Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Информационный портал для медицинских сестёр

Четверг, 25.05.2017
Главная » Статьи » статьи

Нормирование труда фельдшеров для оказания амбулаторно-поликлинической помощи населению
Тема: Нормирование труда
Источник: Журнал "Справочник фельдшера и акушерки" № 07 2013
Автор: В.М. Шипова, д-р мед. наук, проф., гл. науч. сотр. ФГБУ «Национальный НИИ общественного здоровья» РАМН, проф. кафедры медико-социальных проблем охраны материнства и детства ГОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования», г. Москва, О.Г. Минин, канд. мед. наук, гл. врач Мурманского медицинского комплекса Национального медико-хирургического центра им. Н.И. Пирогова, г. Мурманск


В настоящей статье рассматривается нормативная обеспеченность должностями фельдшеров тех ЛПУ, которые оказывают амбулаторно-поликлиническую помощь населению. В эти показатели в 2012 г. внесены существенные изменения приказами Минздравсоцразвития России от 16.04.2012 № 366н (далее – приказ № 366н) и от 15.05.2012 № 543н (далее – приказ № 543н).

К сожалению, эти документы, как и все приказы по Порядкам оказания медицинской помощи, содержат массу ошибочных положений, затрудняющих их использование в практике здравоохранения. В частности, в указанных документах игнорируется расчетный принцип формирования и использования нормативов по труду, приводятся наименования учреждений, отсутствующие в действующей номенклатуре, и т. д.

В соответствии с приказом № 366н должности фельдшеров для оказания медицинской помощи детям не предусмотрены. Следует заметить, что по приказу Минздрава СССР от 11.10.1982 № 999 в детских городских поликлиниках должности фельдшеров или медицинских сестер устанавливались в приемно-смотровом фильтре (бокс с отдельным входом) и для усиления профилактической работы среди здоровых детей.

Этот же норматив предусматривался и в по следующем приказе Минздрава РФ от 16.10.2001 № 371, определяющем штатные нормативы персонала детских поликлиник, входящих в состав городских и детских городских больниц, медико-санитарных частей со стационарами. В приказе № 366н в кабинете здорового ребенка детской поликлиники (в соответствии с действующей номенклатурой учреждений здравоохранения – детская городская поликлиника) рекомендуется устанавливать лишь должность медицинской сестры (п. 46 Приложения 5), а медицинский персонал фильтра не указан вовсе.

Приказом № 543н должности фельдшеров предусмотрены для обеспечения деятельности ФАП, фельдшерского здравпункта, врачебной амбулатории, центра (отделения) общей врачебной практики (семейной медицины). Не все из указанных наименований типов учреждений совпадают с действующей номенклатурой учреждений.

Так в приказе № 543н указаны названия «врачебная амбулатория» и «центр общей врачебной практики (семейной медицины)», в то время как в номенклатуре учреждений – «амбулатория» и «центр общей врачебной (семейной) практики».

Неправильные наименования учреждений здравоохранения в практике здравоохранения вызывают трудности в установлении работникам режима труда и отдыха, пенсионном обеспечении и т. д. Тем более эти ошибки не должны допускаться в нормативно-правовых документах. Нормативы должностей фельдшеров ФАП полностью совпадают с приказом Минздрава СССР от 26.09.1978 № 900.

Штатные нормативы персонала фельдшерского здравпункта в соответствии с Приложением № 19 к приказу № 543н устанавливаются вне зависимости от численности работников (фельдшер – 1 должность, медицинская сестра – 1 должность, санитар – 0,5 должности), что может привести к разной нагрузке этого персонала в разных учреждениях.

По приказу Минздрава СССР от 11.10.1982 № 999 должности заведующего здравпунктом – фельдшера или медицинской сестры устанавливались в каждом подразделении, а должности фельдшера, акушерки, медицинской сестры устанавливались следующим образом: при численности работников (учащихся), равной 801–1500 – 0,5–1,0 должность, а при 1501–2000 работников (учащихся) – 1,5–2,0 должности.

Формулировка норматива должности фельдшера амбулатории требует редакционной правки. По-видимому, авторы приказа имели в виду следующее: должности фельдшеров амбулаторий устанавливаются в том случае, если на эту должность возлагаются функции лечащего врача.

Должности фельдшеров устанавливаются и в центре (отделении) общей врачебной (семейной) практики. В соответствии с ранее действующим приказом Минздрава России от 21.03.2003 № 112 на 1 должность врача общей практики (семейного врача) устанавливалось 2 должности медицинской сестры, а также должность помощника, хотя в номенклатуре должностей такая должность отсутствовала.

Согласно Приложению 22 к приказу № 543н на 1 должность врача устанавливается 1 должность фельдшера и по-прежнему 2 должности медицинской сестры. В отделение (кабинет) медицинской профилактики впервые вводится должность фельдшера.

По ранее действующему приказу Минздрава СССР от 23.09.1981 № 1000 в отделении профилактики устанавливалась должность заведующего врача-терапевта и должности медицинских сестер.

В соответствии с приказом № 543н должность заведующего кабинетом (отделением) медицинской профилактики может быть как врачебной, так и фельдшерской, так же как и должность заведующего кабинетом медицинской помощи при отказе от курения.

Таким образом, анализ современных нормативно-правовых документов позволяет сделать следующие выводы:

• наряду с исключением нормативной численности должностей фельдшеров при оказании медицинской помощи детям значительно расширена возможность введения этих должностей в штатные расписания ЛПУ, оказывающие первичную медицинскую помощь взрослому населению;

• в нормативно-правовые документы, утвержденные на федеральном уровне управления здравоохранением, необходимо внесение изменений для устранения недостатков в формулировках положений приказов, приведения в соответствие наименований учреждений здравоохранения, указанных в приказах, с действующей номенклатурой учреждений здравоохранения. Ниже приведены извлечения из Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Минздравсоцразвития РФ от 15.05.2012 № 543н, и Приложений к нему.

Приложения

Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденное приказом Минздравсоцразвития РФ от 15.05.2012 № 543н

<…>18. Рекомендуемая численность прикрепленного населения на врачебных участках в соответствии с нормативной штатной численностью медицинского персонала составляет:

• на фельдшерском участке – 1300 человек взрослого населения в возрасте 18 лет и старше;

• на терапевтическом участке – 1700 человек взрослого населения в возрасте 18 лет и старше (для терапевтического участка, расположенного в сельской местности, – 1300 человек взрослого населения);

• на участке врача общей практики – 1200 человек взрослого населения в возрасте 18 лет и старше;

• на участке семейного врача – 1500 человек взрослого и детского населения;

• на комплексном участке – 2000 и более человек взрослого и детского населения.<…>

рис-1.jpg

Примечания

1. Настоящие штатные нормативы применяются при расчете штатов ФАП, расположенных на расстоянии свыше 2 км от других медицинских организаций (в т. ч. ФАП). Их применение к ФАП, создаваемым в населенных пунктах, расположенных на расстоянии до 2 км от других медицинских организаций, учреждений, осуществляется индивидуально на территории субъекта РФ. Применение указанных нормативов к 2 и более ФАП, организуемым в одном населенном пункте, не допускается.

2. Штатные нормативы, предусмотренные для ФАП, обслуживающих 700–900 жителей, могут применяться при расчете штатов:

• ФАП, организуемого в населенном пункте с числом жителей 300–700 человек, если населенный пункт удален от ближайшей медицинской организации (в т. ч. другого ФАП) на расстояние свыше 4 км;

• ФАП, обслуживающего менее 300 жителей, если населенный пункт удален от других медицинских организаций на расстояние свыше 6 км.

3. Настоящие рекомендуемые штатные нормативы не распространяются на медицинские организации частной системы здравоохранения.

рис-2.jpg

Примечания

1. Настоящие рекомендуемые штатные нормативы не распространяются на медицинские организации частной системы здравоохранения.

2. Зона обслуживания отделения (кабинета) медицинской профилактики включает зоны обслуживания медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, в составе которых отсутствует отделение (кабинет) медицинской профилактики.  


Категория: статьи | Добавил: cmc24 (04.10.2013)
Просмотров: 2725 | Рейтинг: 0.0/0