Пятница, 29.03.2024, 05:01
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
статьи [339]
Вход на сайт
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Информационный портал для медицинских сестёр

Каталог статей

Главная » Статьи » статьи

Роль сестринского персонала в организации и работе Школы для пациентов с заболеваниями суставов и позвоночника
Миллионы людей во всем мире страдают заболеваниями суставов и позвоночника, такими как остеохондроз, остеопороз, остеоартрит, ревматоидный артрит, анкилозирующий спондилит (болезнь Бехтерева) и др. Они поражают примерно каждого седьмого жителя планеты, вызывают боль, скованность в суставах, мышцах, связках, пояснице, шее; часто приводят к выраженной инвалидизации пациентов и, как следствие, - к существенному снижению качества жизни и увеличению затрат на медицинскую и социальную помощь населению. Эти явления могут длиться несколько дней или много лет, вызывать у человека легкое недомогание либо сильно ограничивать его трудоспособность.

В последние годы наблюдается тенденция к увеличению числа людей, страдающих заболеваниями суставов и позвоночника, причем среди таких пациентов растет доля больных трудоспособного возраста. Внимание к патологии суставов усилилось после того, как ВОЗ объявила десятилетие 2000-2010 гг. Всемирной декадой костно-суставных заболеваний.

В России за последние пять лет частота заболеваний костно-суставного аппарата возросла на 21%, в т. ч. среди детей - на 22%. Доля общей инвалидности в связи с болезнями костно-суставной системы среди всех инвалидов нашей страны (первичная инвалидность) составляет 7,9%, из них половина - молодые люди.

Роль обучения пациентов в комплексном лечении и профилактике

В свете приведенных данных большая роль отводится профилактике заболеваний суставов и позвоночника. Такая профилактика подразделяется на первичную (пропаганду и реализацию здорового образа жизни) и вторичную (школы пациента).

Обучение пациентов с хроническими заболеваниями в специальных школах при ЛПУ способно существенно улучшить качество лечения за счет повышения информированности больных об имеющемся у них недуге и активного вовлечения их в процесс самоконтроля над состоянием здоровья. Поскольку многие заболевания суставов и позвоночника приводят к инвалидности, основная направленность деятельности школ для пациентов с такой патологией состоит в обучении больных "жить со своим заболеванием".

Во время амбулаторного приема пациент порой не имеет возможности обсудить с врачом все проблемы, касающиеся здоровья и профилактики осложнений своего заболевания. Больные испытывают дефицит общения с медиками и друг с другом, что снижает не только комплаентность, но и качество их жизни. Эту проблему помогают решить так называемые школы пациента, использующие специальную методику воздействия на пациентов (как индивидуально, так и в группе) для повышения уровня их знаний, умений, практических навыков, информированности о рациональном лечении заболевания, улучшения качества жизни и профилак­тики осложнений. Такие методики разработаны на основе новых информационно-мотивационных технологий, формирующих у пациентов ответственное отношение к своему здоровью.

История создания школы для пациентов

В целях обучения больных, страдающих заболеваниями суставов и позвоночника, и информирования их родственников по вопросам профилактики обострений, методам обследования и медикаментозному лечению, в 2006 г. на базе городской поликлиники № 107 (далее - ГП № 107) была открыта Школа по обучению больных ревматологического профиля (далее - Школа).

Обязанности по проведению занятий в Школе были возложены на врача-ревматолога. За 3,5 года работы Школы проведено 42 занятия, их посетил 241 пациент с полным освоением курса лекций. Полученные навыки позволили снизить инвалидизацию больных с ревматоидным артритом и остеопорозом, увеличить их двигательную активность и комплаентность к общему лечению, проводимому врачами ГП № 107.

В ноябре 2009 г. Школа получила новое название, соответствующее Номенклатуре работ и услуг в здравоохранении, утвержденной Минздравсоцразвития России 12 июля 2004 г., - "Школа для пациентов с заболеваниями суставов и позвоночника". Для работы Школы стал активно привлекаться сестринский персонал.

Организация работы Школы

В приказе главного врача отражена организация Школы. Руководит ею заместитель главного врача по медицинской части. Главная медицинская сестра поликлиники проверяет качество информационных материалов для занятий, а старшая медицинская сестра отделения специализированной терапевтической помощи выполняет следующие функции:
организацию занятий;
составление графиков работы школ (помимо Школы для пациентов с заболеваниями суставов и позвоночника в поликлинике организовано еще четыре школы для пациентов с артериальной гипертонией, бронхиальной астмой, сахарным диабетом, глаукомой);
руководство работой среднего медицинского персонала и контроль ее качества;
контроль над состоянием и оснащением рабочих мест врачей и медицинских сестер отделения и соблюдением правил внутреннего распорядка отделения его сотрудниками и посетителями;
обеспечение надлежащего санитарно-гигиенического состояния помещений отделения;
проведение активной и систематической санитарно-просветительной работы среди пациентов по вопросам здорового образа жизни и предупреждения заболеваний;
систематическое повышение квалификации и уровня медицинских знаний среднего медицинского персонала;
представление отчета о численности обучающихся в школах пациентов в отделение медицинской статистики поликлиники;
соблюдение подчиненными принципов этики и деонтологии.

Для обновленной Школы разработана следующая документация:
положение о Школе;
специальные должностные инструкции врача и медицинской сестры для работы в Школе (в дополнение к основным должностным инструкциям);
тематический план (приложение 1);
анкета для опроса пациентов перед началом занятий в Школе и по окончании их цикла (приложение 2);
журнал посещаемости; карта пациента Школы;
отчет о работе Школы; информация для пациентов Школы;
лекционный материал, слайды и т. п.

На занятиях в Школе до слушателей доводят разнообразную информацию о заболеваниях суставов и позвоночника, таких как ревматоидный или псориатический артрит, болезнь Бехтерева, системная красная волчанка, о методах их лечения и самоконтроля, о диете и рекомендуемых физических упражнениях. Все это, безусловно, является важной составляющей в лечении таких пациентов. Особое внимание уделяется причинам, механизму развития болезни. Пациенты получают специальные иллюстрированные материалы с информацией о ревматических заболеваниях и их лечении, разработанные сотрудниками ЛПУ и утвержденные заместителем главного врача по медицинской части.

Важную роль в обеспечении доступности и качества предоставляемых населению услуг, усилении их профилактической направленности играют специалисты со средним медицинским образованием, повышенным уровнем образования или высшим медицинским образованием по специальности "сестринское дело". Именно такие кадры в основном задействованы в работе школ поликлиники. Так, занятия в Школе для пациентов с заболеваниями суставов и позвоночника помимо врача-ревматолога проводит медицинская сестра со средним медицинским образованием и большим стажем работы. Высшее сестринское образование имеется у старшей медицинской сестры отделения, которая контролирует ее работу. В некоторых других школах поликлиники преподают медицинские сестры с повышенным уровнем образования.

Деятельность медицинской сестры Школы заключается в следующем:
в пропаганде здорового образа жизни среди населения;
оказании пациентам моральной поддержки в процессе обучения;
контроле посещаемости занятий и убеждении пациента в пользе этого (информация о работе Школы передается в регистратуру и на "бегущую электронную строку" ГП № 107; пациентам рассылаются приглашения в городские поликлиники округа; запись на занятия производится во время врачебного приема);
организации лекций, подготовке наглядного материала в пределах своей компетенции;
подготовке документации (годовой отчетности о работе Школы, количестве проведенных занятий и обученных пациентов и прочем; журналов посещаемости и т. д.);
анкетировании пациентов в начале обучения и по окончании цикла занятий;
проведении анализа качества жизни пациентов на основании полученных данных.

Занятия в Школе проходят в конференц-зале ГП № 107 по субботам один раз в месяц в 13.00, а также по будням в 18.00 по графику. На лекциях проводятся презентации с использованием плакатов, муляжей и пр. Для закрепления знаний демонстрируются обучающие видео- и DVD-фильмы.

В начале и по окончании цикла занятий медсестра проводит анкетирование пациентов с целью выяснения их информированности о своем заболевании и определения степени усвоения материала соответственно. Также дважды больным предлагается заполнить опросник (приложение 3), чтобы оценить их физическую активность. Вся полученная информация подлежит анализу и при необходимости передается врачу для коррекции лечения пациентов.

Оплата сотрудникам, задействованным в Школе, осуществляется по результатам работы в виде материального стимулирования, рассматриваемого на комиссии. Размер такого стимулирования определяет главный врач.

Оценка эффективности работы Школы

Занятия в Школе для пациентов с заболеваниями суставов и позвоночника в ГП № 107 востребованы и дают хорошие результаты. Так, 62% больных поликлиники согласно данным опроса, проведенного среди 362 респондентов в сентябре 2009 г., подтвердили, что нуждаются в получении дополнительных знаний о своем заболевании. Если в начале занятий в Школе физическая активность слушателей в среднем оценивается в 3-5 баллов (по опроснику для определения физической активности), то по завершении курса обучения она увеличивается до 8-9 баллов, что оценивается как средняя физическая активность. Для пациентов, в большинстве случаев являющихся инвалидами, это существенное достижение. По возможности, слушатели Школы тестируются через 3-4 месяца после окончания обучения, у некоторых из них оценка физической активности достигает 10-11 баллов, т. е. является достаточной.

Эффективность работы Школы подтверждается и другими статистическими данными: в результате обучения за 2010 г. у пациентов повысился показатель минеральной плотности костной ткани (35%); в три раза сократилось количество больных, принимающих нестероидные противовоспалительные препараты (НПВП); на 31% снизилась частота возникновения случаев НПВП-гастропатий; стало в 2,5 раза меньше больных с остеоартрозом; в 1,5-2 раза уменьшилось количество случаев временной нетрудоспособности, сократилась ее продолжительность.

Опрос пациентов по окончании занятий в Школе показал следующее: 83% больных пересмотрели свой рацион питания в сторону увеличения потребления продуктов, богатых кальцием; 79% проявили готовность изменить привычный двигательный режим, дозированно увеличивая физическую нагрузку; 38% отказались от использования дополнительных ортопедических средств опоры; 92% решили порекомендовать посещение Школы своим знакомым и родным.

Оценивая опыт работы Школы для пациентов с заболеваниями суставов и позвоночника, можно сделать вывод о том, что подобное мероприятие формирует у людей мотивацию к ведению здорового образа жизни, повышает ответственность за свое здоровье, способствует добросовестному выполнению назначений врача, обеспечивает населению качественную профилактическую помощь.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН и содержание занятий в Школе для пациентов
с заболеваниями суставов и позвоночника

Обучение пациентов в Школе является комплексной медицинской профилактической услугой и классифицируется в документах медицинской статистики под шифром 04.040.01, где 04 означает "медицинские услуги по профилактике", 040 - "ревматология", 01 - "Школа для пациентов с заболеваниями суставов и позвоночника". Данный цикл включает три блока, каждый из которых, в свою очередь, состоит из тематических занятий по 60-90 мин.


Приложение 1

I. ОСТЕОАРТРИТ

Занятие № 1

Многообразие ревматических заболеваний. Остеоартрит - эпидемия XXI в. Факторы, способствующие возникновению остеоартрита. Немедикаментозное и медикаментозное лечение. Понятие о хирургическом лечении.

Ответственный: врач-ревматолог.

Занятие № 2

Как научиться жить с остеоартритом. Как предотвратить обострение заболевания. ЛФК при остеоартрите.

Ответственные: врач-ревматолог и медицинская сестра.

Занятие № 3

Здоровое питание. Что важно знать о питании при остеоартрите. Советы по улучшению качества жизни больных с остеоартритом. Ответственный: медицинская сестра.

II. РЕВМАТОИДНЫЙ АРТРИТ. ПОДАГРА

Занятие № 1

Ревматоидный артрит. Проявления, причины возникновения. Факторы риска. Клиника.

Ответственный: врач-ревматолог.

Занятие № 2

Профилактика обострений, осложнений и прогрессирования ревматоидного артрита. Как научиться жить с ревматоидным артритом. Ответственные: врач-ревматолог и медицинская сестра.

Занятие № 3

Лечение ревматоидного артрита (симптоматическое и базисное). Разнообразие препаратов. Профилактика осложнений лекарственной терапии. Физические упражнения в период ремиссии.

Ответственные: врач-ревматолог, медицинская сестра и врач ЛФК.

Занятие № 4

Подагра - эпидемия XXI в. Проявления. Опасности подагры. Лечение подагры. Питание при подагре. Образ жизни больного с подагрой. Ответственные: врач-ревматолог и медицинская сестра.

III. ОСТЕОПОРОЗ

Занятие № 1

Остеопороз. Причины возникновения. Виды остеопороза. Клиника. Ответственный: врач-ревматолог.

Занятие № 2

Факторы риска. Кто подвержен риску дефицита кальция? Лечение остеопороза. Осложнения остеопороза. Ответственный: врач-ревматолог.

Занятие № 3

Немедикаментозные методы лечения остеопороза. Рациональное питание, диета. Гимнастика при остеопорозе. Образ жизни при остеопорозе. Ответственный: медицинская сестра.

Цель обучения: повысить информированность пациентов о заболевании; о причинах и факторах, влияющих на его развитие, а также об осложнениях; сформировать у пациентов активное, рациональное и ответственное отношение к собственному здоровью и установку на оздоровление; повысить веру в лечение;

сформировать навыки самоконтроля, умение корректировать основные поведенческие факторы риска.


Приложение 2


АНКЕТА для пациентов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата

Обведите нужные ответы или впишите их в пустую клетку.
1
Ф.И.О. (полностью)


2
Укажите Ваш пол
Мужской

Женский

3
Укажите Ваш возраст


4
Работаете ли Вы?
Да
Нет


5
Известно ли Вам о наличии у Вас заболевания опорно-двигательного аппарата?
Да
Нет


6
Требуются ли Вам дополни­тельные знания о своем за­болевании?
Да
Нет


7
Как часто Вы посещаете врача по поводу этого за­болевания?
Не более двух раз в год
Более двух раз в год, но не чаще одного раза в месяц
Чаще одного раза в месяц

8
Знакомы ли Вы с фактора­ми риска развития заболе­вания? Впишите известные Вам факторы риска
Да
Нет


9
Получали ли Вы советы врача (медсестры) о том, как уменьшить влияние факторов риска для Вас?
Никогда не получал(а)
Получал(а), но полностью не понял(а) их смысла
Получал(а)

10
Выполняете ли Вы советы врача(медсестры)по уменьшению влияния фак­торов риска для Вас?
Никогда не выполнял(а)
Выполнял(а), но полностью не понял(а) смысла
Выполнял(а)

11
Принимаете ли Вы какие-нибудь препараты по на­значению врача?
Да, постоянно
Только при плохом само­чувствии
Не принимаю

12
Знаете ли Вы, какие ослож­нения могут возникнуть вследствие невыполнения рекомендаций врача? Впи­шите известные Вам
Да
Нет


13
Связан ли Ваш образ жизни с физическим трудом?
Да
Нет
Незначи­тельно

14
Употребляете ли Вы алко­голь?
Да
Нет


15
Является ли повышенной масса Вашего тела?
Да
Нет


16
Любите ли Вы соленую пищу?
Да
Нет


17
Соблюдаете ли Вы какую-либо диету?
Да
Нет


18
Страдаете ли Вы сахарным диабетом?
Да
Нет
Не знаю

19
Какое артериальное давле­ние является для Вас опти­мальным?





Благодарим Вас за участие в опросе!

Примечание. Приведенную анкету пациент заполняет перед началом занятий в Школе. По окончании курса обучения он заполняет такую же анкету, увеличенную на два вопроса:

20
Получена ли Вами новая информация на занятиях в Школе здоровья, и приоб­ретены ли определенные навыки?
Да, я

узнал(а) мно­го нового
Я узнал(а)

кое-что

новое
Я не узнал(а) ничего нового

21
Каковы Ваши предложения по тематике занятий?






Приложение 3

ОПРОСНИК по оценке уровня физической активности

Выберите один из вариантов ответа на каждый вопрос и подсчитайте суммарное количество баллов.

Вид физической Варианты ответа
активности, проявляемой в течение дня
Нет (0 баллов)
Менее 0,5 ч (1 балл)
0,5-1 ч (2 балла)
1-2 ч (3 балла)
Более 2 ч (4 балла)

1. Хожу на работу пеш­ком (для неработающих -нахожусь в движении в течение дня) и зани­маюсь покупками






2. Занимаюсь физкуль­турой ежедневно






3. Нахожусь в движении на работе






Общее количество баллов








Результаты опроса и рекомендации:

0-5 баллов - низкая физическая активность. Вам следует быть более мобильным в ежедневной жизни:
старайтесь больше ходить пешком;
по возможности, поднимайтесь и спускайтесь по лестнице пешком;
в быту реже используйте устройства дистанционного управления;
выберите физические упражнения, ориентируясь на свои предпочтения (ходьба, езда на велосипеде, плавание и т. д.);
начинайте упражнения в медленном темпе, затем постепенно наращивайте интенсивность;
договаривайтесь с друзьями о совместных занятиях, оказывайте друг другу поддержку.

6-9 баллов - средняя физическая активность. Для поддержания хорошего самочувствия достаточно 30 мин умеренной или выраженной физической активности не менее пяти раз в неделю.

Рекомендации:
планируйте свой рабочий день так, чтобы физические упражнения были его неотъемлемой частью;
во время выходных отдавайте предпочтение активному отдыху; не избегайте работы по дому, на даче, в саду.

10-12 баллов - достаточная физическая активность. Продолжайте и дальше заниматься в том же режиме.

Помните, что чрезмерная нагрузка может привести к обострению хронических заболеваний, перегрузке сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата. Нужно всегда контролировать объем физической активности. Достаточно надежными критериями для этого являются самочувствие, аппетит и сон. При правильном и регулярном выполнении упражнений Ваша тренированность будет повышаться из года в год, хорошая физическая форма сохранится на протяжении длительного времени, а вместе с нею - нормальное самочувствие, здоровый сон и отличное настроение!



Е.А. Зиновьева,
старшая медицинская сестра отделения специализированной терапевтической помощи;
Т.И. Винникова,
окружной внештатный специалист по сестринскому делу СВАО, главная медицинская сестра,
Городская поликлиника № 107, г. Москва
Категория: статьи | Добавил: cmc24 (13.06.2011)
Просмотров: 2535 | Рейтинг: 0.0/0