Информационные технологии в непрерывном профессиональном развитии медицинских работников - статьи - Каталог статей - Информационный портал для медицинских сестёр
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Информационный портал для медицинских сестёр

Пятница, 09.12.2016
Главная » Статьи » статьи

Информационные технологии в непрерывном профессиональном развитии медицинских работников
В результате информатизации здравоохранения в каждой поликлинике и больнице должны появиться электронная регистратура с возможностью удаленной записи к врачу, электронные медицинские карты, регистры пациентов, персонифицированный учет услуг, телемедицинские консультации и многое другое.
Однако все это лишь инструменты в руках врачей и медсестер, непосредственно оказывающих помощь пациентам. Проблема низкой квалификации специалистов, о которой говорилось на форуме медработников в апреле 2011 г., может стать тем фактором, о который разобьются все усилия, направленные на модернизацию. Техническая доступность новейших методов диагностики не может подменить собой знаний, на основании которых принимаются врачебные решения.

Более того, прогресс медицинских технологий и возросшие ожидания пациентов делают тему обеспечения высокого квалификационного уровня медицинских кадров важной как никогда. Увеличение числа судебных решений о возмещении ЛПУ причиненного вреда пациенту, а также подготовленный законопроект о страховании гражданской ответственности медицинских организаций подтверждают этот вывод.


Во всем мире недостаточная квалификация врачей оборачивается потерянными жизнями и утраченным здоровьем, не говоря о дополнительных финансовых затратах системы здравоохранения. Так, в США на долю медицинских ошибок приходятся 44 тыс. смертей ежегодно, а ущерб, связанный с неправильными действиями врачей, составляет 17-29 млрд долл. в год. В Великобританиитакой ущерб оценивается в 3 млрд долл. США в год, а в Канаде врачебные ошибки регистрируют в каждом 13-м случае.

К сожалению, в России достоверные статистические данные по этой проблеме отсутствуют, а исследования по безопасности лечения и врачебным ошибкам не проводятся. По сути, сегодня мы можем судить об ущербе, связанном с низкой квалификацией медработников, только на основании экспертных оценок, понимая, что доля врачебных ошибок в России вряд ли ниже, чем в экономически развитых странах.

Непрерывное профессиональное развитие

Вопреки распространенному мнению исследования свидетельствуют о том, что квалификация российского врача мало связана со стажем работы. Это объясняется как бурным развитием медицинской науки и высокой скоростью обновления информации, так и отсутствием эффективной системы повышения квалификации медицинских работников.

Врачи обязаны проходить курсы повышения квалификации всего лишь один раз в пять лет, но и это требование игнорируется в 15% случаев.

Материально-техническое обеспечение учреждений медицинского образования оставляет желать лучшего - необходимы предоставление курсантам доступа к современным библиотекам и базам данных, создание центров отработки практических навыков, внедрение интерактивных обучающих методик. Вызывают нарекания и сами программы обучения. В результате прохождение курсов часто носит формальный характер и дает врачам минимум новых знаний и умений.

В то же время мировой тенденцией в последипломном образовании медицинских специалистов является построение системы непрерывного профессионального развития (НПР). Сама по себе идея не нова: помимо формального обучения врачи обычно (хотя и с разной степенью активности) принимают участие в научно-практических мероприятиях, читают специализированные журналы и монографии. Однако только недавно право врача практиковать с момента получения сертификата до выхода на пенсию без дополнительной независимой оценки квалификации было поставлено под сомнение.

С появлением потребности в оценке пригодности дипломированных врачей к профессиональной деятельности в центре внимания оказалось непрерывное медицинское образование (НМО). По сути НПР – более широкое понятие, чем НМО. При НПР учитывается, что врач имеет отношение не только к клинической деятельности, но и к другим областям (управлению, исследованиям и т. д.). Министерство здравоохранения Великобритании еще в 1994 г. предложило следующее определение НПР:

Непрерывное профессиональное развитие - это".. обеспечение современных медицинских услуг высокого качества путем предоставления всем клиницистам возможностей для обучения, поддержания и повышения своих профессиональных компетенций"

Несмотря на большое число теорий обучения взрослых ведущими остаются две концепции, разработанные Steinert и Snell (1999): включение в образование практического опыта и соответствие обучения практическим условиям или потребностям слушателей. И того и другого можно достичь путем совершенствования методов обучения и предоставления материалов, базирующихся на клинических случаях.

Эти теоретические умозаключения имеют вполне прикладное значение и на практике часто реализуются в лечебно-профилактических учреждениях. Поскольку любые знания и понятия в медицине не статичны и развиваются, их можно улучшать в процессе клинической практики. Обучаемый врач накапливает практический опыт, затем происходит его осмысление и формирование собственной точки зрения, затем эта точка зрения используется для принятия решений, изменений в клинической практике и анализа последствий. У думающего врача это цикл повторяется постоянно.

Информационные технологии при обучении и профессиональном развитии

Описанная технология получения знаний не означает, что обучение должно происходить хаотично и опираться только на личный опыт. Хотя оно и не так формализовано, как у студентов, современные информационные технологии позволяют сделать процесс получения знаний систематическим и эффективным. Благодаря интернет-технологиям процесс образования перестал быть привязанным к определенному месту и времени.

Сегодня существует и широко используется врачами ряд онлайн-ресурсов, предлагающих часто обновляемые источники информации. Это справочники (например, электронный Британский национальный формуляр, www.bnf.org), электронные библиотечные системы (например, UpToDate, www.uptodate.com), русскоязычный ресурс "Консультант Врача"( (www.rosmedlib.ru),руководства (например, Merck, www.merck.com/pubs, русскоязычная версия www.merck.rosmedlib.ru).

Не являясь образовательными инструментами по существу, такие ресурсы стира¬ют грань между справочниками и инструментами профессионального развития.

Так, например, все врачи общей практики в Великобритании сейчас используют компьютеры во время приема. Многие регулярно пользуются такими системами, как "GP Notebook” (www.gpnotebook.co.uk), которая представляет собой базу ссылок на учебные и справочные материалы и связана с "GPTracker”-системой, отслеживающей активность пользователя для регистрации образовательной деятельности в течение года. Врач может добавить в формируемый системой электронный отчет личные примечания, запись о своих образовательных потребностях, основанных на практическом опыте. Такие интегрированные образовательные ресурсы и инструменты планирования становятся все более привычными во всем мире.

В то же время некоторые авторы называют такое реактивное обучение авантюристским, так как оно характеризуется приобретением новых знаний по мере появления потребности в них. Проблема такого подхода связана с тем, что новые знания могут остаться не связанными с другими знаниями, что может привести к трудностям с их применением. Для того чтобы избежать привязки к единственному контексту, необходима связь новых знаний с другими событиями в практике специалиста. Для превращения реактивных знаний в употребимые необходимы время и осмысление.

Одновременно все более распространенными становятся онлайн-курсы непрерывного профессионального развития, основанные на более формализованном подходе к обучению на рабочем месте.

Некоторые из них содержат модули, доступные только по расписанию, с поддержкой тьютора (куратора). Другие курсы доступны в любое время, но требуют взаимодействия с другими учащимися и тьюторами в течение указанного периода времени.

Исследования показывают, что модель обучения, в которой существует определенное расписание взаимодействия с коллегами и преподавателями, дает наилучшие результаты.

Важно отметить, что использование информационных технологий не подразумевает обязательной дистанционности обучения, т. е. географической удаленности обучаемого от преподавателя (хотя такие курсы тоже есть).

Намного чаще информационные технологии используются в курсах, в которых студенты регулярно встречаются с преподавателями и другими студентами, - почти так же часто, как и при традиционном обучении. Такое использование технологий, объединенное с обучением лицом к лицу, называют смешанным обучением (Blended learning). Наиболее критичным при таком обучении является правильное распределение компонентов между виртуальной частью курса и традиционным обучением.

Информационные технологии для поддержки клинических решений

Как уже отмечалось, в повседневной деятельности врачи используют различные информационные источники - книги и справочники, журналы и доклады на конференциях. Часто чуть ли не единственными источниками сведений становятся лекции и семинары, проводимые представителями фармацевтических компаний, от которых трудно ожидать абсолютной непредвзятости. В то же время можно отметить, что большое количество вредных вмешательств рекомендованы и в специальной литературе.

Так, например, громким скандалом обернулась рекомендация по применению талидомида при "утренней тошноте" на ранних сроках беременности: по разным оценкам, в результате в 1957-1961 гг. родилось от 8 тыс. до 12 тыс. детей с врожденными пороками развития. Другим примером может быть назначение постельного режима при острой боли в спине, вред которого был выявлен еще в 1986 г. Однако многие врачи до сих пор придерживаются этой рекомендации.

Другой важной характеристикой является скорость доступа. Здесь на первый план выступают программные решения, обеспечивающие качественную обработку поисковых запросов и выдающие наиболее соответствующие логике запроса (релевантные) результаты за доли секунды. К сожалению, такие системы невозможно построить на базе типовых решений, бесплатно распространяемых в Интернете. Как правило, для систем поддержки клинических решений разрабатываются специализированные платформы, обеспечивающие удобство и быстроту доступа к информации. Примерами систем, отвечающих международным требованиям, являются NHS Evidence, MDConsult, ExpertConsult, портал финского общества врачей "Duodecim”, а также российские ресурсы "Консультант Врача” и русскоязычная версия "Merck”.

З.З. Балкизов,
канд. мед. наук, ассистент кафедры госпитальной хирургии № 1
Российского государственного медицинского университета им. Н.И. Пирогова,
эксперт Ассоциации медицинских обществ по качеству
Категория: статьи | Добавил: cmc24 (17.07.2011)
Просмотров: 406 | Рейтинг: 0.0/0