Каталог статей
Главная » Статьи » статьи |
Роль сестринского персонала в организации и работе Школы для пациентов с заболеваниями суставов и позвоночника
Миллионы людей во всем мире страдают заболеваниями суставов и позвоночника, такими как остеохондроз, остеопороз, остеоартрит, ревматоидный артрит, анкилозирующий спондилит (болезнь Бехтерева) и др. Они поражают примерно каждого седьмого жителя планеты, вызывают боль, скованность в суставах, мышцах, связках, пояснице, шее; часто приводят к выраженной инвалидизации пациентов и, как следствие, - к существенному снижению качества жизни и увеличению затрат на медицинскую и социальную помощь населению. Эти явления могут длиться несколько дней или много лет, вызывать у человека легкое недомогание либо сильно ограничивать его трудоспособность. В последние годы наблюдается тенденция к увеличению числа людей, страдающих заболеваниями суставов и позвоночника, причем среди таких пациентов растет доля больных трудоспособного возраста. Внимание к патологии суставов усилилось после того, как ВОЗ объявила десятилетие 2000-2010 гг. Всемирной декадой костно-суставных заболеваний. В России за последние пять лет частота заболеваний костно-суставного аппарата возросла на 21%, в т. ч. среди детей - на 22%. Доля общей инвалидности в связи с болезнями костно-суставной системы среди всех инвалидов нашей страны (первичная инвалидность) составляет 7,9%, из них половина - молодые люди. Роль обучения пациентов в комплексном лечении и профилактике В свете приведенных данных большая роль отводится профилактике заболеваний суставов и позвоночника. Такая профилактика подразделяется на первичную (пропаганду и реализацию здорового образа жизни) и вторичную (школы пациента). Обучение пациентов с хроническими заболеваниями в специальных школах при ЛПУ способно существенно улучшить качество лечения за счет повышения информированности больных об имеющемся у них недуге и активного вовлечения их в процесс самоконтроля над состоянием здоровья. Поскольку многие заболевания суставов и позвоночника приводят к инвалидности, основная направленность деятельности школ для пациентов с такой патологией состоит в обучении больных "жить со своим заболеванием". Во время амбулаторного приема пациент порой не имеет возможности обсудить с врачом все проблемы, касающиеся здоровья и профилактики осложнений своего заболевания. Больные испытывают дефицит общения с медиками и друг с другом, что снижает не только комплаентность, но и качество их жизни. Эту проблему помогают решить так называемые школы пациента, использующие специальную методику воздействия на пациентов (как индивидуально, так и в группе) для повышения уровня их знаний, умений, практических навыков, информированности о рациональном лечении заболевания, улучшения качества жизни и профилактики осложнений. Такие методики разработаны на основе новых информационно-мотивационных технологий, формирующих у пациентов ответственное отношение к своему здоровью. История создания школы для пациентов В целях обучения больных, страдающих заболеваниями суставов и позвоночника, и информирования их родственников по вопросам профилактики обострений, методам обследования и медикаментозному лечению, в 2006 г. на базе городской поликлиники № 107 (далее - ГП № 107) была открыта Школа по обучению больных ревматологического профиля (далее - Школа). Обязанности по проведению занятий в Школе были возложены на врача-ревматолога. За 3,5 года работы Школы проведено 42 занятия, их посетил 241 пациент с полным освоением курса лекций. Полученные навыки позволили снизить инвалидизацию больных с ревматоидным артритом и остеопорозом, увеличить их двигательную активность и комплаентность к общему лечению, проводимому врачами ГП № 107. В ноябре 2009 г. Школа получила новое название, соответствующее Номенклатуре работ и услуг в здравоохранении, утвержденной Минздравсоцразвития России 12 июля 2004 г., - "Школа для пациентов с заболеваниями суставов и позвоночника". Для работы Школы стал активно привлекаться сестринский персонал. Организация работы Школы В приказе главного врача отражена организация Школы. Руководит ею заместитель главного врача по медицинской части. Главная медицинская сестра поликлиники проверяет качество информационных материалов для занятий, а старшая медицинская сестра отделения специализированной терапевтической помощи выполняет следующие функции: организацию занятий; составление графиков работы школ (помимо Школы для пациентов с заболеваниями суставов и позвоночника в поликлинике организовано еще четыре школы для пациентов с артериальной гипертонией, бронхиальной астмой, сахарным диабетом, глаукомой); руководство работой среднего медицинского персонала и контроль ее качества; контроль над состоянием и оснащением рабочих мест врачей и медицинских сестер отделения и соблюдением правил внутреннего распорядка отделения его сотрудниками и посетителями; обеспечение надлежащего санитарно-гигиенического состояния помещений отделения; проведение активной и систематической санитарно-просветительной работы среди пациентов по вопросам здорового образа жизни и предупреждения заболеваний; систематическое повышение квалификации и уровня медицинских знаний среднего медицинского персонала; представление отчета о численности обучающихся в школах пациентов в отделение медицинской статистики поликлиники; соблюдение подчиненными принципов этики и деонтологии. Для обновленной Школы разработана следующая документация: положение о Школе; специальные должностные инструкции врача и медицинской сестры для работы в Школе (в дополнение к основным должностным инструкциям); тематический план (приложение 1); анкета для опроса пациентов перед началом занятий в Школе и по окончании их цикла (приложение 2); журнал посещаемости; карта пациента Школы; отчет о работе Школы; информация для пациентов Школы; лекционный материал, слайды и т. п. На занятиях в Школе до слушателей доводят разнообразную информацию о заболеваниях суставов и позвоночника, таких как ревматоидный или псориатический артрит, болезнь Бехтерева, системная красная волчанка, о методах их лечения и самоконтроля, о диете и рекомендуемых физических упражнениях. Все это, безусловно, является важной составляющей в лечении таких пациентов. Особое внимание уделяется причинам, механизму развития болезни. Пациенты получают специальные иллюстрированные материалы с информацией о ревматических заболеваниях и их лечении, разработанные сотрудниками ЛПУ и утвержденные заместителем главного врача по медицинской части. Важную роль в обеспечении доступности и качества предоставляемых населению услуг, усилении их профилактической направленности играют специалисты со средним медицинским образованием, повышенным уровнем образования или высшим медицинским образованием по специальности "сестринское дело". Именно такие кадры в основном задействованы в работе школ поликлиники. Так, занятия в Школе для пациентов с заболеваниями суставов и позвоночника помимо врача-ревматолога проводит медицинская сестра со средним медицинским образованием и большим стажем работы. Высшее сестринское образование имеется у старшей медицинской сестры отделения, которая контролирует ее работу. В некоторых других школах поликлиники преподают медицинские сестры с повышенным уровнем образования. Деятельность медицинской сестры Школы заключается в следующем: в пропаганде здорового образа жизни среди населения; оказании пациентам моральной поддержки в процессе обучения; контроле посещаемости занятий и убеждении пациента в пользе этого (информация о работе Школы передается в регистратуру и на "бегущую электронную строку" ГП № 107; пациентам рассылаются приглашения в городские поликлиники округа; запись на занятия производится во время врачебного приема); организации лекций, подготовке наглядного материала в пределах своей компетенции; подготовке документации (годовой отчетности о работе Школы, количестве проведенных занятий и обученных пациентов и прочем; журналов посещаемости и т. д.); анкетировании пациентов в начале обучения и по окончании цикла занятий; проведении анализа качества жизни пациентов на основании полученных данных. Занятия в Школе проходят в конференц-зале ГП № 107 по субботам один раз в месяц в 13.00, а также по будням в 18.00 по графику. На лекциях проводятся презентации с использованием плакатов, муляжей и пр. Для закрепления знаний демонстрируются обучающие видео- и DVD-фильмы. В начале и по окончании цикла занятий медсестра проводит анкетирование пациентов с целью выяснения их информированности о своем заболевании и определения степени усвоения материала соответственно. Также дважды больным предлагается заполнить опросник (приложение 3), чтобы оценить их физическую активность. Вся полученная информация подлежит анализу и при необходимости передается врачу для коррекции лечения пациентов. Оплата сотрудникам, задействованным в Школе, осуществляется по результатам работы в виде материального стимулирования, рассматриваемого на комиссии. Размер такого стимулирования определяет главный врач. Оценка эффективности работы Школы Занятия в Школе для пациентов с заболеваниями суставов и позвоночника в ГП № 107 востребованы и дают хорошие результаты. Так, 62% больных поликлиники согласно данным опроса, проведенного среди 362 респондентов в сентябре 2009 г., подтвердили, что нуждаются в получении дополнительных знаний о своем заболевании. Если в начале занятий в Школе физическая активность слушателей в среднем оценивается в 3-5 баллов (по опроснику для определения физической активности), то по завершении курса обучения она увеличивается до 8-9 баллов, что оценивается как средняя физическая активность. Для пациентов, в большинстве случаев являющихся инвалидами, это существенное достижение. По возможности, слушатели Школы тестируются через 3-4 месяца после окончания обучения, у некоторых из них оценка физической активности достигает 10-11 баллов, т. е. является достаточной. Эффективность работы Школы подтверждается и другими статистическими данными: в результате обучения за 2010 г. у пациентов повысился показатель минеральной плотности костной ткани (35%); в три раза сократилось количество больных, принимающих нестероидные противовоспалительные препараты (НПВП); на 31% снизилась частота возникновения случаев НПВП-гастропатий; стало в 2,5 раза меньше больных с остеоартрозом; в 1,5-2 раза уменьшилось количество случаев временной нетрудоспособности, сократилась ее продолжительность. Опрос пациентов по окончании занятий в Школе показал следующее: 83% больных пересмотрели свой рацион питания в сторону увеличения потребления продуктов, богатых кальцием; 79% проявили готовность изменить привычный двигательный режим, дозированно увеличивая физическую нагрузку; 38% отказались от использования дополнительных ортопедических средств опоры; 92% решили порекомендовать посещение Школы своим знакомым и родным. Оценивая опыт работы Школы для пациентов с заболеваниями суставов и позвоночника, можно сделать вывод о том, что подобное мероприятие формирует у людей мотивацию к ведению здорового образа жизни, повышает ответственность за свое здоровье, способствует добросовестному выполнению назначений врача, обеспечивает населению качественную профилактическую помощь. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН и содержание занятий в Школе для пациентов с заболеваниями суставов и позвоночника Обучение пациентов в Школе является комплексной медицинской профилактической услугой и классифицируется в документах медицинской статистики под шифром 04.040.01, где 04 означает "медицинские услуги по профилактике", 040 - "ревматология", 01 - "Школа для пациентов с заболеваниями суставов и позвоночника". Данный цикл включает три блока, каждый из которых, в свою очередь, состоит из тематических занятий по 60-90 мин. Приложение 1 I. ОСТЕОАРТРИТ Занятие № 1 Многообразие ревматических заболеваний. Остеоартрит - эпидемия XXI в. Факторы, способствующие возникновению остеоартрита. Немедикаментозное и медикаментозное лечение. Понятие о хирургическом лечении. Ответственный: врач-ревматолог. Занятие № 2 Как научиться жить с остеоартритом. Как предотвратить обострение заболевания. ЛФК при остеоартрите. Ответственные: врач-ревматолог и медицинская сестра. Занятие № 3 Здоровое питание. Что важно знать о питании при остеоартрите. Советы по улучшению качества жизни больных с остеоартритом. Ответственный: медицинская сестра. II. РЕВМАТОИДНЫЙ АРТРИТ. ПОДАГРА Занятие № 1 Ревматоидный артрит. Проявления, причины возникновения. Факторы риска. Клиника. Ответственный: врач-ревматолог. Занятие № 2 Профилактика обострений, осложнений и прогрессирования ревматоидного артрита. Как научиться жить с ревматоидным артритом. Ответственные: врач-ревматолог и медицинская сестра. Занятие № 3 Лечение ревматоидного артрита (симптоматическое и базисное). Разнообразие препаратов. Профилактика осложнений лекарственной терапии. Физические упражнения в период ремиссии. Ответственные: врач-ревматолог, медицинская сестра и врач ЛФК. Занятие № 4 Подагра - эпидемия XXI в. Проявления. Опасности подагры. Лечение подагры. Питание при подагре. Образ жизни больного с подагрой. Ответственные: врач-ревматолог и медицинская сестра. III. ОСТЕОПОРОЗ Занятие № 1 Остеопороз. Причины возникновения. Виды остеопороза. Клиника. Ответственный: врач-ревматолог. Занятие № 2 Факторы риска. Кто подвержен риску дефицита кальция? Лечение остеопороза. Осложнения остеопороза. Ответственный: врач-ревматолог. Занятие № 3 Немедикаментозные методы лечения остеопороза. Рациональное питание, диета. Гимнастика при остеопорозе. Образ жизни при остеопорозе. Ответственный: медицинская сестра. Цель обучения: повысить информированность пациентов о заболевании; о причинах и факторах, влияющих на его развитие, а также об осложнениях; сформировать у пациентов активное, рациональное и ответственное отношение к собственному здоровью и установку на оздоровление; повысить веру в лечение; сформировать навыки самоконтроля, умение корректировать основные поведенческие факторы риска. Приложение 2 АНКЕТА для пациентов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата Обведите нужные ответы или впишите их в пустую клетку. 1 Ф.И.О. (полностью) 2 Укажите Ваш пол Мужской Женский 3 Укажите Ваш возраст 4 Работаете ли Вы? Да Нет 5 Известно ли Вам о наличии у Вас заболевания опорно-двигательного аппарата? Да Нет 6 Требуются ли Вам дополнительные знания о своем заболевании? Да Нет 7 Как часто Вы посещаете врача по поводу этого заболевания? Не более двух раз в год Более двух раз в год, но не чаще одного раза в месяц Чаще одного раза в месяц 8 Знакомы ли Вы с факторами риска развития заболевания? Впишите известные Вам факторы риска Да Нет 9 Получали ли Вы советы врача (медсестры) о том, как уменьшить влияние факторов риска для Вас? Никогда не получал(а) Получал(а), но полностью не понял(а) их смысла Получал(а) 10 Выполняете ли Вы советы врача(медсестры)по уменьшению влияния факторов риска для Вас? Никогда не выполнял(а) Выполнял(а), но полностью не понял(а) смысла Выполнял(а) 11 Принимаете ли Вы какие-нибудь препараты по назначению врача? Да, постоянно Только при плохом самочувствии Не принимаю 12 Знаете ли Вы, какие осложнения могут возникнуть вследствие невыполнения рекомендаций врача? Впишите известные Вам Да Нет 13 Связан ли Ваш образ жизни с физическим трудом? Да Нет Незначительно 14 Употребляете ли Вы алкоголь? Да Нет 15 Является ли повышенной масса Вашего тела? Да Нет 16 Любите ли Вы соленую пищу? Да Нет 17 Соблюдаете ли Вы какую-либо диету? Да Нет 18 Страдаете ли Вы сахарным диабетом? Да Нет Не знаю 19 Какое артериальное давление является для Вас оптимальным? Благодарим Вас за участие в опросе! Примечание. Приведенную анкету пациент заполняет перед началом занятий в Школе. По окончании курса обучения он заполняет такую же анкету, увеличенную на два вопроса: 20 Получена ли Вами новая информация на занятиях в Школе здоровья, и приобретены ли определенные навыки? Да, я узнал(а) много нового Я узнал(а) кое-что новое Я не узнал(а) ничего нового 21 Каковы Ваши предложения по тематике занятий? Приложение 3 ОПРОСНИК по оценке уровня физической активности Выберите один из вариантов ответа на каждый вопрос и подсчитайте суммарное количество баллов. Вид физической Варианты ответа активности, проявляемой в течение дня Нет (0 баллов) Менее 0,5 ч (1 балл) 0,5-1 ч (2 балла) 1-2 ч (3 балла) Более 2 ч (4 балла) 1. Хожу на работу пешком (для неработающих -нахожусь в движении в течение дня) и занимаюсь покупками 2. Занимаюсь физкультурой ежедневно 3. Нахожусь в движении на работе Общее количество баллов Результаты опроса и рекомендации: 0-5 баллов - низкая физическая активность. Вам следует быть более мобильным в ежедневной жизни: старайтесь больше ходить пешком; по возможности, поднимайтесь и спускайтесь по лестнице пешком; в быту реже используйте устройства дистанционного управления; выберите физические упражнения, ориентируясь на свои предпочтения (ходьба, езда на велосипеде, плавание и т. д.); начинайте упражнения в медленном темпе, затем постепенно наращивайте интенсивность; договаривайтесь с друзьями о совместных занятиях, оказывайте друг другу поддержку. 6-9 баллов - средняя физическая активность. Для поддержания хорошего самочувствия достаточно 30 мин умеренной или выраженной физической активности не менее пяти раз в неделю. Рекомендации: планируйте свой рабочий день так, чтобы физические упражнения были его неотъемлемой частью; во время выходных отдавайте предпочтение активному отдыху; не избегайте работы по дому, на даче, в саду. 10-12 баллов - достаточная физическая активность. Продолжайте и дальше заниматься в том же режиме. Помните, что чрезмерная нагрузка может привести к обострению хронических заболеваний, перегрузке сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата. Нужно всегда контролировать объем физической активности. Достаточно надежными критериями для этого являются самочувствие, аппетит и сон. При правильном и регулярном выполнении упражнений Ваша тренированность будет повышаться из года в год, хорошая физическая форма сохранится на протяжении длительного времени, а вместе с нею - нормальное самочувствие, здоровый сон и отличное настроение! Е.А. Зиновьева, старшая медицинская сестра отделения специализированной терапевтической помощи; Т.И. Винникова, окружной внештатный специалист по сестринскому делу СВАО, главная медицинская сестра, Городская поликлиника № 107, г. Москва | |
Просмотров: 2535 | |