Периоперационный обучающий сестринский процесс в Кировской областной клинической больнице - статьи - Каталог статей - Информационный портал для медицинских сестёр
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Информационный портал для медицинских сестёр

Среда, 07.12.2016
Главная » Статьи » статьи

Периоперационный обучающий сестринский процесс в Кировской областной клинической больнице

Периоперационный обучающий сестринский процесс в Кировской областной клинической больнице

Тема: Обеспечение качества медицинской помощи
Источник: Журнал "Главная медицинская сестра" № 04 2013


 … Новизна работы

Методика периоперационного обучающего сестринского процесса, объединяющая уход за больными на протяжении периоперационного периода (от момента поступления в стационар для оперативного лечения до выписки) и их обучение, впервые разработана в Кировской области на базе Кировской областной клинической больницы. Обучение пациентов проходило по специально разработанной модели "Менеджер сестринского дела – медсестра – пациент”. Для пациентов, перенесших оперативное лечение, с целью формирования у них здоровьесберегающего поведения были разработаны методики проведения обучающих бесед по возможным осложнениям, по физической активности, особенностям питания в послеоперационный период…

Об отделении и его сестринском персонале

В хирургическом отделении Кировской ОКБ располагается 50 коек оборот койки – 31,2.

Сестринский персонал – 14 чел.: 1 старшая медсестра, 2 – медсестры перевязочной, 1 – процедурной, 2 операционные, 8 палатных.

Высшую квалификационную категорию имеют 4 медсестры отделения, первую – 3 медсестры.

По стажу работы медсестер отделения можно разделить на следующие группы: от 1 до 5 лет – 3 чел., от 5 до 10 лет – 3 чел., от 10 до 15 лет – 4 чел., от 15 до 25 лет – 3 чел., более 25 лет – 1 чел.

На каждом посту в смену работает 1 медицинская сестра. На первом посту среднее количество пациентов, приходящихся на медсестру, – 21 чел., на втором посту – 22 чел., на третьем посту – 7 чел.

Организация работы медсестер на разных этапах периоперационного процесса

… ПРЕДОПЕРАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Накануне операционного дня палатная медицинская сестра второго (дооперационного) поста знакомится со списком плановых операций в отделении, просматривает историю болезни пациентов и знакомится с ними. Она осуществляет сестринское обследование пациента, выявляет его проблемы, заполняя "Лист сестринской оценки состояния пациента”, проводит психологическую подготовку больного к операции…

ИНТРАОПЕРАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Первый этап деятельности операционной медсестры заключается в обследовании операционного поля, оценке массы тела и конституции больного.

Второй этап – установление возможных проблем пациента: высокий риск повреждений и инфицирования, нарушение двигательной активности, беспокойство.

Третий этап – планирование сестринской помощи: обеспечение всем необходимым во время операции (подготовка и стерилизация инструментов, подготовка аппаратуры, специальных подставок с учетом хирургического вмешательства), создание психологического и физического комфорта пациента, предотвращение инфицирования.

Четвертый этап – осуществление плана сестринского вмешательства: подготовка необходимого набора инструментов, их стерилизация, проверка исправности аппаратуры, объяснение санитарке операционного отделения, какие специальные подставки необходимы для предстоящего оперативного вмешательства, подготовка шовного материала и необходимых растворов. К четвертому этапу относится расположение пациента на операционном столе (так, чтобы создать комфорт, безопасность, удобство для работы хирурга и анестезиолога), профилактика инфицирования (строгое соблюдение асептики и антисептики).

Медсестра-анестезист реализует план сестринского ухода во время оперативного вмешательства, ассистирует врачу-анестезиологу при интубации трахеи, осуществляет динамический мониторинг (кардиомониторинг, измерение артериального давления, учет потери крови, диурез, отвечает за процесс гемотрансфузии).

По окончании операции сопровождает пациента в палату послеоперационного наблюдения на третий медсестринский пост и предоставляет необходимую информацию палатной медицинской сестре.

ПОСЛЕОПЕРАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Медсестра третьего поста осуществляет наблюдение за больными двух послеоперационных палат в течение 1–2 сут после операции… Этот специалист осуществляет следующие манипуляции:

· гигиенические процедуры (умывание, подмывание), уход за кожными покровами и слизистыми оболочками;

· помощь при кормлении;

· психологическую поддержку;

· профилактику пролежней;

· комплекс упражнений по восстановлению физической активности.

Медсестра третьего поста всю смену (24 ч) находится в отделении, в непосредственной близости от послеоперационных палат (на время отдыха и приема пищи ее заменяет медсестра первого или второго поста) и ведет наблюдение…

После пребывания на третьем посту пациент переходит под наблюдение к медицинской сестре первого поста.

В течение всего послеоперационного периода медсестры ведут "Лист динамического наблюдения за послеоперационным пациентом”, а пациенты – "Лист самонаблюдения”, разработанный менеджером сестринского дела. Это позволяет врачам более эффективно оценивать динамику состояния прооперированных больных.

Методическое обеспечение медицинских сестер

Для лучшей адаптации сестринского персонала к новой организации работы и привития им навыков информирования и обучения пациентов был подготовлен пакет документов для менеджера сестринского дела:

· должностная инструкция (приложение 1);

· номенклатура учетно-отчетной документации менеджера сестринского дела (приложение 2).

Для постовых медицинских сестер были созданы информационные папки с материалами:

1) о порядке выполнения сестринских манипуляций и о подготовке пациентов к лабораторным, функциональным, рентгеновским и другим видам обследований;

2) инструкции по обработке инструментария и предметов ухода за больными;

3) сестринская документация по уходу за пациентами: "Алгоритм действий медсестры в предоперационном периоде” (приложение 3);

· "Алгоритм действий медсестры в послеоперационном периоде” (приложение 4);

· "Лист сестринской оценки состояния пациентов”;

· "Лист динамического наблюдения за послеоперационными пациентами”;

· "Перечень возможных проблем пациентов в периоперационном периоде” (приложение 5);

· "Сестринский процесс в послеоперационном периоде” (приложение 6);

· "Алгоритм ухода за послеоперационными пациентами” (приложение 7);

· "Алгоритм ухода за дренажами” (приложение 8);

· "Рекомендации родственникам пациентов, перенесших операцию” (приложение 9).

4) документация для пациентов – "Лист самонаблюдения”.

Контроль за качеством сестринского ухода

Контроль за качеством сестринского ухода происходит по трем уровням:

1) самоконтроль;

2) контроль менеджером сестринского дела;

3) оценка работы медицинских сестер пациентами.

При самоконтроле палатная медсестра, осуществляя сестринский уход и обучение пациента, следит за его состоянием по следующим параметрам и индикаторам качества:

индикаторы.jpg

Менеджер сестринского дела контролирует качество ухода и состояния всех пациентов по следующим параметрам:

· уменьшение проблем пациента;

· отсутствие осложнений;

· отсутствие жалоб со стороны пациентов на качество сестринского ухода.

Для оценки качества сестринского ухода и обучения разработана контрольная карта (приложение 10), учитывающая такие показатели, как полнота сбора информации о пациенте, объем сестринского обследования, точность выявленных проблем пациента, правильность постановки цели и достаточность объема реализации сестринских вмешательств.

Менеджер сестринского дела оценивает работу медсестры по каждому критерию по пятибалльной шкале, затем оценки суммируются и высчитывается уровень качества сестринской помощи (УКСП).

Максимальный УКСП – 30 баллов. При этом учитывается мнение пациентов, которые также оценивают деятельность медсестры. В зависимости от УКСП принимаются организационные решения: от материального стимулирования до разбора ошибок и консультативной помощи медицинской сестре.

Оценка эффективности внедренной организационной модели

... Анализ данных показал, что медсестры оценивают внедренные новые технологии как способ, помогающий найти индивидуальный подход к каждому пациенту, улучшить качество оказания медицинской помощи, поднимающий престиж профессии медсестры, меняющий взгляд врачей и пациентов на роль медсестры в лечебно-диагностическом процессе.


Категория: статьи | Добавил: cmc24 (20.04.2013)
Просмотров: 648 | Рейтинг: 0.0/0