Нормативно-правовое обеспечение реабилитационных мероприятий для пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессионал - Приказы Минздрава - Библиотека - Информационный портал для медицинских сестёр
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Информационный портал для медицинских сестёр

Суббота, 03.12.2016
Главная » Файлы » Приказы Минздрава

Нормативно-правовое обеспечение реабилитационных мероприятий для пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессионал
12.06.2011, 19:47
Журнал "Заместитель главного врача"
Тема: Организация работы прочих служб, Общие экономические вопросы
Источник: Журнал "Заместитель главного врача",№9-2009
Автор: Старовойтова И.М.


Данной статьей начинается серия публикаций, посвященных обзору основных нормативных актов, обеспечивающих гражданам, утратившим здоровье в результате несчастного случая на производстве или вследствие профессионального заболевания, возможность получения социальной поддержки от государства, в т. ч. в виде оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.

Любая организационная работа, в т. ч. обеспечение реабилитации пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, строится с учетом определенной действующим законодательством нормативной правовой базы.

В соответствии с Конституцией РФ, каждый гражданин "имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь…” (ст. 41), а также на "социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца… и в иных случаях, установленных законом” (ст. 39). Изменение со- стояния здоровья, вызванное заболеванием или травмой, которое в после- дующем может привести к инвалидности, является основанием и дает право гражданам на социальную помощь, оказываемую государством. Подобное право может быть определено при проведении как экспертизы временной нетрудоспособности (в этих случаях главенствующая роль принадлежит ЛПУ), так и медико-социальной экспертизы (далее – МСЭ) (главенствующая роль принадлежит бюро МСЭ).

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (с изм. и доп.; далее – Основы), развивая ст. 41 и 39 Конституции РФ, определяют право граждан на медико-социальную помощь и дают ее определение: "При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно- ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности” (ст. 20). Таким образом, Основы определяют право граждан на получение комплекса показанных по состоянию здоровья реабилитационных мероприятий.

Следующим документом, подлежащим рассмотрению, является Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” (с изм. и доп.; далее – Закон № 125-ФЗ), который устанавливает порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при выполнении им трудовых обязанностей в рамках трудового договора и в иных предусмотренных случаях, т. е. выделяет определенную группу граждан, имеющих право на ряд предусмотренных льгот.

Глава II "Обеспечение по страхованию” определяет право граждан на получение компенсационных выплат. В ст. 8 прописаны следующие виды обеспечения по страхованию:
• пособие по временной нетрудоспособности, назначаемое в связи со страховым случаем;
• страховые выплаты – единовременные и ежемесячные;
• оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая:
– на лечение застрахованного, осуществляемое на территории РФ непосредственно после происшедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности;
– приобретение лекарств, изделий медицинского назначения и индивидуального ухода;
– посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход за застрахованным, в т. ч. осуществляемый членами его семьи;
– проезд застрахованного, а в необходимых случаях и проезд сопровождающего его лица для получения отдельных видов медицинской и социальной реабилитации (лечения непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве;
- медицинской реабилитации в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги;
- получения специального транспортного средства;
- заказа, примерки, получения, ремонта, замены протезов, протезно-ортопедических изделий, ортезов, технических средств реабилитации) и при направлении его страховщиком в учреждения МСЭ и в учреждения, осуществляющие экспертизу связи заболевания с профессией;
– медицинскую реабилитацию в организациях, оказывающих санаторно- курортные услуги, в т. ч. по путевке, включая оплату лечения, проживания и питания застрахованного, а в необходимых случаях – оплату проезда, проживания и питания сопровождающего его лица, оплату отпуска застрахованного (сверх ежегодного оплачиваемого, установленного законодательством РФ) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно;
– изготовление и ремонт протезов, протезно-ортопедических изделий и ортезов;
– обеспечение техническими средствами реабилитации и их ремонт;
– обеспечение транспортными средствами при наличии соответствующих медицинских показаний и отсутствии противопоказаний к вождению, их текущий и капитальный ремонт и оплату расходов на горюче-смазочные материалы.

Оплата дополнительных расходов, предусмотренных вышеперечисленными пунктами, за исключением оплаты расходов на лечение застрахованного непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве, производится страховщиком, если учреждением МСЭ установлено, что застрахованный нуждается – в соответствии с программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания – в указанных видах по- мощи, обеспечения или ухода.

Ст. 13 "Освидетельствование, переосвидетельствование застрахованного учреждением медико-социальной экспертизы” определяет порядок освидетельствования пострадавших в бюро МСЭ":

1. Освидетельствование застрахованного учреждением медико- социальной экспертизы проводится по обращению страховщика, страхователя или застрахованного, либо по определению суда (судьи) при предоставлении акта о несчастном случае на производстве или акта о профессиональном заболевании.
2. Переосвидетельствование застрахованного учреждением медико- социальной экспертизы производится в установленные этим учреждением сроки. Переосвидетельствование застрахованного может производиться досрочно по заявлению застрахованного либо по обращению страховщика или страхователя. В случае несогласия застрахованного, страховщика или страхователя с заключением учреждения медико-социальной экспертизы указанное заключение может быть обжаловано застрахованным, страховщиком, страхователем в суд.

Уклонение застрахованного без уважительной причины от переосвидетельствования в установленные учреждением медико-социальной экспертизы сроки влечет утрату права на обеспечение по страхованию до прохождения им указанного переосвидетельствования”.

Ст. 18 определяет, в частности, следующие права и обязанности страховщика:

• участвовать в расследовании страховых случаев, освидетельствовании, переосвидетельствовании застрахованного в учреждении МСЭ и определении его нуждаемости в социальной, медицинской и профессиональной реабилитации;
• направлять застрахованного в учреждение МСЭ на освидетельствование (переосвидетельствование);
• защищать свои права и законные интересы, а также право и законные интересы застрахованного, в т. ч. в суде.

Следовательно, Закон № 125-ФЗ не только определяет право граждан, утративших здоровье в результате несчастного случая на производстве или развившегося профессионального заболевания, на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью при выполнении трудовых обязанностей в рамках трудового договора и в иных предусмотренных случаях, но и указывает механизм реализации этого права.

Следующий нормативный документ, подлежащий рассмотрению, – Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” (с изм. и доп.; далее – Закон № 181-ФЗ), определяющий государственную политику в этой области. Согласно Закону № 181-ФЗ государство выступает гарантом социальной защиты и поддержки инвалидов, что находит свое отражение в реабилитационной направленности МСЭ.

Глава II "Медико-социальная экспертиза” определяет понятие и основные направления данного вида экспертной деятельности. Так, в соответствии со ст. 7 "Понятие медико-социальной экспертизы” "медико-социальная экспертиза – определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма…”. В ст. 8 "Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы” указаны основные задачи, решаемые в бюро МСЭ, в т. ч. следующие: разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов, определение степени утраты профессиональной трудоспособности.

Учитывая реабилитационную направленность МСЭ, целая глава Закона № 181-ФЗ посвящена реабилитации инвалидов (глава III "Реабилитация инвалидов”). В ст. 9 "Понятие реабилитации инвалидов” дано понятие реабилитации на уровне закона: "Реабилитация инвалидов – система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество”.

Как указано в ст. 9, "основные направления реабилитации инвалидов включают в себя:
• восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;
• профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;
• социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;
• физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт”.

В ст. 10 "Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду” говорится, что "государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, который утверждается постановлением Правительства РФ”.

Ст. 11 посвящена особенностям разработки индивидуальной программы реабилитации инвалида. "Индивидуальная программа реабилитации инвалида – разработанный …комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профилактических и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности”.

Индивидуальная программа реабилитации носит рекомендательный характер, так что инвалид вправе отказаться от определенного вида, формы, объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации про- граммы в целом. Отказ инвалида (его законного представителя) от индивидуальной программы реабилитации или реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы и организации от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.

Ст. 11.1 содержит определение технических средств реабилитации инвалидов и правила их предоставления: "К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в т. ч. специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Техническими средствами реабилитации являются:

• специальные средства для самообслуживания;
• специальные средства для ухода;
• специальные средства для ориентирования (в т. ч. собаки-проводники с комплектом снаряжения), общения и обмена информацией;
• специальные средства для обучения, образования (включая литературу для слепых) и занятий трудовой деятельностью;
• протезные изделия (протезно-ортопедические изделия, ортопедическая обувь и специальная одежда, глазные протезы и слуховые аппараты);
• специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь.

Решение об обеспечении техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.

По медицинским показаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида”

Таким образом, Закон № 181-ФЗ определяет право инвалидов на комплекс реабилитационных мероприятий, направленных на улучшение качества жизни и интеграцию в общество.

И последний документ, который мы рассмотрим в рамках заданной темы, – Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования” (с изм. и доп.). В ст. 7 "Виды социальных страховых рисков. Страховые случаи” в качестве страховых случаев определены "трудовое увечье и профессиональное заболевание”, а в ст. 10 "Права и обязанности застрахованных лиц” указано, что застрахованные лица "обязаны своевременно предъявлять страховщику документы, содержащие достоверные сведения и являющиеся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения, предусмотренного федеральным законом о конкретном виде обязательного социального страхования”, т. е. должен быть документально подтвержден не только факт несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, но и право пострадавшего на назначение и выплату страхового обеспечения, в т. ч. на проведение комплекса реабилитационных мероприятий.

Таким образом, принятые Правительством РФ законодательные акты регулируют порядок предоставления компенсационных выплат и проведения реабилитационных мероприятий в отношении лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обеспечивая тем самым право граждан на своевременное получение медико-социальной помощи со стороны государства.
Категория: Приказы Минздрава | Добавил: cmc24
Просмотров: 422 | Загрузок: 0