Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Информационный портал для медицинских сестёр

Пятница, 21.07.2017
Главная » Статьи » статьи

Кадровый потенциал сестринской службы Российской Федерации
В рамках реализации национального проекта "Здоровье" проводится активная кадровая политика, повышение уровня оплаты труда медицинским работникам первичного звена здравоохранения.

Важная роль в обеспечении доступности медицинской помощи, усилении профилактической работы, решении задач медико-социальных услуг отводится специалистам со средним медицинским и высшим сестринским образованием.

Сестринский персонал составляет самую многочисленную категорию работников отрасли (2/3 всех работников здравоохранения). Оказываемые ими услуги составляют ценный ресурс системы здравоохранения для удовлетворения потребностей населения в доступной и качественной медицинской помощи.

Статистические данные

В 2009 г. в медицинских учреждениях системы Минздравсоцразвития России работало 625 658 врачей и 1 335 352 специалиста со средним медицинским образованием.

За последние 14 лет (1996-2009 гг.) численность врачей увеличилась на 4,2%, а среднего медицинского персонала - сократилось на 9,45%. Показатель обеспеченности врачами вырос с 40,7 до 44,1 на 10 тыс. населения, а средним медицинским персоналом уменьшился с 100,8 до 94,1 на 10 тыс. населения. Укомплектованность средним медицинским персоналом снизилась с 96,25 до 95,4%, коэффициент совместительства увеличился с 1,27 до 1,3.

Показатель соотношения числа среднего медицинского персонала и числа врачей в Российской Федерации за 1996-2009 гг. уменьшился с 2,46 до 2,13. По международным стандартам оптимальным соотношением является 1 : 4-1 : 5.

Дисбаланс в соотношении "врач - средний медицинский персонал" приводит к тому, что роль медсестер в лечебном процессе сводится к выполнению технической работы, часто не требующей профессиональной подготовки. Также этому способствует уменьшение за 14 лет на 24,4% (с 48 500 до 36 670 человек) числа младшего медицинского персонала по уходу за больными, функции которого вынужден брать на себя сестринский персонал в ущерб своей профессиональной деятельности.

За изучаемый период доля лиц со средним медицинским образованием, имеющих сертификат специалиста, выросла до 89,2% (в 1997 г. этот показатель составлял 8,8%). Наблюдается увеличение числа специалистов сестринского дела, получивших квалификационные категории в соответствии с достигнутым уровнем теоретических и практических знаний с 35,1% (1996 г.) до 63,8% (2009 г.), однако 36,2% - не заинтересованы в получении категории, т. к. низкие надбавки и высокая стоимость обучения не стимулируют к этому.

Проблемы подготовки и нормирования труда сестринского персонала

Система последипломного обучения специалистов со средним медицинским образованием во многом не отвечает современным требованиям.

В системе здравоохранения отмечается несбалансированность медицинских кадров, малоэффективное использование сестринского персонала, что негативно влияет на качество медицинской помощи.

Проблема повышения качества и эффективности сестринской помощи населению является важной для совершенствования медицинской службы. До недавнего времени приоритет в вопросах повышения качества медицинской помощи отдавали только врачебным службам как наиболее самостоятельным и достаточно квалифицированным. Сестринский уход в качестве составной части лечения остается недооцененным, что не позволяет в должной мере определить степень влияния качества сестринских услуг на качество медицинской помощи в целом.

Также в здравоохранении не уделяется должного внимания разработке научно обоснованного нормирования труда, которое требует систематического количественного и качественного пересмотра в зависимости от меняющихся условий и требований, предъявляемых к медицинским работникам. Нормативные нагрузки медицинской сестры не пересматривались уже более 30 лет.

Медсестры общей практики в системе здравоохранения

В условиях реформирования первичного звена здравоохранения во многих субъектах РФ проводится подготовка медицинских сестер общей практики. В соответствии с приказом Минздрава России от 20.11.2002 № 350 "О совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи населению Российской Федерации" определено, что медицинская сестра общей практики - это квалифицированный специалист в области сестринского дела, оказывающий первичную медико-санитарную помощь прикрепленному населению в пределах своей компетенции, включая профилактические и реабилитационные мероприятия.

Деятельность медицинской сестры общей практики значительно отличается от работы традиционной участковой медицинской сестры расширенным кругом функциональных обязанностей, более высокой степенью ответственности за больного и за качество оказываемых медицинских услуг. Медсестра общей практики рассматривается не просто как исполнитель врачебных назначений, а как грамотный и самостоятельно думающий специалист, который берет на себя долю ответственности за состояние здоровья населения на участке, является полноправным членом команды общеврачебной практики и способен самостоятельно принимать решения в пределах своей компетенции.

После выхода постановления Правительства РФ от 30.12.2005 № 851 "О порядке финансового обеспечения расходов и учета средств на выполнение в 2006 году учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи", регламентирующего выплаты стимулирующего характера участковым врачам и врачам общей практики (семейным врачам), участковым медицинским сестрам и медицинским сестрам общей практики, отмечено увеличение числа медицинских сестер общей практики.

В 2009 г. число медицинских сестер общей практики в России достигло 13 441, т. е. 1% от общей численности среднего медицинского персонала. Обеспеченность медицинскими сестрами общей практики составила 0,95 на 10 тыс. населения. За период с 2000 по 2009 г. число медицинских сестер общей практики увеличилось на 82,2% (с 7378 до 13 441), обеспеченность - с 0,51 до 0,95 на 10 тыс. населения.

ВСО в системе российского медицинского образования

В России действует система многоуровневого сестринского образования:
базовый (основной) уровень подготовки (срок обучения - 2 года 10 месяцев);
повышенный (углубленный) уровень подготовки (для специалистов, имеющих базовое образование (срок обучения - 10 месяцев); высший уровень - факультет ВСО в медицинских высших учебных заведениях;
последипломный уровень (интернатура по специальности "управление сестринской деятельностью").

В настоящее время в большинстве медицинских высших учебных заведений России работают факультеты ВСО.

Приказом Минобрнауки России от 17.01.2011 № 57 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 060500 "сестринское дело" (квалификация (степень) - бакалавр). Этим приказом определено, что выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями: лечебно-диагностической, реабилитационной, медико-профилактической, организационно-управленческой и исследовательской деятельности.

Введение Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 060500 "сестринское дело" (квалификация (степень) - бакалавр) было связано с выполнением требований ст. 6 п. 4 Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" о сроках освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования по очной форме обучения для получения квалификации (степени) бакалавра (4 года).

Положительным моментом является то, что у среднего медицинского персонала сохранилась возможность получить высшее профессиональное образование.

Несмотря на то, что с момента первого выпуска факультета ВСО прошло 17 лет, по-прежнему остаются проблемы с трудоустройством.

До 2002 г. выпускники факультетов высшего сестринского образования могли занимать в учреждениях здравоохранения лишь должности среднего медицинского персонала и в порядке исключения - врачебные. Однако в 2002 г. в целях реализации решения коллегии Минздрава России от 11.06.2002 (протокол № 11) и приказа Минздрава России от 09.01.2001 № 4 "Об отраслевой программе развития сестринского дела в Российской Федерации" были изданы приказы Минздрава России:
от 25.06.2002 № 209 «О внесении дополнения в приказ Минздрава России от 27.08.1999 № 337 "О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации"»;
от 16.08.2002 № 267 «О внесении дополнений в приказ Минздрава России от 27.08.1999 г. № 337 "О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации"»*;
от 13.09.2002 № 288 "О специалисте по управлению сестринской деятельностью".

В соответствии с этими приказами в номенклатуру специальностей в учреждениях здравоохранения была введена новая специальность - "управление сестринской деятельностью" (040601).

Приказом Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 № 415н "Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения" определены должности специалистов с высшим профессиональным образованием по специальности "сестринское дело".

В данном приказе по каждой специальности указаны требования, которые предъявляются к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием: уровень профессионального образования, послевузовское профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование, должности.

Приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541 н утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. В справочнике представлены квалификационные характеристики (должностные обязанности, основные требования, предъявляемые к работнику, требования к квалификации) для руководителей и специалистов, имеющих среднее медицинское и высшее сестринское образование.

В разделе о руководителях определены квалификационные характеристики директора больницы (дома) сестринского ухода, хосписа; заведующего молочной кухней; главной медицинской сестры (главной акушерки, главного фельдшера); в разделе специалистов с высшим медицинским и фармацевтическом образованием - врача-статистика и врача-методиста.

В разделе специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием указаны обязанности и предъявляемые к ним требования по 46 должностям.

В разделе должностей младшего медицинского и фармацевтического персонала регламентированы квалификационные характеристики младшей медицинской сестры по уходу за больными, сестры-хозяйки, санитарки, санитара-водителя, младшего фармацевта и фасовщицы.

Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" посвящен подбору и расстановке кадров, повышению их деловой квалификации, разделению труда между руководителями, специалистами, а также обеспечению единого подхода при определении должностных обязанностей этих категорий работников и предъявляемых к ним квалификационных требований.

Система оплаты труда и профессиональные квалификационные группы

С 2009 г. в РФ введена новая система оплаты труда работников бюджетных учреждений. Отраслевая система оплаты труда в здравоохранении предусматривает отказ от единой тарифной сетки и переход к системе оплаты труда на основе диапазонов окладов по профессиональным квалификационным группам должностей медицинских и фармацевтических работников. Она направлена на дифференцированную оценку деятельности каждого работника здравоохранения.

Профессиональные квалификационные группы должностей медицинских и фармацевтических работников утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 № 526. В соответствии с этим приказом младший медицинский персонал отнесен к первой профессиональной квалификационной группе "Медицинский и фармацевтический персонал первого уровня"; средний медицинский персонал - ко второй профессиональной квалификационной группе "Средний медицинский и фармацевтический персонал", разделенной на 5 уровней; врачи и провизоры - к третьей профессиональной квалификационной группе "Врачи и провизоры", состоящей из 4 уровней; руководители структурных подразделений учреждений с высшим медицинским и фармацевтическим образованием (врач-специалист, провизор) - к четвертой квалификационной профессиональной группе, включающей два уровня. Специалисты с ВСО в зависимости от занимаемой должности могут быть отнесены ко второй или к третьей профессиональной квалификационной группе.

Таким образом, в настоящее время деятельность среднего медицинского персонала совершенствуется по следующим направлениям:
развитие системы непрерывного повышения квалификации;
разработка и внедрение стандартов деятельности медицинских сестер;
расширение их участия в профилактической работе (диспансеризация, санитарное просвещение, формирование здорового образа жизни, работа с семьями, в школах для хронических больных);
материальное стимулирование к повышению объема и качества профилактической работы;
подготовка и переподготовка медицинских сестер общей практики для города и особенно для сельской местности;
овладение смежными специальностями;
передача части врачебных функций медицинским сестрам, а некоторых функций медсестер - младшему медицинскому персоналу;
рациональная организация рабочих мест медицинских сестер; улучшение условий труда;
более эффективное использование выпускников факультетов ВСО в практическом здравоохранении;
осуществление должного государственного контроля над распределением выпускников медицинских средних учебных заведений;
развитие научного потенциала и инноваций в сестринском деле.
Категория: статьи | Добавил: cmc24 (06.08.2011)
Просмотров: 654 | Рейтинг: 0.0/0