Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Информационный портал для медицинских сестёр

Пятница, 23.06.2017
Главная » Файлы » Приказы Минздрава

Роль старшей медицинской сестры дневного стационара поликлиники в повышении качества работы сестринского персонала
12.06.2011, 19:44
| Журнал "Главная медицинская сестра"
Тема: Управление ЛПУ. Общие вопросы, Организация работы медицинских отделений и служб, Обеспечение качества медицинской помощи, Приоритетный национальный проект и Концепция развития здравоохранения, Общие вопросы кадровой работы
Источник: Журнал "Главная медицинская сестра", №10- 2009
Автор: Лушникова Е Б.


Одной из главных задач в управленческой деятельности старших медицинских сестер является обеспечение высокого качества сестринской помощи.

Качество сестринской помощи можно рассматривать как совокупность характеристик и медико-экономических показателей, подтверждающих соответствие оказанной помощи имеющимся потребностям и ожиданиям пациента, современному уровню технологий и медицинской науки.

Основными критериями качества сестринской помощи являются:

доступность – возможность получить необходимую медицинскую помощь и уход независимо от экономических, социальных и иных барьеров;
непрерывность и преемственность – получение пациентом необходимой медицинской помощи без задержки и перерывов;
безопасность – сведение до минимума риска возможных осложнений, побочных эффектов лечения;
результативность – эффективность сестринских вмешательств, улучшающих здоровье пациента.
Для того чтобы все перечисленные компоненты были воплощены на практике, руководителям сестринских служб необходимо уделять особое внимание уровню профессиональной подготовки сестринского персонала, правильности выполнения манипуляций в надлежащих условиях, а также стилю общения с пациентами.

Характеристика дневного стационара

Дневной стационар (или ДС) ведомственной поликлиники № 7 является ее структурным подразделением и предназначен для оказания медицинской помощи лицам, нуждающимся в стационарном лечении, не требующем круглосуточного медицинского наблюдения.

Основным направлением работы отделения является проведение профилактических курсов лечения динамической группе пациентов, страдающих хроническими заболеваниями и имеющих тенденцию к сезонным обострениям (язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, заболевания бронхолегочной системы и т. д.), а также восстановительное комплексное лечение больных после перенесенных острых церебральных и сердечно-сосудистых нарушений.

В отделении кроме традиционных методов инфузионной терапии проводятся эфферентные методы терапии, к которым относятся: внутривенное лазерное облучение крови (ВЛОК); ультрафиолетовое облучение крови (УФО крови); плазмаферез; озонотерапия.

Для проведения курсового профилактического лечения оборудованы уютные палаты на 10 коек: палата для проведения лазерной терапии на 2 койки; 4 палаты для проведения инфузионной терапии на 7 коек; одно- местная палата для проведения УФО крови и плазмафереза.

В каждой палате имеются прикроватные мониторы, которые позволяют фиксировать пульс пациента, артериальное давление, частоту дыхания, температуру тела, электрокардиограмму. Каждая койка в палате оснащена пультом дистанционного управления для вызова медицинской сестры. Сигнализация выведена на пост.

Для работы персонала выделены ординаторская, процедурная, пост медицинской сестры.

Прием пациентов ведется в 2 смены 5 дней в неделю, кроме субботы и воскресенья. Пациент находится в стационаре в среднем 3–4 ч – в зависимости от процедуры. Курс лечения обычно длится 2 недели. Питание в ДС не предусмотрено.

В штате отделения – 2 медицинские сестры. Медсестра дневного стационара работает с пациентом с момента его поступления на реабилитацию до окончания лечения. Установить первый контакт с пациентом помогает памятка, разработанная медицинскими сестрами дневного стационара и одобренная главной медицинской сестрой по- ликлиники. Медицинская сестра знакомит пациента с предстоящим лечением, оказывает психологическую поддержку, отслеживает со- стояние до проведения процедур, во время и после них, следит за показаниями приборов и систем, ведет необходимую документацию.

Качественное выполнение всех обязанностей требует от медицинской сестры не только высокой профессиональной подготовленности, но и рационального использования каждой рабочей минуты.

Нормы нагрузки процедурной медицинской сестры

Отраслевыми документами утверждены нормы времени на различные диагностические исследования, но отсутствуют нормы нагрузки для медицинской сестры процедурной. Исследования на эту тему проводились в ряде лечебных учреждений страны и опубликованы в медицинских журналах*. В дневном стационаре поликлиники проводятся высокотехнологичные сестринские манипуляции, поэтому совет медицинских сестер принял решение провести работу по учету нагрузки среднего медперсонала, т. к. этот показатель значительно влияет на качество сестринской помощи. План одобрен администрацией поликлиники.

Советом медицинских сестер был проведен хронометраж выполнения сестринских манипуляций. На его основании определена трудоемкость высокотехнологичных сестринских манипуляций в отделении (табл. 1). За одну сестринскую манипуляционную единицу (СМЕ) принята манипуляция с затратой наименьшего количества времени – внутримышечная инъекция.

Таблица 1 Трудоемкость высокотехнологичных сестринских манипуляций



Также была определена структура сестринских манипуляций (рис. 1). Первую рейтинговую позицию по числу выполняемых манипуляций занимают инфузии (48%), наименьший процент (по 1%) приходится на УФО и забор крови из вены.

Основные направления деятельности старшей медсестры дневного стационара

Важным направлением управленческой деятельности старшей медицинской сестры дневного стационара является организация обучения сестринского персонала, подготовка к переаттестации и сертификации,



систематическое изучение новых нормативных и методических материалов, обмен опытом работы с медицинскими сестрами других подразделений. В обучении персонала отделения применяются современные методы с использованием информационных технологий. Учебные планы предусматривают вопросы этики и деонтологии, изучение технологий выполнения простых медицинских услуг, оказание неотложной помощи и др.

Качество сестринской помощи во многом определяется уровнем оснащения рабочего места и обеспечения необходимыми методически- ми материалами. Старшей медсестрой отделения сформирована рабочая папка медицинской сестры процедурного кабинета, которая содержит весь информационный материал и помогает специалисту в любое время проверить и уточнить правильность своих действий.

Другим важным разделом работы старшей медсестры в дневном стационаре является профилактика внутрибольничных инфекций, ведущую роль в которой играет обеспечение безопасных условий проведения медицинских манипуляций, грамотная организация противоэпидемических мероприятий. Старшей медицинской сестре отводится роль организатора, ответственного исполнителя и контролера.

Старшая медицинская сестра отделения проводит ежемесячный анализ работы сестринского персонала, определяет коэффициент манипуляционной активности (КМА) медицинских сестер. КМА рассчитывается по формуле: число КМА = _______________ _С_М__Е_ в_ _м_е_с_я_ц____________. число коек × число рабочих дней в месяце

Ежемесячное проведение анализа позволяет регулировать нагрузку медицинских сестер.

Принято считать, что высоких показателей качества медицинской помощи можно достичь в том случае, если в процессе ее оказания осуществляется контроль. Контроль сестринской деятельности является не только основной задачей старшей медсестры, но и ее главной обязанностью, и это отражено в должностной инструкции (приложение). Именно она должна проверять правильность, своевременность и полноту выполнения врачебных назначений, оценивать выполнение медицинских манипуляций и сестринского ухода. Однако данный вид деятельности может быть успешно реализован только в случае, если будут разработаны соответствующие методы оценки, системы показателей, экспертные подходы.

В дневном стационаре применяется механизм предварительного, текущего и заключительного контроля. Старшая медицинская сестра проводит оценку качества работы сестринского персонала на основании ежедневного контроля выполнения врачебных назначений, сестринских технологий, ухода за пациентами, освоения и применения инноваций, документирования сестринской деятельности. Для оценки качества работы применяются разработанные советом медицинских сестер и утвержденные администрацией поликлиники критерии, которые позволяют объективно оценить деятельность каждой медицинской сестры. Для профессиональной оценки качества привлечены эксперты – начальник отделения и главная медсестра. Проверка проводится в течение месяца. Замеченные недостатки отмечают в карте дефектов, общие результаты – в карте оценки качества работы.

На рис. 2 представлена схема оценки работы медицинских сестер дневного стационара в соответствии с должностными обязанностями по объему, качеству и результативности.



Для достижения большей объективности в оценке работы сестринского персонала необходимо учитывать мнение всех участников лечебно- диагностического процесса. Следует уделять особое внимание вопросам взаимоотношений между пациентами и медицинским персоналом. Современный пациент часто обладает высоким уровнем культуры и информированности в вопросах медицины и общей гигиены. Он может оценить и адекватно понять некоторые особенности медицинского обслуживания, критически относится к мнениям, советам и оценкам медицинских работников, их внешней и внутренней культуре.

С февраля 2009 г. в дневном стационаре старшая медицинская сестра проводит сестринское исследование по теме "Оценка степени удовлетворенности пациентов как один из факторов повышения качества сестринской помощи”.

Исследование проводится методом анкетирования пациентов, которым предложено оценить внешний вид медсестер, их профессионализм, моральные качества, организацию рабочего времени. После прохождения всего курса лечения в дневном стационаре пациенты заполняют анкету из 12 пунктов. Результаты, полученные за I квартал 2009 г., позволяют сделать вывод, что пациенты в целом удовлетворены качеством сестринской помощи. Исследование планируется проводить в течение года.

Таким образом, старшая медицинская сестра выступает в роли лидера, организатора. От ее работы во многом зависят качество и уровень оказания медицинской помощи пациентам. Насколько грамотно и профессионально она будет действовать, принимать управленческие решения, настолько успешно и эффективно будет организована сестринская помощь пациентам отделения.

Приложение

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ старшей медицинской сестры дневного стационара ведомственной поликлиники № 7 I.

Общие положения

1.1. Настоящая Инструкция регламентирует деятельность старшей медицинской сестры дневного стационара (далее – отделение) ведомственной поликлиники № 7 (далее – поликлиника).
1.2. Основными задачами старшей медицинской сестры являются организация труда среднего и младшего медицинского персонала от- деления и контроль выполнения им своих обязанностей.
1.3. Назначение и увольнение старшей медицинской сестры осуществляется в установленном порядке.
1.4. Старшая медицинская сестра подчиняется начальнику отделения, главной медсестре поликлиники. Старшей медицинской сестре подчиняется работающий под ее руководством средний и младший медицинский персонал.
1.5. В своей деятельности старшая медицинская сестра руководствуется Уставом поликлиники, Положением об отделении, указаниями и распоряжениями руководства поликлиники и отделения, настоящей инструкцией, а также инструкциями и методическими рекомендациями по совершенствованию деятельности среднего и младшего медицинского персонала амбулаторно-поликлинических учреждений.

II. Обязанности

Старшая медицинская сестра отделения обязана:

2.1. Разрабатывать графики работы сотрудников и вести табель учета использования рабочего времени в отделении.
2.2. Осуществлять руководство и контроль за работой среднего и младшего медицинского персонала.
2.3. Контролировать состояние и оснащение рабочих мест врачей и медицинских сестер отделения и соблюдение правил внутреннего распорядка отделения его сотрудниками и посетителями.
2.4. Обеспечивать своевременную замену временно отсутствующих сотрудников из числа среднего и младшего медицинского персонала.
2.5. Осуществлять своевременную выписку, правильное расходование и использование медицинского инструментария, медикаментов, перевязочного материала, бланков специального учета.
2.6. Обеспечивать надлежащее санитарно-гигиеническое состояние помещений отделения.
2.7. Проводить активную и систематическую санитарно-просветительную работу среди обслуживаемого контингента по вопросам здорового образа жизни и предупреждения заболеваний.
2.8. Систематически повышать свою квалификацию и уровень медицинских знаний среднего и младшего медицинского персонала.
2.9. Вести необходимую документацию, контролировать ведение первичной медицинской документации и своевременное снабжение персонала соответствующими бланками.
2.10. Соблюдать в своей работе принципы этики и деонтологии.

III. Права

Старшая медицинская сестра отделения в установленном порядке имеет право:

3.1. Вносить предложения руководству отделения и поликлиники по вопросам улучшения организации лечебно-профилактической помощи обслуживаемому контингенту, организации и условий своего труда и труда среднего и младшего медицинского персонала.
3.2. Участвовать в совещаниях, семинарах, конференциях по вопросам организации деятельности среднего и младшего персонала.
3.3. Получать сведения, иные материалы, необходимые для выполнения возложенных на старшую медицинскую сестру задач и функций.
3.4. Принимать решения в пределах своей компетенции и полномочий.
3.5. Требовать от посетителей соблюдения правил внутреннего распорядка поликлиники.
3.6. Давать указания и контролировать работу среднего и младшего медицинского персонала отделения.
3.7. Представлять средний и младший медицинский персонал отделения к поощрениям и вносить предложения о наложении взысканий при нарушении ими трудовой дисциплины и неудовлетворительном выполнении должностных обязанностей.
3.8. Повышать свою квалификацию на курсах усовершенствования.

IV. Организация работы и ответственность

Старшая медицинская сестра отделения:

4.1. Планирует и организует свою работу в соответствии с планом работы отделения, должностной инструкцией, утвержденными в установленном порядке инструкциями и методиками, поручениями руководства отделения, главной медицинской сестры, ведет учет выполненной работы, представляет информацию по этим вопросам.
4.2. Отвечает за своевременное и качественное выполнение возложенных на нее обязанностей, распоряжений руководства, соблюдения правил внутреннего распорядка, дисциплины, обеспечивает сохранность имеющейся в ее распоряжении служебной документации, оборудования и оргтехники.
4.3. Несет ответственность как за некачественную работу и ошибочные действия, так и за бездействие и непринятие решений, которые входят в сферу ее обязанностей и компетенции, в соответствии с действующим законодательством.

V. Оценка работы

Оценка работы старшей медицинской сестры проводится руководством отделения, главной медицинской сестрой по итогам работы за определенный период на основании учета выполнения ею своих обязанностей, соблюдения правил внутреннего распорядка, трудовой дисциплины, морально-этических норм, общественной активности.
Категория: Приказы Минздрава | Добавил: cmc24
Просмотров: 4601 | Загрузок: 0