачиваемых на каждую из трех фаз. Медленный вдох в течение 5 с пауза – 5 с и выдох – также 5 с. Дальше пере- ходите к изменению ритма: вдох – 5 с, пауза – 4 с и выдох – 6 с. В каждом следующем цикле отнимаете по 1 с на паузе и добавляете на выдохе. Еще через четыре цикла у вас приходится 5 с на вдох и 10 с – на выдох. Время упражнения – 2–3 мин. Подышите так, и напряжение спадет, а ваше состояние гармонизируется.

Упражнение "Дыхание животом”.

В психологию и психотерапию это упражнение пришло из йоги. Основная его цель – ликвидация или уменьшение тревоги. Это поможет улучшить переносимость стресса.

Положите одну руку на живот, другую на грудь. Дышите так, как вы это делаете обычно, при этом следите за движением живота и груди во время дыхания. Во время дыхания работают мышцы живота, а грудь остается неподвижной. Теперь попробуйте медленно вдыхать через нос, считая до 5 и ощущая, как живот мягко подталкивает лежащую на нем руку. На счет 5 задержите дыхание. Медленно выдыхайте через нос, считая до 5, мягко нажимая рукой на живот. Дышите так в течение 5 мин. Если вы почувствуете себя некомфортно, можете остановиться в любой момент.

Со временем вы доведете эти манипуляции до автоматизма, и держать руку на животе и груди уже не придется. Это универсальное упражнение можно выполнять в ситуациях, вызывающих волнение, напряжение, тревогу (например, во время трудного разговора с начальником или отдавая распоряжение своему подчиненному в экстремальной ситуации, когда надо реагировать четко и быстро).

Упражнение "Антистресс”.

Чтобы избавиться от нарастающих волн разрушительного стресса, необходимо окунуться в волну положительных эмоций. Нередко этому помогает эмоциональная гимнастика.

Исходное положение – стоя, сидя, лежа (в зависимости от ситуации, в которой вы находитесь).
1. Имитация зевка. Расслабьтесь. Настройтесь на зевок, постарайтесь ощутить наступление зевка. Мысленно произнесите, как при зевке, звук "у-у-у”, который по мере звучания понижается, становится грудным.
2. Зевок. Слегка наморщите нос и приподнимите брови, стараясь вызвать на лице мимику неодолимой зевоты. Зевайте с наслаждением.
3. Состояние после сна. Полностью расслабьтесь. Представьте, как отдыхают лоб, брови, ресницы, губы, щеки, расслабляются плечи, руки, хочется потянуться.
4. Добрая улыбка. Вспомните приятный момент в жизни (лучше из детства и юности). Поднимите кончики губ, сделайте веселые морщинки около глаз, слегка наморщите нос. Сохраните на лице эту мимику.
5. Ликование. Вскиньте руки, подобно спортсмену, одержавшему победу. Ликуйте! Произнесите звуки ликования (конечно, не очень громко).
6. Луч солнца. Синтез всех предыдущих упражнений. Зевните, улыбнитесь, ликуйте. Вообразите, что лицо озарилось ласковыми лучами солнца. Постарайтесь сохранить это ощущение.

Упражнение очень эффективно: человек начинает ощущать прилив сил, мрачное настроение рассеивается.

Хотелось бы добавить, что само по себе погружение в приятные воспоминания, мысли, которые окрашены позитивными эмоциями, уже лекарство от стресса. Позвольте себе в рабочее время 3–4 минутки "повитать в облаках” – иногда это очень полезно!

Профилактика производственных стрессов

Теперь, когда стрессовая реакция позади, можно подумать и о профилактике самих стрессовых ситуаций.

Попробуйте начать со следующего:
1. Создайте доброжелательный психологический климат в коллективе. Многие проблемы решаются легче, когда все настроены не на конфликт, а на помощь друг другу.
2. Предоставьте своим подчиненным больше свободы. Безусловно, у среднего и младшего медперсонала существуют конкретные функциональные обязанности, установленный распорядок дня (например, время выдачи лекарств, измерения температуры, выполнения манипуляций и т. д.) и обязанность выполнять поручения главной и старшей медсестер. Речь не идет о выборе: хочу – делаю, не хочу – не делаю. Просто необходимо учитывать, что каждая медсестра имеет свои личностные особенности и свой темп работы. Позвольте, где это возможно, сотруднику самому организовать часть своей работы – и он сможет работать эффективнее.
3. Четко определите обязанности работников. Этот пункт не противоречит предыдущему. Четкое знание своих обязанностей помогает на- строиться на определенную работу, планировать свой рабочий день. Для людей, которые любят четкость и структурированность и не любят спонтанность, это путь к спокойствию.
4. Установите, по возможности, нормальную нагрузку: исключите как перегруженность, так и незагруженность работников.
5. Позаботьтесь о социальной поддержке. Ничто так не сближает, как помощь коллег, оказанная в трудной ситуации.
6. Психологическая помощь. Иногда в ситуации стресса человек про- сто перестает видеть пути выхода из него. Не стесняйтесь рекомендовать своим подчиненным обратиться за профессиональной помощью к психологу, который поможет выйти из стрессовой ситуации с минимальным ущербом для здоровья. Не забывайте при этом, что ваше поведение должно быть корректным, а разговор не должен напоминать допрос с пристрастием.
7. Проводите в коллективе программы общего оздоровления.

Рекомендации руководителям среднего медперсонала при работе с подчиненными, находящимися в состоянии стресса

1. Работая с тем, кто испытывает сильный стресс, не пытайтесь взывать к разуму человека, когда он "на взводе”, стремясь убедить, что он поступают неразумно. Это неэффективно.
2. Не следует высмеивать, шутить или пытаться передразнивать человека в состоянии стресса. В таких ситуациях у него отсутствует чувство юмора. Вы могли шутить с ним раньше, но не сейчас.
3. Предложите сделать перерыв, например выйти на прогулку, попить чаю.
4. Если вам кажется, что человек экстраверт (тип личности, который ориентирован в своих проявлениях вовне, на окружающих), скорее всего, он захочет обсудить происшествие с тем, кому доверяет.
5. Если вам кажется, что человек интроверт (поведение которого определяется воздействием внутренних факторов и психическая энергия которого направлена внутрь), ему потребуется спокойное место и время, чтобы вновь обрести равновесие. Вы сможете ему помочь, предоставив такое место и время.
6. Защитите себя от агрессивной реакции со стороны коллеги, находящегося в состоянии стресса. Вспышки гнева со стороны другого человека не должны вас ранить, если необходимо, просто уйдите. Не нужно находиться рядом и выслушивать оскорбления.

Профессиональная деятельность главной (старшей) медицинской сестры многогранна и сложна. К ней предъявляются большие требования: она должна быстро принимать правильные решения, четко и лаконично объяснять подчиненным, что им требуется сделать, правильно и равномерно распределять рабочую нагрузку. Кроме того, она, как и любой руководитель, заботясь о психологическом климате в коллективе, должна быть справедливой, отдавать должное заслугам подчиненных, принимать на себя ответственность за просчеты в их работе. Важно помнить: стрессовые ситуации неизбежны, однако можно снизить их количество и степень влияния на человека.
Категория: Приказы Минздрава | Добавил: cmc24
Просмотров: 1348 | Загрузок: 0