Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Информационный портал для медицинских сестёр

Суббота, 24.06.2017
Главная » Статьи » статьи

Комментарий к новому Порядку аттестации рабочих мест по условиям труда
Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н с 01.09.2011 введен в действие новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - новый Порядок). Соответственно, утрачивает силу ранее действующий Порядок, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 № 569 (далее - старый Порядок). По сравнению со старым Порядком новый Порядок объемнее и подробнее по содержанию, более детально и тщательно регламентирует процедуру аттестации рабочих мест. Кроме того, в новом Порядке отсутствуют некоторые положения старого Порядка, в частности: нормы о повторной аттестации рабочих мест, рекомендация хранить в организации документы аттестации рабочих мест по условиям труда в течение 45 лет, норма об организации аттестационной комиссией ознакомления работников с результатами аттестации рабочих мест по условиям труда и некоторые другие.

Далее рассмотрим наиболее значимые особенности нового Порядка.

Нормативное закрепление понятий

В новом Порядке нормативно закреплены следующие понятия:
аттестующая организация - это юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации и выполняющей на основании договора гражданско-правового характера с работодателем измерения и оценки, а также оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, проводимую в соответствии с разделом III нового Порядка, оформление и подготовку отчета об аттестации. Кроме того, в п. 6 нового Порядка дано важное предписание о том, что аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого данной аттестующей организацией проводится аттестация;
аналогичные рабочие места - это рабочие места, которые характеризуются совокупностью следующих признаков: профессии или должности одного наименования; выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы; использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья; работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе; использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения; одинаковое расположение объектов (производственное оборудование, транспортные средства и т. п.) на рабочем месте; одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени; одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты. Сходное понятие аналогичных рабочих мест было закреплено и в старом Порядке.

Вводится и подробно регламентируется понятие "комплексная оценка состояния условий труда на рабочем месте" вместо "оценки фактического состояния условий труда на рабочих местах". Вместе с тем детальный анализ фактического содержания этих двух понятий в новом и старом Порядках позволяет сделать вывод, что за редкими исключениями они синонимичны. Так, в соответствии с п. 36 нового Порядка комплексная оценка состояния условий труда на рабочем месте включает в себя результаты оценок:
класса (подкласса) условий труда, установленного по результатам оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам;
класса условий труда по травмоопасности;
обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

А согласно п. 39 старого Порядка фактическое состояние условий труда на рабочем месте определяется на основании оценок: по классу и степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса; по классу условий труда по травмобезопасности; по обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

Решение о непроведении измерений и оценок

Согласно разделу II нового Порядка созданной работодателем и функционирующей аттестационной комиссии предоставлено право принять мотивированное решение о непроведении измерений и оценок факторов рабочей среды и трудового процесса (далее - измерения и оценки), если осуществление указанных измерений и оценок угрожает безопасности работников при выполнении ими основной работы или специалистов аттестующей организации, выполняющих измерения и оценки. В таком случае указанное мотивированное решение оформляется в письменном виде, подписывается членами аттестационной комиссии и прилагается к материалам аттестации. И в соответствии с п. 5 нового Порядка в случае принятия решения о непроведении измерений и оценок условия труда на данных рабочих местах относятся к опасным.

Правовая основа проведения аттестации

В новом Порядке изменена правовая основа проведения аттестации. Вместо приказа, на основании которого организовывалась и проводилась аттестация по старом Порядку, в новом Порядке предусматривается договор гражданско-правового характера, на основании которого аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации. Приказ как таковой сохраняется и в новом Порядке, но им, согласно п. 11 нового Порядка, утверждается состав аттестационной комиссии, а также график проведения работ по аттестации.

Порядок исчисления сроков проведения аттестации

Подробнее регламентируется порядок исчисления сроков проведения аттестации. В соответствии с п. 8 нового Порядка сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже 1 раза в 5 лет (аналогичная норма была и в старом Порядке). При этом в новом Порядке отмечается, что указанный срок отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации. Причем за дату начала проведения очередной аттестации принимается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации. Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.

Права, обязанности и ответственность работодателя

В соответствии с документом работодателю предоставлены следующие права:
привлекать для выполнения работ по аттестации несколько аттестующих организаций. При этом между аттестующими организациями работа по аттестации может быть распределена как по количеству рабочих мест, подлежащих аттестации, так и по видам работ, выполняемых на данных рабочих местах;
требовать от аттестующей организации:

- документального подтверждения аккредитации на право оказывать услуги в области охраны труда в части проведения аттестации рабочих мест путем предоставления уведомления (копии уведомления) о включении аттестующей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда;

- проведения измерений и оценок в соответствии с действующими нормативными правовыми актами;

- обоснования выводов, сделанных аттестующей организацией по результатам аттестации.

При этом на работодателя возлагаются следующие обязанности:
обеспечивать проведение аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - аттестации). В старом Порядке такой обязанности у работодателя не существовало. А согласно п. 10 старого Порядка координация, методическое руководство и контроль за проведением работы по аттестации осуществлялись аттестационной комиссией, созданной организацией, в которой проводится аттестация, и аттестующей организацией на паритетной основе;
содействовать аттестующей организации в своевременном и полном проведении аттестации, предоставлять необходимую информацию и документацию, давать по запросу аттестующей организации разъяснения в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к целям аттестации, а также запрашивать необходимые для проведения аттестации сведения у третьих лиц;
проводить внеплановую аттестацию в предусмотренных случаях.

Работодатель не имеет права:
предпринимать преднамеренные действия, направленные на сужение круга вопросов, подлежащих анализу и оценке при проведении аттестации, а также на сокрытие (ограничение доступа) запрашиваемых аттестующей организацией информации и документации, относящихся к целям аттестации;
утверждать отчет об аттестации, содержащий документы, указанные в п. 43* разд. V нового Порядка, если они не подписаны представителями аттестующей организации, входящими в состав аттестационной комиссии.

На работодателя согласно новому Порядку возлагается ответственность за проведение аттестации, достоверность и полноту предоставления информации в государственную инспекцию труда в субъекте РФ. Он, а также аттестующая организация, несут ответственность за достоверность проведения измерений и оценок аттестации.

Полномочия аттестующей организации

Нормативно закреплены следующие полномочия аттестующей организации при проведении аттестации:
определение методов проведения измерений и оценок на основе действующих нормативных правовых актов и нового Порядка, а также количественный и персональный состав специалистов, проводящих измерения и оценку;
исследование в полном объеме документации, связанной с организацией работы по обеспечению требований охраны труда у работодателя, на рабочих местах которого проводится аттестация;
запрашивание и получение у работодателя (его представителя) разъяснений по возникшим в ходе аттестации вопросам;
отказ от проведения аттестации в случае непредставления работодателем необходимой документации или отказа работодателя обеспечить требуемые нормативной документацией условия проведения измерений и оценок.

Состав и полномочия аттестационной комиссии

В новом Порядке более четко и подробно регламентирован состав аттестационной комиссии. Согласно п. 10 нового Порядка возглавляет аттестационную комиссию представитель работодателя и в ее состав включаются представители работодателя, специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, представители аттестующей организации. В качестве представителей работодателя в состав аттестационной комиссии могут включаться руководители структурных подразделений организации, юристы, специалисты по кадрам, специалисты по труду и заработной плате, главные специалисты организации, медицинские и иные работники.

В полномочия аттестационной комиссии вносятся некоторые изменения, в основном уточняющего характера. В частности, аттестационная комиссия в соответствии с новым Порядком составляет перечень рабочих мест, подлежащих аттестации, образец которого предусмотрен приложением № 1 к новому Порядку. При этом выделяются аналогичные рабочие места и указываются не только факторы производственной среды и трудового процесса, результаты ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов, как это было в старом Порядке, но и факторы травмоопасности и обеспеченности работника специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, которые необходимо измерять и оценивать, исходя из характеристик технологического процесса, состава производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, требований нормативных правовых актов, а также мест проведения этих измерений.

Порядок проведения внеплановой аттестации

Вводится Порядок проведения внеплановой аттестации, в соответствии с которым она проводится в случаях:
ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
по результатам государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества проведения аттестации;
выполнения мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а также мероприятий по улучшению условий труда;
замены производственного оборудования; изменения технологического процесса; изменения средств коллективной защиты.

Результаты внеплановой аттестации оформляются в соответствии с пп. 43-45 нового Порядка. При этом для каждого рабочего места оформляется новая карта аттестации с учетом изменений и дополнений.

В случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест оценка факторов производственной среды и трудового процесса, оценка травмоопасности рабочего места и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты производятся в полном объеме в соответствии с новым Порядком. В случае выявления по результатам государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества аттестации, несоответствия материалов аттестации государственным нормативным требованиям аттестационная комиссия разрабатывает и реализует комплекс мер по приведению материалов аттестации в соответствие с экспертным заключением.

Порядок оформления результатов аттестации

Порядок оформления результатов аттестации регламентируется более подробно. Помимо перечисления документов, отражающих результаты аттестации (что закреплено и в старом Порядке) и прилагаемых к отчету об аттестации (нововведение нового Порядка), в новом Порядке указываются стадии оформления результатов аттестации. В частности, закреплена норма о том, что аттестационная комиссия рассматривает отчет об аттестации в течение 10 календарных дней с даты его поступления, подписывает протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации (итоговый) и передает его вместе с отчетом об аттестации работодателю (его представителю). Работодатель в течение 10 рабочих дней с даты поступления указанного протокола и отчета об аттестации подписывает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации, а также знакомит работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места. После проведения аттестации работодатель в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации на бумажном и электронном носителях направляет сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте РФ. Документы, указанные в п. 45 нового Порядка, на электронном носителе передаются в установленном порядке аттестующей организацией в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных. Отчеты об аттестации хранятся у работодателя в течение сроков, установленных законодательством РФ. Место и порядок хранения отчетов определяет работодатель.

Государственный надзор и контроль

Согласно пп. 53 и 55 нового Порядка государственный надзор и контроль за его соблюдением осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а также профессиональными союзами, их объединениями и состоящими в их ведении техническими инспекторами (государственными инспекциями труда) труда и уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда.

Ю.Ф. Широков,
канд. юрид. наук, юрист-эксперт Совета Федерации Российской Федерации
Категория: статьи | Добавил: cmc24 (30.10.2011)
Просмотров: 243 | Рейтинг: 0.0/0