Пятница, 29.03.2024, 12:06
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
статьи [339]
Вход на сайт
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Информационный портал для медицинских сестёр

Каталог статей

Главная » Статьи » статьи

Самоменеджмент как способ повышения эффективности работы медсестры-руководителя
Реформы в здравоохранении и сестринском деле, изменение взглядов на качество и объем оказываемой медицинской помощи актуализировали вопрос о рациональной и эффективной организации труда руководителей сестринского персонала - главных и старших медицинских сестер.

Эффективно управлять людьми можно, только если научился управлять собой, своим временем, своими ресурсами и потенциалом. Основные потери рабочего времени происходят из-за неорганизованности, отсутствия самодисциплины, неумения отделить главное от второстепенного, делегировать часть своих полномочий подчиненным, неспособности поддерживать свою работоспособность, а также незнания техники личной работы.

Чтобы добиться высокой производительности труда в медицинском учреждении, на каждом рабочем месте прежде всего необходимо выявить и устранить факторы, приводящие к непроизводительным потерям времени, вскрыть и реализовать существующие резервы, разработать ресурсосберегающие технологии деятельности медсестры-руководителя.

Для обеспечения эффективного управления в современных условиях медсестра-менеджер должна уметь рационально организовать свой труд, пользоваться автоматизированными информационно-аналитическими системами, обладать глубокими психологическими знаниями, владеть современными теориями лидерства, менеджмента и самоменеджмента. От того, насколько грамотными и профессиональными будут ее действия, зависит организация сестринской помощи в медицинском учреждении.

Потребность в ресурсосберегающих технологиях и механизме реализации самоменеджмента как способа повышения эффективности работы сестры-руководителя медицинской организации сегодня велика.

Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования, которое проводилось в Пермском краевом госпитале для ветеранов войн.

Целью исследования стало изучение и оценка персонального менеджмента руководителей сестринским персоналом госпиталя, а также разработка механизма его совершенствования.

В процессе исследования был проведен анонимный опрос на основе специально разработанной анкеты. Вопросы сгруппированы по блокам:

1. Личные и профессиональные сведения.

2. Самоменеджмент и его роль в практической деятельности.

3. Организация рабочего места.

4. Делопроизводство.

5. Планирование.

6. Расстановка приоритетов.

7. Управление временем.

8. Делегирование полномочий.

В анкетировании приняли участие все медсестры-руководители учреждения (1 главная и 15 старших медицинских сестер).

Результаты социологического опроса медсестер-руководителей госпиталя

ЛИЧНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ

В структуре опрошенных медсестер-руководителей были выделены следующие возрастные группы: от 31 до 40 лет - 31,25%; от 41 до 50 лет -37,5% , от 51 до 60 лет - 25%, от 20 до 30 лет - 6,25%. 2/3 респондентов составляют медсестры в возрасте от 31 до 50 лет. Для этого возраста характерны интерес к обучению и профессиональному росту, готовность к переменам, мотивированность к труду. Они накопили достаточный профессиональный опыт, в т. ч. работы с людьми, досконально знают работу учреждения, имеют возрастной и физический потенциал.

Распределение медсестер-руководителей по уровню образования показало, что каждая четвертая имеет высшее сестринское образование, каждая третья - повышенный уровень образования, 37,5% медсестер-организаторов получили только базовое образование.

Из опроса следует, что медсестры-менеджеры приобрели большой опыт управленческой работы. Самую многочисленную группу (43,75%) составили специалисты со стажем работы от 10 до 20 лет, и только 6,25% имеют стаж работы в должности до трех лет.

Подавляющему большинству респондентов (93,75%) присвоена высшая квалификационная категория, что свидетельствует о высоком уровне знаний, навыков, умений в области организации сестринской деятельности. Это подтверждается дипломами, свидетельствами о повышении квалификации, сертификатами по специальности "организация сестринского дела".

Таким образом, по личным и профессиональным качествам руководители сестринским персоналом госпиталя в целом соответствуют занимаемой ими должности.

САМОМЕНЕДЖМЕНТ И ЕГО РОЛЬ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В современных условиях руководитель должен уметь управлять своим временем, освоить приемы самоменеджмента. Это позволит ему более эффективно организовывать личный труд и труд своих подчиненных, кратчайшим путем достигать профессиональных и жизненных целей, постоянно повышать квалификационный уровень, избегать стрессовых ситуаций, сохранять высокую работоспособность, достигать наилучших результатов труда, получать удовлетворение от выполняемой работы.

Самоменеджмент, по определению медсестер-руководителей, - это самоорганизация (30%), самоуправление (16,8%), самомотивация (13,3%), самоконтроль (13,3%), планирование и оценка своей работы (10%), умение достигать своих целей (10%). Малая часть респондентов (3,3%) считают, что в понятие самоменеджмента входит управление временем и самосовершенствование.

На вопрос "Для чего необходим самоменеджмент медсестре-организатору?" респонденты дали несколько вариантов ответов: для самосовершенствования (20%), правильной организации рабочего процесса (16%), повышения эффективности и качества труда (16%), достижения поставленных целей (12%), оптимизации личной работы (12%), эффективного управления персоналом (8%), эффективного использования рабочего времени (8%), рационального планирования (4%), исполнения должностных обязанностей (4%).

Основная масса опрошенных (71,4%) справедливо считают, что управление собой - это навык, развиваемый в процессе практической деятельности, 19% полагают, что это качество личности, сформированное во время учебы, и 9,6% думают, что это талант, данный немногим.

Одним из важнейших для исследования вопросов является оценка значимости различных функций персонального менеджмента. Безусловное первенство занимает самоорганизация (27,3% предпочтений), далее следуют самоконтроль (21,8%), самопланирование (20%), самооценка (12,7%), самомотивация (10,9%), самосовершенствование (7,3%).

По мнению медсестер-руководителей, знания и навыки самоуправления они должны получать в процессе самообразования (28,1%), на рабочем месте (21,9%), в среднем учебном заведении (18,8%), в школе (15,6%), в семье (9,4%). Необходимость изучения персонального менеджмента в высшем учебном заведении отметили только 6,2%.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА

Для успешного выполнения должностных обязанностей медсестре-руководителю необходимо рационально организованное рабочее место, что предполагает правильную его планировку, оснащение необходимой мебелью и средствами организационной техники, канцелярскими принадлежностями и различными вспомогательными устройствами.

Под организацией рабочего места медсестры-организаторы понимают наличие всего необходимого для выполнения должностных обязанностей (22,8%); оснащение современным оборудованием, оргтехникой (25,7%); наличие удобного отдельного кабинета (14,3%); эргономичной мебели (11,4%); распределенной по папкам документации (11,4%); соблюдение гигиенических требований к условиям труда, таким как освещение, отопление, вентиляция, шум (11,5%), обеспечение на рабочих местах безопасных условий труда (2,9%).

Все респонденты считают, что для рациональной организации работы руководителю сестринским персоналом необходимо удобное рабочее место. Как показал опрос, у всех медсестер-менеджеров есть отдельный кабинет. Техническое оснащение своего кабинета оценили как удовлетворительное 56,25% респондентов, приемлемое - 18,75%, недостаточное (из-за отсутствия современной оргтехники) - 25% опрошенных. Организационной и вычислительной техникой умеют пользоваться 14 из 16 медсестер (87,5%).

Температурой воздуха в своем кабинете удовлетворены 43,75% респондентов, не удовлетворены - 56,25% (причина - отсутствие кондиционера).

Кроме того, некоторые медсестры отметили, что им мешает шум (посторонние звуки) на рабочем месте (гул ламп дневного света - 1 чел., разговоры пациентов с сотрудниками - 1 чел.; звонки спаренных с другими кабинетами телефонов - 2 чел.).

У 10 из 16 опрошенных (62,5%) в подразделении есть комната отдыха для среднего персонала, в других подразделениях для этих целей свободного помещения не нашлось.

ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО

В рамках исследования была изучена организация работы с документами.

Отрадно, что на вопрос "Часто ли вам приходится тратить время на поиски нужного документа среди бумаг на рабочем столе?" лишь 3 человека (18,75%) ответили утвердительно (навести должный порядок на рабочем месте им мешает нехватка времени и отсутствие нужного количества папок).

Из-за большого потока документов, требующих срочного исполнения, несортированные дела лежат на рабочем столе у 43,75% опрошенных. У каждой второй медсестры растут кипы бумаг на столе (причина - большая загруженность в течение дня, дефицит времени и увеличение объема работы).

Большинство респондентов (12 чел., 75%) наводят порядок на рабочем столе ежедневно; 2 человека - раз в неделю, 1 человек - 2 раза в день и 1 человек - когда уже невозможно работать.

У всех медсестер-организаторов есть свой принцип расположения документов на письменном столе: по папкам раскладывают документы 31,25% респондентов, по степени важности - 12,5%; по блокам - 37,5%; по частоте использования - 6,25%; по категориям - 6,25%; по классификации - 6,25%.

Каждая вторая (56,25%) медсестра-руководитель считает, что из-за частого обновления документов нет необходимости составлять их систематизированный перечень.

ПЛАНИРОВАНИЕ

Безусловной предпосылкой планирования является определение цели.

У каждого менеджера должна быть основная, важнейшая цель, достижение которой обеспечивает множество небольших промежуточных целей низшего уровня. Нужно устанавливать ясные согласованные между собой цели, которые могут быть обращены в непосредственные действия, чтобы их можно было планировать. Четко определенные, зафиксированные на бумаге цели автоматически приобретают обязательный характер, побуждают к постоянному анализу и перепроверке.

Подавляющее большинство опрошенных (93,75%) желают достичь определенных целей в жизни, только одна из опрошенных медсестер отметила, что уже добилась всего, чего хотела.

Все медсестры-организаторы госпиталя считают, что для эффективного использования личного и рабочего времени постановка целей является обязательным условием. Каждая третья из них записывает намеченное; сравнивают запланированное с достигнутым большинство респондентов (81,25%).

Практически все опрошенные (13 чел., 81,25%) считают, что планировать рабочий процесс необходимо так, чтобы обеспечить максимальную продуктивность работы и избежать пустой траты времени. С этой целью они записывают все запланированные на день дела в ежедневник (53,6%), записную книжку, блокнот или планировщик задач в телефоне (39,3%); используют в работе график-таблицу распорядка дня (7,1%).

Большинство медсестер-руководителей (87,5%) полагают, что грамотное планирование рабочего времени экономит силы и увеличивает производительность труда (12,5% респондентов не придерживаются такого мнения).

Все медсестры-организаторы составляют письменные планы: на год - 40%, на день - 30%, на месяц - 25%, на квартал - 5% опрошенных. В то же время 3 из 16 респондентов (18,75%) отметили, что из-за внеплановой текущей работы времени на планирование иногда не хватает.

Устанавливают твердые сроки на выполнение определенных задач 68,75% участников опроса, 62,5% респондентов укладываются в установленное время, а 37,5% медсестер не всегда это удается, так как в течение дня приходится выполнять много незапланированной работы. Поэтому каждая четвертая вынуждена отвлекаться на другую, более срочную, задачу; 18,75% поступают так иногда. В то же время 56,25% медсестер-организаторов никогда не откладывают выполнение важных задач, что свидетельствует об их умении расставлять приоритеты при планировании своей работы.

РАССТАНОВКА ПРИОРИТЕТОВ

Важной составляющей эффективной деятельности руководителя является расстановка приоритетов.

Большинство опрошенных медсестер-руководителей не стремятся делать несколько дел одновременно, поскольку считают, что в работе важна последовательность. Так ответили 12 респондентов. Остальные полагают, что откладывать ничего нельзя, чтобы не допустить наслоение одних дел на другие.

Все медсестры, за исключением одной, делят свои дела на срочные и несрочные, без чего невозможно грамотно расставить приоритеты и управлять своим временем.

УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕНЕМ

Каждый руководитель должен ценить время. К сожалению, в любой сфере труда непродуктивное использование рабочего и нерабочего времени не редкость.

Результаты опроса по этому разделу таковы: никто из медсестер-руководителей не опаздывает на работу, совещания, встречи; при проведении "летучек" все они укладываются в 5-10 минут; по истечении дня любая из них может сказать, когда и почему было напрасно потеряно время.

Уходят с работы домой вовремя 12 медсестер (75% опрошенных), иногда задерживаются - 3 человека (18,75%), 1 медсестра (6,25%) продолжает работать и после окончания рабочего дня из-за выполнения поручений, не входящих в должностные обязанности. При этом каждая третья опрошенная медсестра испытывает нехватку времени.

Практически все респонденты (93,75%) считают, что одним из важнейших условий эффективного использования рабочего и личного времени является контроль результатов, однако только 75% из них ежедневно оценивают результаты своей работы.

Большинство участников опроса (87,5%) интересуются методами и приемами, которые позволяют выполнить работу более эффективно и в срок.

ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ

Умение грамотно делегировать свои полномочия является одним из основных качеств успешного руководителя. От того, насколько медсестра-организатор владеет искусством делегирования, зависит эффективность работы подразделения.

Результаты опроса выявили низкий уровень делегирования полномочий: только каждая третья медсестра-руководитель (37,5%) может перепоручить свои дела, в т. ч. и срочные, другим сотрудникам, так как считает их компетентными, остальные 62,5% опрошенных полагаются только на себя.

Выводы

Таким образом, на основании проведенного социологического исследования и сравнительного анализа были сделаны следующие выводы:

1. По личным и профессиональным качествам руководители сестринского персонала госпиталя соответствуют занимаемой ими должности.

2. Медсестры-руководители недооценивают роль персонального менеджмента в повышении эффективности личного труда. Между тем освоение приемов и методов самоменеджмента, применение в повседневной деятельности научно обоснованных и испытанных на практике процедур, повышающих личную эффективность человека, в т. ч. за счет рационального использования личного времени, позволит менеджеру работать с меньшими затратами и при этом получать более высокие результаты.

3. С целью оптимизации производственной среды на рабочем месте медсестер-руководителей администрации госпиталя необходимо приобрести (по заявке) современную оргтехнику, канцелярские принадлежности, выделить отдельную телефонную линию. Для снижения шума использовать двойные двери или шумоизоляционную обивку. Для поддержания оптимального микроклимата оснастить рабочие места кондиционерами. В отделениях, где отсутствуют комнаты отдыха, выделить под них помещения, отвечающие санитарно-гигиеническим нормам.

4. Современный информационный поток не оставляет руководителю сестринского персонала времени для рациональной организации работы с документами. Необходимо разработать механизм, который позволит ускорить прохождение документов, избежать сбоя при их обработке, а также создать условия для оперативного и качественного исполнения своих должностных обязанностей. Решить эти задачи возможно путем создания в госпитале единой локальной сети, а также автоматизации рабочих мест медсестер-руководителей.

5. Выполнению поставленных задач в срок препятствует большой объем незапланированной работы в течение дня. Поскольку планирование является самым мощным инструментом самоорганизации, необходимо совершенствовать навыки планирования, более тщательно подходить к распределению времени.

6. Половина медсестер-менеджеров, принимавших участие в исследовании, никогда не откладывают выполнение важных задач, что свидетельствует об их умении расставлять приоритеты при планировании своей работы. Остальным необходимо научиться распределять дела по таким критериям, как срочность и важность. Это поможет планомерно вести дела, выполнять срочную работу к установленному времени, а также избегать "переделывания" уже сделанного.

7. Для решения проблемы, связанной с непродуктивным использованием рабочего времени, необходимо устанавливать время и срок для выполнения заданий с учетом колебания работоспособности в течение трудового дня.

8. Медсестрам-организаторам необходимо отработать механизм делегирования полномочий, научиться составлять список обязанностей, которые можно перепоручать сотрудникам подразделения. Передача полномочий позволит не только избежать многих проблем, вызванных дефицитом времени, но и сделать подчиненных более самостоятельными, инициативными и мотивированными.

Результаты исследования стали основой для разработки ресурсосберегающих технологий и механизма совершенствования персонального менеджмента руководителя сестринского персонала госпиталя. Таким механизмом является "Школа самоменеджмента", которая была организована в ГУЗ "Пермский краевой госпиталь для ветеранов войн" в январе 2009 г. Ведет занятия в школе старшая медсестра неврологического отделения, выпускница факультета ВСО Пермской государственной медицинской академии. Занятия с медсестрами-менеджерами проводятся раз в месяц. Обучение проходит в форме лекций-презентаций, семинаров, тренингов, деловых игр и др. и строится на следующих принципах:

1. Актуальность. То, о чем говорится во время обучения, имеет отношение к профессиональной жизни обучающегося.

2. Участие. Слушатели активно участвуют в учебном процессе и используют новые знания и навыки в ходе обучения.

3. Повторение. Помогает закрепить в памяти новые знания и превратить приобретенные навыки в привычку.

4. Обратная связь. Обучающихся информируют о том, насколько они продвинулись вперед. Это позволяет им скорректировать свое поведение для достижения более высоких результатов.

Н.В. Ибраева,
старшая медсестра неврологического отделения,
С.В. Силина,
главная медицинская сестра, ГУЗ "Пермский краевой госпиталь для ветеранов войн",
Т.Н. Говязина,
канд. мед. наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения
ГОУ ВПО "Пермская государственная медицинская академия им. академика Е.А. Вагнера Росздрава"
Категория: статьи | Добавил: cmc24 (09.08.2011)
Просмотров: 618 | Рейтинг: 0.0/0