Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Информационный портал для медицинских сестёр

Воскресенье, 30.04.2017
Главная » Файлы » Приказы Минздрава

Роль медсестры-менеджера в обучении пациентов и формировании здорового образа жизни
13.06.2011, 15:48
| Журнал "Главная медицинская сестра"
Тема: Организация работы медицинских отделений и служб, Обеспечение качества медицинской помощи, Приоритетный национальный проект и Концепция развития здравоохранения, Общие вопросы кадровой работы, Квалификация персонала
Источник: Главная медицинская сестра №4-2009
Автор: Ю.И. ПАВЛОВ, д-р мед. наук, проф., зав. кафедрой сестринского дела, ухода за больными и менеджмента, И.А. СВЕТЛАКОВА., канд. мед. наук, ассистент кафедры сестринского дела, ухода за больными и менеджмента, Е.Г. ЗОСИМОВА, выпускница факультета ВСО, Челябинская государственная медицинская академия, Е.Ю. СПИВАК, руководитель Школы для больных артериальной гипертонией поликлиники № 112 Департамента здравооохранения г. Москвы


Хронические неинфекционные заболевания (сердечно-сосудистые, онкологические) являются основной причиной смертности населения и в определенной мере связаны с образом жизни и такими факторами риска, как курение, неправильное питание, низкая физическая активность, стресс и др.

В этих условиях возрастает роль медицинских работников в реализации профилактических программ и обучении пациентов здоровому образу жизни.

В крупных рандомизированных исследованиях продемонстрирована эффективность информационных технологий и психотерапевтических вмешательств в различных группах пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями, направленных на изменение образа жизни, коррекцию факторов риска [18, 19, 21, 26].

Многочисленными эпидемиологическими исследованиями в России и за рубежом доказано, что можно предупредить преждевременную заболеваемость и смертность от многих хронических неинфекционных заболеваний с помощью эффективных регулярных профилактических программ [5, 6]. В странах, где активно внедряется просветительская работа по первичной профилактике и реализуются образовательные технологии в ходе реабилитационных программ для пациентов в группах риска (Канада, Великобритания, США, Финляндия), отчетливо видна динамика сердечно-сосудистой заболеваемости, снижение частоты инфарктов миокарда и смертности [22, 25]. Основными компонентами реабилитационных программ являются физические тренировки, профилактическое обучение (обучение здоровому образу жизни) и психологическая поддержка.

Создание в системе первичного звена здравоохранения так называемых "школ здоровья” способствует решению проблемы. С этой целью в Челябинской области разрабатываются различные профилактические образовательные программы (приказ Минздравсоцразвития области от 27.05.2005 № 213 "О внедрении образовательных программ для пациентов в лечебно-профилактических учреждениях Челябинской области”). В рамках программы "Сахарный диабет” создана и апробирована модель организации сестринской помощи пациентам с нарушениями мобильности при синдроме диабетической стопы, в которой предусмотрено обучение пациентов и членов их семьи уходу за стопой и профилактике образования язв [10] .

Большинство хронических заболеваний в настоящее время нельзя излечить, но можно реально контролировать течение заболевания и обеспечить предупреждение осложнений, продлить жизнь больных и повысить ее качество. Однако успешно контролировать хроническое заболевание даже с максимальным использованием арсенала современной медицины, но без активного участия пациента невозможно. Обучение ориентировано на пациентов, помогает им, а также их семьям понять причину заболевания, вести здоровый образ жизни, осуществлять правильный уход.

"Школа здоровья” является особой формой работы с пациентами, и медицинские работники должны уметь адаптировать свое профессиональное поведение к уровню образования и особенностям восприятия различных пациентов. Медработнику важно осознавать потребности пациентов с учетом их эмоционального состояния и доходчиво рассказывать о заболевании, его причинах и методах лечения, помогать пациентам в управлении своим образом жизни и различными факторами, которые могут вмешиваться в лечебный процесс.

Учебные программы для "школ здоровья” основаны на активном обучении и укреплении способностей пациента в планировании и разработке собственного непрерывного обучения, сотрудничестве пациентов друг с другом и партнерстве медработника и пациента в управлении здоровьем.

В реализации таких программ наряду с медицинскими работниками должны принимать участие средства массовой информации, руководители предприятий, администрация района и города. Подготовка по данным программам должна стать частью последовательного обучения работников здравоохранения и может быть включена в базовое медицинское образование врачей, медицинских сестер и других медработников.
Исследования и его результаты

Для предварительной оценки целесообразности открытия "школы” и определения роли медицинской сестры-организатора в гигиеническом обучении и формировании здорового образа жизни у больных с неврологической патологией проведено исследование в неврологическом отделении поликлиники ГКБ № 1 г. Челябинска. В отделении работают 8 врачей-неврологов и 4 медицинские сестры (укомплектованность 50%), высшую квалификационную категорию имеют 50% врачей и 75% медсестер.

Врачи неврологической службы поликлиники № 1 уверены в необходимости привлечения медсестер к организации патронажа пациентов на дому и проведению "школ здоровья” для пациентов с неврологической патологией.

Результаты проведенного медико-социального исследования показали, что большинство из 160 состоящих под наблюдением пациентов – неработающие (77%), преимущественно женщины (61%) в возрасте 66–75 лет (34%). Практически у всех работа связана или была связана с психоэмоциональным перенапряжением. Контактирование с профессиональными вредностями отмечают 36% респондентов. Один раз в месяц за медицинской помощью обращаются 34% больных, раз в квартал – 28%, а 21% стараются не обращаться в поликлинику.

Отсутствие понимания болезни у пациентов и неадекватная реакция на вмешательство, а также низкая приверженность к соблюдению полученных рекомендаций обусловлены низким уровнем образования и социально-экономическим статусом [14].

Среди респондентов отмечен достаточно высокий образовательный уровень: 45% имеют высшее образование, 3 – незаконченное высшее, 42% – среднее специальное. Данный фактор предполагает заинтересованность в сохранении собственного здоровья, однако уровень образования не согласуется с материальными возможностями пациентов: 39% имеют доход 3–4 тыс. руб. на одного члена семьи, у 31% доход ниже уровня прожиточного минимума. Низкий доход ограничивает возможности амбулаторного лечения. Все пациенты имеют сопутствующие хронические заболевания. Преобладают сочетанная патология сердечно-сосудистой (69%) и нервной системы (62%), заболевания органов пищеварения (62%) и опорно-двигательного аппарата (33%), эндокринной системы (30%), почек (30%) и органов дыхания (29%). По нашим данным, 62% пациентов отмечают недостаточную физическую активность, из них 62% ограничены в возможности передвижения из-за болезни.

Исследования показывают, что физическая активность почти у 70% мужчин и женщин во всех возрастных группах ниже приемлемого минимального уровня, положительно влияющего на здоровье [9, 16, 17]. У всех этих людей увеличивается риск ишемической болезни сердца и инсульта. Согласно рекомендациям Национальной интегрированной программы профилактики неинфекционных заболеваний (CINDI) ВОЗ, физическая активность считается низкой, если человек ежедневно сидит на работе 5 ч и более, а активный досуг зимой и летом, включая время, затрачиваемое на ходьбу до работы и обратно, составляет менее 10 ч в неделю. С учетом всех других факторов риска при достаточном уровне физической активности (ежедневные или регулярные умеренные физические нагрузки, например, ходьба) относительный риск развития ИБС на 30–40% ниже, чем при малоподвижном образе жизни. Под воздействием физических тренировок замедляется развитие атеросклероза [7], снижается артериальное давление [2], улучшается липидный профиль, снижается фибриногенная активность и увеличивается фибринолитическая активность, улучшается психологическая тренированность, что помогает справляться со стрессом и усталостью [4].

Болeе 50% опрошенных пациентов неврологического отделения поликлиники № 1 страдают ожирением и склонны к перееданию. Меры профилактического воздействия должны быть направлены на модификацию пищевого поведения. На привычки населения могут повлиять санитарнопросветительская работа, повышение информированности о принципах здорового питания. Пациенты с высоким риском сердечно-сосудистых осложнений нуждаются в индивидуальном или групповом консультировании, диетических рекомендациях [12].

Среди респондентов высок уровень вредных привычек: курят 51% пациентов. Вклад курения в популяционный атрибутивный риск инфаркта миокарда составляет 35,7%, это наряду с дислипидемией и хроническим стрессом является основной причиной прогрессирования ИБС [8]. Распространенность курения в России составляет до 10% у женщин и 63% у мужчин [11]. В обсервационных исследованиях была показана сильная связь между распространенностью курения и общей смертностью, 40% случаев смерти мужчин от ИБС и злокачественных новообразований можно было бы избежать при отказе от курения [13]. В систематических обзорах показано, что после совета врача во время осмотра отказываются от вредной привычки более 2% курильщиков. При повторных беседах и психологической поддержке это показатель повышается еще на 3%. Влияние консультаций на долю прекративших курить может показаться низким, однако снижение частоты курения даже на 2% в год оказывает статистически значимое влияние на здоровье населения.

20% пациентов неврологического отделения поликлиники № 1 употребляют крепкие (40о) алкогольные напитки более 3–4 раз в месяц в дозе 250–300 мл за один раз. Употребление алкоголя опасно для здоровья при превышении максимально допустимых доз (35 ед. в неделю для мужчин и 21 ед. – для женщин; 1 ед. эквивалентна 10 г 40%-ной водки). Исследование, проводившееся во Франции и Северной Ирландии в течение 5 лет, в котором наблюдались 9750 мужчин, показало, что употребление алкоголя чаще 1 раз в неделю ассоциируется с увеличением количества новых случаев стенокардии, инфаркта миокарда и смерти от ИБС независимо от вида алкогольного напитка [15].

Многие ошибки, возникающие при проведении лечебных мероприятий, происходят из-за низкой (или неправильной) информированности пациентов о своем заболевании и отказа следовать предписаниям врача [1, 23, 24].

Проведенное изучение степени информированности пациентов неврологической службы о мерах профилактики и лечения имеющихся у них заболеваний показало, что только 27% пациентов обладают удовлетворительными знаниями, 58% испытывают недостаток знаний, остальных эти вопросы не интересуют. Основным источником информации являются лечащий врач (51%) и медицинская сестра (21%). Доверяют в лечении врачу лишь 59% пациентов. При этом лечебные назначения врача выполняют 50% пациентов, а 35% и вовсе стараются не принимать никаких лекарственных средств. Рекомендации медицинской сестры выполняют лишь 17% пациентов, а 10% не доверяют медицинским сестрам. Столь низкая оценка работы медсестры свидетельствует о необходимости, во-первых, стимулировать мотивацию пациентов к повышению уровня медицинских знаний, а во-вторых, разработать более эффективную систему обучения пациентов, основанную на организационном привлечении к этой работе сестринского медперсонала со средним и высшим образованием.
Место и роль "школы здоровья” в профилактической работе с населением

"Школа здоровья” для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями является комплексной медицинской профилактической услугой и представляет собой технологию индивидуального и/или группового профилактического консультирования. Данное медицинское профилактическое вмешательство направлено на повышение приверженности пациентов к лечению и выполнению врачебных рекомендаций, в т. ч. по коррекции факторов риска. Обучение в "школе” повышает уровень знаний и практических навыков пациентов в управлении риском, способствует улучшению качества жизни, сохранению и восстановлению трудоспособности.

При ведении "школы здоровья” используются принципы групповой рациональной терапии. Врач затрачивает меньше времени на проведение лечения, т. к. может охватить целую группу. Формируется коллектив пациентов, который постепенно сам оказывает лечебное воздействие на участников. В условиях коллектива усиливаются внушаемость больного, формирование мотивации и ответственности за свое здоровье. В ходе занятий используются интерактивные формы обучения, ролевые игры.

Применение обучающих программ имеет не только медицинское, но и социально-экономическое значение, способствует лучшей социальной адаптации пациентов с хронической патологией, что ведет к уменьшению прямых и косвенных затрат на лечение [20].

Несмотря на низкую степень комплаентности (приверженности к лечению), большинство опрошенных пациентов (87%) готовы посещать "школу здоровья” в поликлинике. Роль больного в лечении хронического заболевания не может ограничиваться пассивным подчинением медицинским назначениям. Он должен быть активным, ответственным участником терапевтического процесса, и помочь ему в этом может медицинский работник, в полной мере владеющий медицинскими знаниями, навыками организатора, психолога и педагога. Таким специалистом является медицинская сестра, имеющая диплом о высшем медицинском образовании по специальности "Сестринское дело” с квалификацией "менеджер”.

Медсестра-менеджер, окончившая факультет ВСО по специальности "Сестринское дело”, подготовлена к решению задач, касающихся анализа состояния здоровья населения; организации и проведения профилактических, оздоровительных мероприятий, осуществления педагогической и воспитательной деятельности.

В требованиях к обязательному минимуму основной образовательной программы подготовки менеджера входят психолого-педагогические дисциплины: педагогическая и возрастная психология, педагогика с методикой преподавания. Студенты осваивают психологические особенности обучения в группе, изучают педагогические аспекты в деятельности образовательного и лечебного учреждения. При этом делается акцент на андрогогике – педагогике образования взрослых.

Теоретический материал закрепляется во время прохождения психолого-педагогической и педагогической учебно-производственной практики.

Такая подготовка позволяет обеспечить высокий уровень и качество обучения пациентов и пропаганды здорового образа жизни, однако потенциал высококвалифицированного сестринского персонала в настоящее время используется недостаточно.

Профессионально подготовленные медицинские сестры могут стать важным ресурсом, помочь больному осознать суть происходящего, показать связь между его поведением и опасностью для здоровья, необходимость соблюдения рекомендаций по лечению и ведению здорового образа жизни для предупреждения осложнений.

Медсестра-организатор способна разработать систему оценки эффективности профилактического обучения больных, оценить состояние больных в динамике до проведения "Школы здоровья”, непосредственно после ее окончания и через 6–12 мес. С помощью специальных опросников можно оценивать изменения качества жизни пациентов.

Знания – важный, но недостаточный стимул для изменения своего поведения. Для каждого индивидуума повод и мотивация к изменениям различны, и медсестре следует помочь пациенту в поиске мотива. Пациент должен сам выбрать факторы риска, на которые он может повлиять. Отказаться от вредных привычек сразу – непосильная задача для многих, необходимо посоветовать больному, какими проблемами ему следует заняться в первую очередь. Задачи по изменению образа жизни должны быть реалистичными, точно сформулированными, определенными во времени. Необходимо иметь возможность оценивать выполнение этих задач. Медсестра-организатор должна учитывать готовность пациента к восприятию информации и вовлекать его в процесс обучения, поощрять к установлению собственных целей и самооценке, обучать справляться с трудностями, связанными с соблюдением различных режимов.

Профессиональная подготовка медсестры, познания в области андрогогики позволяют адаптировать обучение к уровню знаний больного, оценить степень усвоения пациентом объяснений и инструкций по поводу назначенного лечения.

Таким образом, предварительные данные свидетельствуют о необходимости дальнейшей разработки профилактических образовательных программ и расширения круга обучаемых за счет больных с неврологической патологией. Включение в штат "Школ для обучения пациентов” специалистов сестринского дела с высшим сестринским образованием позволит, используя исследовательские навыки медсестер-менеджеров, провести анализ социального и медицинского эффекта от внедрения образовательных профилактических программ.
Категория: Приказы Минздрава | Добавил: cmc24
Просмотров: 3303 | Загрузок: 0