тестовые технологии - Тесты - Учебные пособия - Библиотека - Информационный портал для медицинских сестёр
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Информационный портал для медицинских сестёр

Суббота, 03.12.2016
Главная » Файлы » Учебные пособия » Тесты

тестовые технологии
12.06.2011, 18:24
Новые тестовые технологии (ЛЕКЦИЯ 3)
Теги: высокотехнологичная помощь, организация работы прочих служб
| Журнал "Главная медицинская сестра"
Тема: Организация работы прочих служб, Высокотехнологичная помощь
Источник: Главная медицинская сестра №2-2008

Автор: В.С. АВАНЕСОВ, д-р пед. наук, профессор


Сначала тесты создавали как средство объективизации контроля знаний, однако появление компьютеров произвело переворот в отношении к тестам и к отдельным заданиям. В настоящее время ключевую роль стали играть задания в тестовой форме. Тесты очень широко используют в учебном процессе не в виде системы заданий возрастающей трудности, а как тематические наборы заданий в тестовой форме. Такие же задания стали применять и для аттестации среднего медицинского персонала.

XXI век предъявляет три главных требования к тестовой технологии: адаптивность, качество и эффективность.

Адаптивность технологий предполагает их способность реагировать на индивидуальные различия испытуемых, регулируя меру трудности заданий, в зависимости от успешности ответов на предыдущие задания. Качество технологии связано преимущественно с надежностью и валидностью тестовых результатов. Надежность результатов означает точность измерений, их устойчивость или воспроизводимость при повторных испытаниях. Валидность – это мера пригодности результатов для поставленной цели измерения знаний или способностей.

Эффективность предполагает уменьшение соотношения затраты – результаты.

Для развития сестринского образования в стране необходимо разработать большое количество заданий в тестовой форме, что позволит массированно применять их в учебном процессе, особенно при самостоятельной работе и самоконтроле. Это дает возможность проверить укрупненные единицы знаний, а также вести детальный контроль. Например, в анатомии это знание названий всех костей и мышц, в фармакологии – названия лекарств, применяемых в лечении всех изучаемых болезней.

В общем, применение тестовых технологий дает возможность организовать тотальный контроль усвоения знаний, но в лучшем смысле слова "тотальный”. Ни один другой метод такой уникальной возможности не предоставляет. И это одна из самых привлекательных сторон тестовой технологии обучения*.

В тестовой технологии медицинского образования наибольшую трудность представляет незнание сестринским персоналом возможностей тестовых форм, без которых нельзя сейчас ни объективно проверить знания, ни создать современную контрольно-обучающую программу, ни наладить другие современные формы организации учебного процесса.

В идеальном случае учебная программа, каждый ее модуль должны сопровождаться заданиями в тестовой форме, системами заданий в тестовой форме и тестами.

Тесты позволяют получить объективные оценки уровня знаний, умений, навыков, проверить соответствие требований к подготовке выпускников заданным стандартам, выявить пробелы в знаниях. В сочетании с персональными ЭВМ и программно-педагогическими средствами тесты помогают перейти к созданию современных систем адаптивного обучения и адаптивного контроля – наиболее эффективных и, к сожалению, наименее применяемых в России форм организации учебного процесса. Тесты являются важным средством технологизации обучения, они способствуют эффективной организации учебного процесса, без них немыслим итоговый рейтинг студентов.
Применение тестовых форм для организации самостоятельной работы

В настоящее время самостоятельная работа студентов-медиков постепенно превращается в ведущую форму организации учебного процесса. В результате самообразовательной деятельности происходит процесс приобретения, структурирования и закрепления знаний. Сейчас роль самостоятельной работы настолько возросла, что ее приходится специально планировать, создавать специальные формы и методы, выделять время, помещения и технические ресурсы.

Сложность организации самостоятельной учебной работы заключается в ее методической необеспеченности. Увеличение времени на самостоятельную работу студентов в 3 раза по сравнению с лекционной формой занятий будет наиболее эффективно способствовать улучшению качества подготовки сестринского персонала.

Для достижения отмеченного оптимума предстоит осуществить невероятно большую работу по созданию подходящих форм и методов организации индивидуальной работы студентов. Предстоит научиться планировать самостоятельную работу, получать информацию о реальных затратах времени студентов на выполнение домашних работ по различным учебным дисциплинам, искать способы ликвидации нехватки аудиторного фонда, компьютерной техники, а также проводить целенаправленную работу по созданию достаточного числа специальных заданий нового поколения, интересных по содержанию и одновременно позволяющих студентам работать самостоятельно. Не менее трудно обеспечить компьютерную поддержку автоматизированной оценки результатов самостоятельной работы будущих медсестер.

В медицинском образовании, в котором необходимо много запоминать, лекции не всегда полезны: запоминать легче либо в процессе самостоятельной работы, либо при работе в группах или в парах. Именно при работе в парах появляется возможность вербализации (проговаривания) изучаемых понятий и формирования профессиональной речи. В настоящее время появились такие учебные материалы, которые специально создают для изучения в процессе самостоятельной работы: подлежащие заучиванию, апробации, вербализации, структурированию, закреплению и совершенствованию в процессе индивидуальной работы.
Педагогические закономерности

Можно сформулировать пять объективных педагогических закономерностей организации самостоятельной работы студентов-медиков.

1. По мере продвижения студентов от курса к курсу значение и объемы самостоятельной работы растут.

2. Творческая составляющая в самостоятельной работе студентов имеет тенденцию к увеличению на старших курсах.

3. В процессе организации самостоятельной работы студентов возрастает потребность в тьютерской роли педагогов. Тьютер – это педагог, всегда готовый помочь каждому студенту его группы преодолеть индивидуальные затруднения при изучении учебных дисциплин.

4. Компьютерная поддержка организации самостоятельной работы студентов становится абсолютно необходимой как для оперативной выдачи учебных материалов, так и для автоматизированного учета учебных достижений студентов.

5. Возникла необходимость специального повышения педагогической квалификации профессорско-преподавательского состава в вопросах научной организации самостоятельной работы студентов.
Новые формы организации самостоятельной работы на основе тестовых технологий

В числе новых форм самостоятельной работы в сестринском образовании – применение систем так называемых цепных, текстовых и тематических заданий в тестовой форме, а также новых клинических ситуаций с интегративным содержанием и вариативными заданиями в тестовой форме. По сути, можно говорить о новом направлении в создании технологичных форм самостоятельной работы.

Прежде всего, в самостоятельную работу следует вводить новые формы тестовых заданий. Вместо заданий с выбором одного правильного ответа из 3–5 вариантов целесообразно переходить, где есть смысл, к фасетным заданиям с выбором нескольких правильных ответов из большего числа вариантов. К таким заданиям дают инструкцию: "Вашему вниманию предлагаются задания, в которых могут быть один, два, три и большее число правильных ответов. Обвести кружком номера всех правильных ответов”. Инструкцию пишут один раз.
Пример
{Первичные, вторичные} Элементы поражения полости рта
1) узел 2) язва 3) пятно 4) узелок
5) корка 6) эрозия 7) пузырь 8) пузырек
9) бугорок 10) трещина 11) чешуйка 12) волдырь

Преимущество таких заданий – в технологичности, что позволяет при правильной организации тестового процесса исключить элементы субъективности оценивания и коррупции. Кроме того, испытуемые не знают, какой элемент из фасета (в фигурных скобках) им выдаст машина, но должны знать точное число правильных ответов в каждом варианте задания. Это обстоятельство делает фасетные задания с выбором из большого числа ответов достаточно трудными, но очень полезными для улучшения качества образования.

Ответы на задания с выбором нескольких правильных ответов практически нельзя угадать. Например, при 4 правильных ответах из 10 существует один шанс из тысячи угадать именно 4 нужных ответа. Помимо практической невозможности угадывания правильных ответов задания повышенной трудности и технологичности, с выбором нескольких правильных ответов, позволяют проверить знания полнее, глубже и точнее. За ответы на подобные задания испытуемые могут получить от 0 до 3 баллов, что повышает вариацию результатов и, следовательно, точность педагогического измерения знаний студентов.

Помимо заданий с выбором нескольких правильных ответов в самостоятельной работе студентов желательно использовать так называемые сдвоенные задания.
Пример
Что вы читаете?… – Спросил (а)
1) Офелия 5) Лаэрт
2) Полоний 6) Горацио
3) Клавдий 7) Гертруда
4) Гамлет 8) Фортинбрас
"Слова, слова, слова” – последовал ответ
1) Офелии 5) Лаэрта
2) Полония 6) Гамлета
3) Клавдия 7) Гертруды
4) Горацио 8) Фортинбраса

За правильный ответ в каждом из сдвоенных заданий испытуемый получает по 1 баллу. Таким образом, оценки за такие задания могут варьировать от 2 до 0. Это обстоятельство благотворно отражается и на повышении точности измерения, т. к. растет дисперсия баллов в каждом отдельном задании, а вместе с тем и дисперсия тестовых баллов по тесту в целом.

Для организации самостоятельной работы очень полезны так называемые текстовые задания. Например, на занятиях студентам медвузов дают фрагменты из учебников по различным дисциплинам. Затем из таких фрагментов исключают ключевые слова. Те, кто внимательно изучил текст, смогут восполнить пропущенные слова. Остальным придется читать текст и изучать его заново – до тех пор, пока материал не будет усвоен.
Пример Флоренс Найтингейл известна как основатель профессии медицинских сестер и инициатор реформы госпиталей. Она видела свою высокую миссию в служении человечеству, в избавлении людей от болезней и смерти. Этому она посвятила большую часть своей долгой жизни (1820–1910 гг.), проявляя беспримерное упорство и настойчивость, отличавшие все ее поступки. Но все же главной ее заслугой была борьба за реформу системы медицинского обслуживания в английской армии и превращение службы медицинских сестер в серьезную, уважаемую профессию на основе разработки программ специальной подготовки и предъявления высоких профессиональных требований к деятельности медсестер. Многое из того, что составляет сегодня основу медицинского обслуживания, берет начало в ожесточенных баталиях, которые Флоренс Найтингейл вела в XIX в. Менее известно, что в этих баталиях она впервые стала использовать новейшие методы статистического анализа. Будучи старшей медицинской сестрой в период Крымской войны (1854–1856 гг.), Флоренс убедилась на собственном опыте, что, улучшив санитарные условия в военных госпиталях и казармах, можно резко сократить смертность и спасти тысячи жизней. Но чтобы убедить в этом скептиков, стоящих у власти, ей пришлось вести нелегкую борьбу. Хотя в то время сбор и анализ данных в области социальной статистики еще мало практиковались, Флоренс сумела понять, что надежные данные о числе умерших в армии, чью смерть можно было бы предотвратить, могут служить убедительным доказательством необходимости реформы. Таким образом она не только способствовала осуществлению реформы медицинского обслуживания, но и одной из первых поддержала новаторскую идею о том, что социальные явления могут быть объектом измерений и математического анализа.

Вашему вниманию предлагаются задания, в которых могут быть один, два и большее число правильных ответов.

Обвести кружком номера всех правильных ответов:

1. Флоренс Найтингейл известна как основатель профессии медицинских сестер и инициатор реформы

1) больниц;
2) госпиталей;
3) поликлиник.

2. Она видела свою высокую миссию в служении человечеству, в избавлении людей от

1) болезней;
2) инфекций;
3) смерти;
4) ранений;
5) эпидемий;
6) несчастных случаев.

3. Она жила в период

1) 1819–1909 гг.;
2) 1820–1910 гг.;
3) 1821–1911 гг.;
4) 1822–1912 гг.;
5) 1823-1913 гг.

4. Флоренс впервые стала использовать новейшие методы анализа

1) лабораторного;
2) математического;
3) статистического;
4) численного;
5) количественного;
6) квалиметрического.

5. В период Крымской войны (1854–1856 гг.) она была

1) медсестрой;
2) старшей медсестрой;
3) военврачом;
4) начальником госпиталя;
5) медсестрой полевого лазарета.

6. Одной из первых она поддержала новаторскую идею о том, что социальные явления могут быть объектом

1) медицинских измерений;
2) количественных оценок;
3) тестирования;
4) математического анализа;
5) социальной арифметики.

За каждое правильно восстановленное слово испытуемые получают один балл. В каждом тексте требуется ответить на все задания. И только после этого можно переходить к компьютерной проработке других учебных текстов.
Применение тестовых форм для разработки клинических ситуаций

Известно, что подготовка специалистов требует, помимо прочего, много времени для овладения практическим опытом лечебной деятельности. Анализ учебных клинических ситуаций направлен на сокращение этого времени. Таким образом, клинические ситуации способствуют ускоренному приобретению лечебного опыта, хотя и на ментальном уровне. Психомоторные навыки формирования такого опыта потребуют, естественно, рассмотрения новых ситуаций, а также специальных тренажеров, электронных фантомов. Но это другая, хотя и не менее важная, задача, которая также связана с тестовой технологией.

Клинические ситуации позволяют соединить эти компоненты в единый методический комплекс, что помогает активному формированию личности специалиста. Именно в этом и есть высший смысл и цель разработки клинических ситуаций. Реализации такого замысла способствовал взятый ранее курс на оснащение каждой ситуации системой заданий в тестовой форме, что открыло дорогу к компьютерным технологиям проверки компетентности.

Профессиональный опыт медсестры связан с необходимостью овладения знаниями на уровне оперативной памяти. Другими словами, то, что надо знать медсестре, надо знать точно, не сходя с места, сейчас и в любой требуемый момент. Далее можно говорить об уровне и структуре сформированности профессионального мышления как части опыта. Чем выше уровень такого мышления, тем лучше. Речь идет о способности понимать, аналитически и эффективно (быстро и точно) рассуждать, уметь принимать рациональные решения, опирающиеся на знания, имеющие наибольшую вероятность лечебного успеха. Обычная же лечебная практика полна готовыми схемами лечения, к которым довольно легко и незаметно редуцируется ленивое и ограниченное мышление.
Клинические ситуации и клиническое мышление

Основой для разработки нового поколения клинических ситуаций стал тестовый метод, что можно объяснить резко возросшей ролью тестов и тестовой технологии**. С конца ХХ века тестовые технологии стали использовать при всех методах обучения и контроля подготовленности. Активное применение клинических ситуаций, сопровождаемых заданиями в тестовой форме, соответствует мировым тенденциям технологизации образовательного процесса, актуализации практической направленности обучения, органичного соединения теории и практики, ускорения опыта приобретения навыков клинического мышления у молодых специалистов. Среди наиболее подходящих методов решения отмеченных задач можно назвать использование интегративных и вариативных по содержанию клинических ситуаций, сопровождаемых компьютерным предъявлением заданий в тестовой форме.

Клинические ситуации представляют собой один из современных методов медицинского образования, использование которого позволяет спроектировать целостные фрагменты теории и практики лечебной деятельности на процесс подготовки специалистов. Такие ориентированные на практику ситуации интересны студентам и преподавателям. Они оживляют и обогащают учебный процесс, делают обучение творческим, наглядным, полезным и поучительным. Естественно предположить, что опыт решения учебных ситуаций сравнительно легко можно перенести в практику лечебной работы. Не случайно этот метод стал ведущим во многих отечественных и зарубежных образовательных учреждениях медицинского профиля.

Успех в разработке учебной ситуации зависит от избранного фрагмента лечебной деятельности, точности описания клинических признаков, тщательно выверенной меры неопределенности клинической картины, что предъявляет повышенные требования к интеллектуальным качествам и к уровню профессиональной подготовленности будущей медсестры. Качество подготовленности проявляется в умении профессионально видеть, слышать, анализировать, дифференцировать, оценивать значимые признаки болезней и в умении принимать обоснованное решение. Клинические ситуации основаны на использовании заданий в тестовой форме и направлены на сферу контроля и самоконтроля подготовленности студентов – выпускников медицинского училища. Они появились как результат многолетнего поиска наиболее эффективных форм проверки уровня и структуры подготовленности выпускников.
Пример
Пациент жалуется на кашель с большим количеством мокроты, имеющей неприятный запах. Медицинский диагноз: бронхоэктатическая болезнь в стадии обострения.
1. Планируя уход, медсестра выбирает следующие приоритетные действия:
1) оповестить врача;
2) дать отхаркивающее средство;
3) обеспечить кислородотерапию;
4) поставить горчичники;
5) обеспечить карманной плевательницей;
6) придать дренажное положение.

2. Мокроту на посев собирают:
1) в чашку Петри;
2) сухую чистую банку;
3) стерильную банку;
4) стерильную пробирку.

3. Завершив обследование пациента, медсестра заподозрила желудочное кровотечение по следующему высказыванию больного:
1) осенью я очень похудел;
2) сегодня утром был обильный стул черного цвета;
3) последние две недели боли в животе усилились;
4) у меня повысилась температура;
5) болит голова.

Разработка и применение клинических ситуаций соответствует мировым тенденциям актуализации задач практической направленности учебного процесса, органичного соединения теории и практики, приобретения навыков клинического мышления у молодых специалистов.

Критический анализ сущности клинического профессионального опыта позволяет выделить по меньшей мере три ведущих компонента. Первый: владение профессиональными знаниями в режиме оперативной памяти.

Второй: уровень и структура сформированности профессионального мышления, т. е. способность понимать, аналитически и эффективно (быстро и точно) рассуждать, уметь принимать рациональные решения, опираясь на знания, имеющие наибольшую вероятность лечебного успеха. В этой связи уместно напомнить сентенцию: лечат многие, а вылечивают – лучшие.

Третий компонент: практический опыт лечебной деятельности. При сочетании опыта с первым и вторым отмеченными компонентами можно говорить о профессиональной подготовленности медсестры. А если в сознании выпускника откладываются только готовые схемы лечения распространенных болезней, и ничего больше, то появляется заурядный лекарь, вред от которого может оказаться бо2льшим, чем польза.

Клинические ситуации позволяют соединить все три компонента в единый методический комплекс. Это позволяет еще на студенческой скамье начинать активное формирование личности медицинской сестры. Именно в этом и есть высший смысл и цель разработки клинических ситуаций.
Новые клинические ситуации

По сути, можно говорить о новом, более сложном поколении наших учебных клинических ситуаций. Первое отличие новых ситуаций – интегративное содержание. Это означает, что знаний только одной медицинской специальности недостаточно для успешного выполнения заданий в тестовой форме и для успешного решения необходимы также знания анатомии, физиологии, смежных специальностей среднего медицинского образования.

Второе отличие заключается в том, что содержание самих ситуаций стало еще более вариативным. Это произошло за счет возможностей использования ранее упоминавшейся фасетной технологии, применяемой не только для разработки тестовых заданий, но и для достижения вариативности содержания ситуаций. Другими словами, появились возможности замены содержания одной ситуации содержанием другой, что исключает возможность узкой подготовки медсестер к ответам на конкретное задание, но требует изучения общих принципов лечения – таких, которые помогают легко восполнить незнание отдельных фактов.

Третье отличие новых ситуаций от старых заключается в появлении специального раздела: обоснование всех правильных ответов. Опытные преподаватели хорошо понимают разницу между просто заученным ответом и ответом, правильно аргументированным. Смысл введения в ответную часть аргументации заключается в усилении фундаментальной составляющей учебного процесса. Недостаточно знать ответ на поставленный вопрос. Гораздо важнее дать обоснование своего ответа. Подлинно знающий – не тот, кто интуитивно выбирает правильные ответы, а тот, кто ежедневно приучен искать ответ на вопрос: почему это так? Таким образом медработника систематически приобщают к культуре критического и аргументативного мышления. Именно такое мышление необходимо формировать у медсестер.

Четвертое отличие новых ситуаций от прежних заключается в использовании цветных иллюстраций, что способствует лучшему пониманию клинической ситуации, правильному выбору тактики лечения: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. По сути, иллюстрации позволили создать визуализированные клинические ситуации, содержащие основной текст, задания в тестовой форме и обоснования ответов. Все это, представленное на CD-ROM, существенно облегчает работу по компьютеризации среднего медицинского образования.
Заключение

Подведем итоги учебных материалов, представленных в данной лекции.

1. Следует учитывать три главных требования к тестовой технологии: адаптивность, качество и эффективность.

2. Необходимо практически освоить умения создавать задания в тестовой форме.

3. Необходимо уметь отобрать нужное содержание учебной дисциплины для каждого задания.

4. Важно научиться писать клинические ситуации, сопровождая их системой заданий в тестовой форме.

Овладение тестовой формой и тестовыми образовательными технологиями позволят медицинскому образованию выйти на новый уровень качества обучения.

Категория: Тесты | Добавил: cmc24
Просмотров: 4857 | Загрузок: 0