Пятница, 29.03.2024, 13:56
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
статьи [339]
Вход на сайт
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Информационный портал для медицинских сестёр

Каталог статей

Главная » Статьи » статьи

Опыт введения должности медсестры-координатора в штат среднего медицинского персонала в Федеральном центре сердечно-сосудистой хирургии

Опыт введения должности медсестры-координатора в штат среднего медицинского персонала в Федеральном центре сердечно-сосудистой хирургии

Тема: Обеспечение качества медицинской помощи
Источник: Журнал "Главная медицинская сестра" № 03 2013


 В одном из предыдущих номеров мы рассказали о красноярском Федеральном центре сердечно-сосудистой хирургии (далее – центр) и об опыте внедрения модели комплексной сестринской бригады по осуществлению перевязок пациентам в этом учреждении*. Продолжаем знакомить вас с инновациями, применяемыми в нашей медицинской организации, и теперь рассказываем об опыте введения в штат среднего медицинского персонала медицинской сестры-координатора и принципах работы этого специалиста с пациентами.

Предпосылки введения в штат медсестры-координатора

К середине 2012 г., когда в центре началась интенсивная работа и увеличился поток пациентов, палатные медицинские сестры перестали справляться с индивидуальной работой с каждым пациентом, т. к. в первую очередь они должны были выполнять назначения врача, осуществлять транспортировку больных в операционную или на диагностические исследования, что стало занимать все их рабочее время.

Нагрузка увеличилась не только у палатных, но и у старших медицинских сестер стационара. Последние утратили возможность контролировать в полном объеме работу медицинских сестер, т. к. практически все время затрачивали на выписку пациентов (в среднем за сутки в каждое кардиохирургическое отделение поступает 10–12 пациентов, и столько же выписывается), укомплектование отделения лекарственными средствами, расходными материалами, изделиями медицинского назначения, а также на заполнение отчетно-учетной документации.

Оформление документации для должности

В сложившейся ситуации и возникла необходимость введения в штат специалиста, которому можно было бы делегировать часть обязанностей старшей медицинской сестры и палатных медицинских сестер. Причем данный работник, наряду с профессиональными и аналитическими способностями должен обладать такими качествами, как чуткость, умение сопереживать, стрессоустойчивость, коммуникабельность.

Этим специалистом стала медсестра-координатор. Но поскольку такой должности нет в Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием учреждений здравоохранения, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 25.07.2011 № 801н, в штатном расписании данный работник назван "медицинская сестра постовая”. Дополнительных финансовых затрат и увеличения штатного расписания сестринского персонала отделений введение данной должности не потребовало, т. к. были использованы ставки, находящиеся под совмещением.

Всего было введено 3 должности медсестры-координатора – по одной в каждое кардиохирургическое отделение на 50 коек: отделение хирургического лечения ишемической болезни сердца и заболеваний аорты (кардиохирургия № 1), отделение хирургического лечения нарушений ритма сердца (кардиохирургия № 2), отделение хирургического лечения приобретенных пороков сердца (кардиохирургия № 3).

В должностной инструкции медсестры-координатора основной акцент был сделан на ее обязанности по коммуникации с госпитализируемыми и выписывающимися пациентами.

С целью унификации деятельности медсестер-координаторов разработаны специальные инструкции для работы с госпитализируемыми пациентами и с выписывающимися (приложения 1, 2).

Функционал медсестры-координатора

Время работы медисестры-координатора: с 9:00 до 17:00, с понедельника по пятницу.

Рабочий стол медсестры-координатора расположен на входе в отделение. Это место было выбрано не случайно. Первое впечатление формируется у пациента в течение нескольких секунд контакта. От того, каким оно будет, может полностью зависеть дальнейшее развитие отношений с больным. Одна из задач медсестры-координатора при первичном обращении пациента в отделение – расположить его к себе и к обстановке.

Встречая пациента на входе в отделение и общаясь с ним столько времени, сколько необходимо именно для этого пациента, медсестра-координатор формирует его желательное поведение уже при госпитализации, что позволяет включить самого пациента в лечебный процесс.

В центре для минимизации рисков проведения медицинских манипуляций не тому пациенту используются идентификационные браслеты. Браслет распечатывается в приемном отделении при поступлении пациента вместе с его историей болезни. Медсестра-координатор для предотвращения появления негативного отношения к данному нововведению подробно объясняет каждому пациенту, для чего необходим идентификационный браслет, надевает его на руку пациента, тщательно сверяя данные с историей болезни.

В таблице далее приведено время, которое затрачивает медсестракоординатор на выполнение основных действий (извлечения из должностной инструкции), и проанализирована их эффективность:

GMS_02-2013-43.jpg

Оценка эффективности реализации проекта

С целью определить эффективность реализации описанного проекта было проведено анкетирование сотрудников центра, непосредственно взаимодействующих с медицинскими сестрами-координаторами: 3 заведующих отделениями, 3 старших медицинских сестер, 39 палатных медицинских сестер, 4 медицинских сестер приемного отделения.

По результатам исследования практически все опрошенные сотрудники согласились со следующими утверждениями:

· медсестра-координатор забрала на себя часть их обязанностей и обязанностей коллег;

· ничего в работе этого специалиста менять не нужно;

· введение данной должности в центре целесообразно.

Только часть медицинских сестер палатных не согласилась с этими утверждениями:

· 12,9% из них утверждают, что в основном этот специалист стал выполнять большую часть обязанностей старших медицинских сестер, а не их;

· 45,8% считают, что необходимо увеличить круг обязанностей этих специалистов, отнеся к ним сопровождение пациентов в другие клиники на реабилитационный этап, составление порционных требований и списка пациентов, находящихся в отделении (с разбивкой по палатам и назначенному режиму лечения);

· 20% считают нецелесообразным введение данной должности.

Недовольство части палатных медицинских сестер нововведением можно объяснить тем, что должность медсестры-координатора создана, как уже говорилось, за счет имеющихся ставок в отделении, а не за счет расширения штатного расписания. Предлагаемое увеличение функционала данного специалиста также не представляется возможным, т. к. в конечном счете это приведет к тому, что обязанности медсестры-координатора ничем не будут отличаться от обязанностей палатной медицинской сестры.

К сожалению, еще не все сотрудники сестринской службы осознают важность для пациента не только профессиональной медицинской помощи, но и его коммуникативной и психологической поддержки, а также сервисной составляющей нахождения в стационаре.

Тем не менее на сегодняшний день ситуация меняется, и когда медсестра-координатор уходит в очередной отпуск, то палатные медицинские сестры просят на это время поставить дублера. Также для оценки эффективности реализации проекта были проанализированы анкеты 128 выписавшихся пациентов; 89% из них в своих анкетах выразили благодарность не только за полученное оперативное лечение, но и за внимательное и заботливое отношение персонала.

Безусловно, деятельность медсестры-координатора призвана освободить определенную группу специалистов от выполнения рутинной работы, но в основном все усилия этого работника направлены на то, чтобы пациент был полностью удовлетворен оказываемой в центре медицинской помощью. Главная задача медсестры-координатора – создать благоприятную, располагающую к общению и сотрудничеству психологическую атмосферу в отделении.

Категория: статьи | Добавил: cmc24 (20.04.2013)
Просмотров: 1617 | Рейтинг: 0.0/0