Роль главной и старших медицинских сестер лечебно-профилактических учреждений в организации производственной практики студентов медицинских - Приказы Минздрава - Библиотека - Информационный портал для медицинских сестёр
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Информационный портал для медицинских сестёр

Пятница, 09.12.2016
Главная » Файлы » Приказы Минздрава

Роль главной и старших медицинских сестер лечебно-профилактических учреждений в организации производственной практики студентов медицинских
13.06.2011, 16:28
Журнал "Главная медицинская сестра"
Тема: Организация работы медицинских отделений и служб, Обеспечение качества медицинской помощи, Квалификация персонала
Источник: Главная медицинская сестра №1-2008
Автор: Л.А. КУПРИЯНОВА, заместитель директора по практическому обучению, В.А. ЛОГИНОВА, преподаватель основ сестринского дела ГОУ "Нижегородское медицинское училище № 2”, Л.П. НОСКОВА, главная медицинская сестра ГУ "Нижегородская областная детская клиническая больница”


Составной частью образовательной программы среднего профессионального образования является практическое обучение студентов, которое включает учебную и производственную (профессиональную) практику.

Первый этап производственной практики направлен на получение первичных профессиональных умений и навыков (ППН). Этот этап проходят студенты 2 курса медучилищ и колледжей после окончания учебной практики по основам сестринского дела.

Основная цель проведения данного этапа производственной практики – закрепление, углубление, систематизация знаний, полученных при изучении предмета "Основы сестринского дела”, формирование первичных профессиональных умений и навыков в условиях лечебно-профилактических учреждений.

Практику для получения первичных профессиональных умений и навыков проводят в соответствии с требованиями ГОС СПО, примерной программой по дисциплине "Организация сестринского дела”, утвержденной в 2004 г. генеральным директором ГОУ ВУНМЦ по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию Минздравсоцразвития России П. Душенковым и рабочей программой практики.

Производственную практику организуют на основе положений сборника нормативных правовых и рекомендательных документов Министерства образования Российской Федерации под ред. П. Анисимова, рекомендаций по организации практического обучения студентов медицинских (фармацевтических) училищ и колледжей Минздравсоцразвития России, утвержденных заместителем Министра здравоохранения РФ Т. Стуколовой, и положения о производственной (профессиональной) практике студентов ГОУ "Нижегородское медицинское училище № 2” (приложение 1). Администрация учебного заведения закрепляет базы для прохождения практики на основе прямых договоров с лечебно-профилактическими учреждениями. В договоре освещены все вопросы, касающиеся проведения производственной практики. Организация и контроль за проведением практики возложены на заместителя директора по практическому обучению.

Для учебно-методического руководства практикой в целях получения первичных профессиональных умений и навыков директор учебного заведения назначает методических руководителей (из числа опытных, с большим стажем работы штатных преподавателей предмета "Основы сестринского дела”). Методическими руководителями назначают именно штатных преподавателей, т. к. они в совершенстве знают программу учебной и производственной практики по предмету, правила ведения учебной документации, алгоритмы выполнения сестринских манипуляций, критерии оценки работы студентов.

Общее и непосредственное руководство производственной практикой возложено на главную медицинскую сестру и старших медсестер отделений лечебно-профилактических учреждений.

Важно, чтобы студенты в ходе производственной практики увидели, что в ЛПУ сестринский уход осуществляется по тем же принципам и правилам, каким их обучали на теоретических и практических занятиях в училище (колледже). Отношение медицинского персонала к пациентам должно отвечать требованиям медицинской этики и деонтологии, поэтому руководители практики училища (колледжа) должны перед ее проведением ознакомиться с состоянием сестринского дела в ЛПУ. При необходимости внесения корректив в деятельность сестринского персонала целесообразно провести занятия со старшими медсестрами и совместно с главной медицинской сестрой определить мероприятия по совершенствованию деятельности сестринского персонала.
Обязанности общего руководителя практики

1. Распределение прибывших на практику студентов по рабочим местам и составление (до начала практики) графиков перемещения студентов по отдельным функциональным подразделениям и отделениям учреждений здравоохранения в соответствии с программами практики.

2. Отбор для непосредственного руководства практикой студентов наиболее опытных и квалифицированных старших медсестер, хорошо знающих современное состояние сестринского дела и внедривших его основы в своих подразделениях.

3. Ознакомление студентов с задачами, структурой, функциями и правилами внутреннего распорядка учреждения, в котором проводится практика.

4. Проведение инструктажа по технике безопасности.

5. Ответственность за правильное использование на работе студентов в соответствии с программами практики, инструктаж непосредственных руководителей практики.

6. Контроль за работой непосредственных руководителей практики.

7. Контроль за выполнением студентами правил внутреннего распорядка и соблюдением трудовой дисциплины и техники безопасности.

8. Утверждение характеристик о работе студентов-практикантов.

9. Проведение собраний студентов-практикантов совместно с непосредственными руководителями практики для выяснения хода практики в отделениях и устранения выявленных при этом недостатков.

Общий (главная медицинская сестра больницы) и непосредственные (старшие медицинские сестры отделений) руководители практики утверждаются приказом главного врача ЛПУ. Оплату их работы за учебно-производственную практику производит ГОУ НМУ № 2, за преддипломную практику – само ЛПУ.
Обязанности непосредственного руководителя практики

1. Составить график работы студентов на весь период их нахождения на практике в отделении.

2. Обучить каждого студента правилам работы и технике безопасности в отделении.

3. Обеспечить контроль за графиком работы студентов, а также их занятость в течение рабочего дня.

4. Обеспечить овладение каждым студентом в полном объеме практическими навыками, манипуляциями, предусмотренными программами практики. Оказывать студентам практическую помощь в этой работе.

5. Ежедневно проверять дневники студентов и оказывать им помощь в составлении отчетов по практике.

6. Давать оценку работы в дневниках студентов и составлять характеристики о работе каждого студента к моменту окончания ими практики в отделении.

Работа медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений со студентами средних медицинских учебных заведений регламентирована также приказом Минздравсоцразвития России от 15.01.07 № 30 "Об утверждении порядка допуска студентов высших и средних медицинских учебных заведений к участию в оказании медицинской помощи гражданам”.

В документе указано, что участие студентов в оказании медицинской помощи гражданам осуществляется под контролем медицинского персонала, занимающего штатные должности в медицинской организации, при соблюдении медицинской этики и согласии пациентов или их законных представителей. Медицинский персонал, осуществляющий контроль за участием студентов в оказании медицинской помощи гражданам, несет ответственность в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации.

Именно опытные медицинские сестры обеспечивают условия проведения практики, помогают студентам в осуществлении поставленных целей:
систематизации, углублении и закреплении знаний, полученных на теоретических и практических занятиях по основам сестринского дела в училище;
отработке умений и навыков в условиях стационара, согласно требованиям практики;
подготовке к самостоятельной трудовой деятельности;
воспитании трудовой и профессиональной ответственности;
соблюдении принципов медицинской этики и деонтологии при работе с пациентами;
формировании и совершенствовании коммуникативных качеств.

Активная позитивная деятельность сестринского персонала создает единое образовательное пространство для студентов, что, в свою очередь, позволяет решить не только учебные задачи образовательного учреждения, но и помочь в решении одной из приоритетных проблем здравоохранения, связанной с дефицитом сестринского персонала в лечебно-профилактических учреждениях, продемонстрировать особенности работы медсестры.

Перед началом учебно-производственной и преддипломной практики обязательно проводят собеседование со студентами о правилах и требованиях к работе в отделениях ЛПУ, обращают внимание студентов на особенности работы с детьми; просматривают медицинские книжки студентов (контролируют полноту прохождения медицинского осмотра перед началом практики).

В ходе производственной практики студент может провести анализ:
возможностей своего профессионального роста после окончания медучилища (колледжа);
условий труда среднего медицинского персонала в лечебно-профилактическом учреждении, влияющих на их физическое и психическое здоровье; соответствия оплаты труда данным условиям;
важности, необходимости своей профессии;
правильности выбора профессии.

Опыт работы ГОУ НМУ № 2 демонстрирует большую, значимую, положительную работу главных и старших медицинских сестер лечебно-профилактических учреждений, которые являются учебными базами училища: Городской клинической больницы № 5, Нижегородского научно-исследовательского института травматологии и ортопедии, Городской клинической больницы № 5, Областной детской клинической больницы, Городской детской клинической больницы № 1 и др.

Студентов ГОУ НМУ № 2 охотно приглашают на работу в отделения больницы. Шесть выпускников училища 2007 г., проходившие преддипломную практику в областной детской больнице, остались работать в нейрохирургическом, пульмо-аллергологическом, диагностическом отделениях, отделении реанимации новорожденных.

Следует обратить внимание на некоторые проблемные моменты, которые встречаются в ходе производственной практики:

1. Медицинский персонал не всегда владеет информацией об особенностях подготовки медсестер на современном этапе (сестринский процесс является основой сестринского образования).

2. Встречается недобросовестное отношение к контролю за ведением учебной документации студентами (контроль за ведением дневника производственной практики).

3. Бывают случаи нарушения учебной дисциплины (руководители практики меняют график рабочего времени студентов, не обращают должное внимание на опоздания, пропуски).

4. Иногда рабочий день практиканта полностью занят транспортировкой больных, изготовлением перевязочного материала, что снижает интерес студентов к будущей профессии.

В ходе первой производственной практики необходимо формировать и демонстрировать такую модель организации труда среднего медицинского работника, которая обеспечивает оптимальную социально-психологическую адаптацию студентов к будущей профессии, создает атмосферу, позволяющую раскрыть сущность работы медицинской сестры, пробуждает интерес к профессии, обеспечивает высокую мотивацию в профессиональной подготовке студентов.

Взаимодействие образовательных и медицинских учреждений, понимание роли руководителей производственной практики является залогом общего успеха, который позволяет не только повысить качество обучения студентов, но и совершенствовать сестринское дело, улучшить сестринскую помощь пациентам ЛПУ.

Приложение
УТВЕРЖДАЮ
директор ГОУ НМУ № 2
_______А.П. Денбург

ПОЛОЖЕНИЕ о производственной (профессиональной) практике студентов ГОУ "Нижегородское медицинское училище № 2”

Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ "Об образовании”, приказом Минобразования России от 21.07.99 № 1991, зарегистрированного в Минюсте России 13.08.99, рег. № 1866, Рекомендациями по применению Положения о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений СПО, письмом Минобразования России от 16.09.99 № 16-51-198/16-15, ГОС СПО 2002 г. для специальностей 0401 и 0406.

I. Общие положения

1. Производственная практика студентов ГОУ НМУ № 2 является составной частью образовательной программы СПО.

2. Производственную практику проводят с целью закрепления и углубления знаний, полученных студентами в процессе теоретического обучения, приобретения необходимых умений, навыков и опыта практической работы по изучаемой специальности.

3. Производственную практику проводят в соответствии с действующими Государственными образовательными стандартами СПО 2002 г. для специальностей 0401 "Лечебное дело” и 0406 "Сестринское дело”, примерными программами практики для этих же специальностей, утвержденными в 2004 г. генеральным директором ГОУ ВУНМЦ Минздравсоцразвития России П.А. Душенковым, рабочими программами практики, разработанными педагогическим коллективом ГОУ НМУ № 2 на основе вышеуказанных документов.

4. Производственную практику осуществляют в лечебно-профилактических учреждениях, закрепленных за ГОУ НМУ № 2 в качестве баз приказом директора департамента здравоохранения Нижегородской области от 03.08.04 № 935-в.

II. Этапы практики

5. Производственная практика студентов включает следующие этапы:
практику для получения первичных профессиональных умений и навыков (учебную);
практику по профилю специальности (технологическую);
практику преддипломную (квалификационную или стажировку).

6. Задачами учебной практики являются получение первичных профессиональных умений и навыков, подготовка студентов к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин, привитие им практических профессиональных умений и навыков по избранной специальности "Сестринское дело” или "Лечебное дело”.

7. Практика по профилю специальности направлена на закрепление, расширение, углубление и систематизацию знаний, полученных при изучении специальных дисциплин.

8. Преддипломная практика является завершающим этапом обучения и проводится для овладения студентами первоначальным профессиональным опытом, проверки профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности.

Стажировка является одним из видов проведения преддипломной практики. Ее проводят в случаях, если итоговая государственная аттестация не предусматривает выполнение дипломного проекта. Стажировка может проводиться в тех лечебных учреждениях, в которых будущий выпускник предполагает работать после окончания училища (так называемая монопрофильная практика).

III. Организация производственной (профессиональной) практики

9. Организация производственной практики на всех ее этапах направлена на выполнение государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников в соответствии с получаемой специальностью и присваиваемой квалификацией, а также на непрерывность и последовательность овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с программой практики.

10. Содержание всех этапов практики определяется примерной программой, разработанной Минздравом России по специальностям 0401 и 0406. ГОУ НМУ № 2 на основании примерных программ разрабатывает и утверждает программу производственной практики. Общий объем времени на проведение производственной практики определяется ГОС СПО и примерной программой практики в соответствии с учебным планом. Указанный объем может быть увеличен за счет резерва времени учебного заведения.

11. Практика для получения первичных профессиональных навыков, технологическая и преддипломная практики проводятся в ЛПУ, являющихся базами практики ГОУ НМУ № 2, закрепленных приказом Министерства здравоохранения Нижегородской области от 03.08.04 № 935-в на основании договоров о социальном партнерстве.

При наличии вакантных должностей студенты могут быть зачислены на них, если работа соответствует требованиям программы практики.

12. Сроки проведения производственной практики устанавливаются ГОУ НМУ № 2 с учетом теоретической подготовленности студентов и возможностей учебно-производственной базы.

Заместитель директора ГОУ НМУ № 2 по практическому обучению разрабатывает расписание практики по группам и бригадам. По очно-заочному отделению расписание практики разрабатывает заведующий практическим обучением очно-заочного отделения.

Расписание утверждает директор училища.

Общее руководство практикой осуществляет директор училища и его заместитель по практическому обучению.

13. Производственная практика может осуществляться как непрерывным циклом, так и путем чередования с теоретическими занятиями по дням (неделям) при условии обеспечения связи между содержанием практики и теоретическим обучением.

14. Закрепление баз практик осуществляет администрация ГОУ НМУ № 2 на основе договоров с ЛПУ.

15. С момента зачисления студентов в качестве практикантов на них распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в организации.

16. Студенты ГОУ НМУ № 2 при прохождении производственной практики в ЛПУ обязаны:
полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики;
соблюдать действующие в организациях правила внутреннего распорядка;
изучать и строго соблюдать нормы охраны труда и правила пожарной безопасности;
проходить медицинский осмотр перед началом практики.

17. Направление студентов на производственную практику осуществляется приказом директора по каждой группе отдельно с назначением руководителей практики.

18. Формой отчетности студентов на практике являются дневники.

19. Продолжительность рабочего дня студентов составляет:
при прохождении практики по получению первичных навыков, не связанной с выполнением производительного труда, 36 академических часов в неделю независимо от возраста студентов по очному отделению и 16 ч – по очно-заочному отделению;
при прохождении практики по профилю специальности и преддипломной практики для студентов в возрасте от 16 до 18 лет –не более 36 ч в неделю; в возрасте от 18 лет и старше – не более 40 ч в неделю (ст. 94 КЗОТ РФ).

20. Оценку практики приравнивают к оценкам теоретического обучения и учитывают при подведении итогов общей успеваемости студентов. 21. При проведении практики для получения первичных профессиональных умений и навыков группа делится на подгруппы численностью не менее 8 чел. По окончании ППН студентам выставляют оценку. Студентов, не выполнивших программу практики, направляют на практику вторично в свободное от учебы время.

22. Итогом практики по профилю специальности является оценка, которую выставляет руководитель практики от учебного заведения на основании наблюдений за самостоятельной работой студента, выполнением манипуляций, а также оценки за ведение дневника, карты наблюдения за пациентом, предварительной оценки руководителя практики от ЛПУ. Студенты, не выполнившие без уважительной причины требования программы практики по профилю специальности или получившие неудовлетворительную оценку, могут быть отчислены из ГОУ НМУ № 2 как имеющие академическую задолженность.

В случае невыполнения программы практики по уважительной причине студентов направляют на практику вторично в свободное от учебы время.

23. Преддипломная практика является завершающим этапом обучения и является первым этапом итоговой государственной аттестации выпускника. Она проводится после освоения программы теоретического и практического курсов и сдачи студентами всех видов промежуточной аттестации, предусмотренных ГОС СПО и учебным планом.

Итогами преддипломной практики является оценка, которую выставляет руководитель практики от учебного заведения. Студентов, не выполнивших без уважительной причины требования программы практики или получивших неудовлетворительную оценку, отчисляют из учебного заведения как имеющих академическую задолженность. В случае невыполнения программы практики по уважительной причине студентов направляют на практику вторично.

24. Студенты, заключившие с организациями договор о целевой контрактной подготовке, проходят производственную практику, как правило, в этих ЛПУ.

25. Директор ГОУ НМУ №2 назначает руководителей практики:
методических руководителей (из числа штатных преподавателей специальных дисциплин, преподавателей-совместителей специальных дисциплин; для очно-заочного отделения руководителем может быть назначен заведующий практикой данного отделения);
непосредственных руководителей (из числа старших медсестер отделений);
общих руководителей (из числа главных медсестер ЛПУ).

26. Руководители практики от учебных заведений:
руководствуются программами практики для специальностей;
принимают участие в распределении студентов по рабочим местам или перемещении их по видам работ;
осуществляют контроль за правильностью использования студентов в период практики;
оказывают методическую помощь студентам при выполнении ими индивидуальных заданий;
оценивают результаты выполнения студентами программы практики.

27. Для руководства практикой по профилю специальности и преддипломной практикой в каждую учебную группу численностью 20–30 студентов направляют преподавателей специальных дисциплин.

28. Оплату труда преподавателей в этом случае осуществляют за фактическое количество выполненных часов в соответствии с разрядом оплаты, но не более объема времени, предусмотренного на практику.

29. Сроки руководства практикой устанавливаются ГОУ НМУ № 2 и не должны превышать объем времени, предусмотренного учебным планом на практику, независимо от того, проходят эти студенты практику на одном или нескольких объектах. При этом продолжительность рабочего дня руководителя практики зависит от фактически затраченного количества часов, но не более 6 ч в день, не считая выходных и праздничных дней.
Категория: Приказы Минздрава | Добавил: cmc24
Просмотров: 1759 | Загрузок: 0