Медицинский осмотр и врачебное профессиональное консультирование учащихся - Приказы Минздрава - Библиотека - Информационный портал для медицинских сестёр
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Информационный портал для медицинских сестёр

Суббота, 03.12.2016
Главная » Файлы » Приказы Минздрава

Медицинский осмотр и врачебное профессиональное консультирование учащихся
25.03.2012, 11:09
Большинство подростков при выборе профессионального образования не учитывают состояние своего здоровья и имеющиеся противопоказания, что влечет развитие новых и прогрессирование имеющихся заболеваний. Избежать неприятных последствий поможет проведение медицинской профессиональной ориентации и врачебное консультирование школьников.

И.К. Рапопорт,
д-р мед. наук, ведущий научный сотрудник НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ Научный центр здоровья детей РАМН, проф. кафедры гигиены детей и подростков Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова

В школьные годы происходит формирование профессиональной направленности человека. Выбор учебного заведения, рациональное трудоустройство – важные и сложные задачи, стоящие перед всеми учащимися 9-х и 11-х классов, особенно перед подростками, страдающими хроническими заболеваниями и выраженными функциональными расстройствами.

Вместе с тем многочисленные научные данные свидетельствуют о том, что школьники, как правило, не учитывают состояние своего здоровья при определении профессионального пути. Основные критерии, которыми они руководствуются – высокий заработок, мода на профессии, мнение друзей и, в меньшей степени, родителей, собственные способности и интерес к специальностям.

Помочь в правильном выборе специальности с учетом состояния здоровья, призвана медицинская профессиональная ориентация (далее – МПО).

Проведение МПО необходимо для защиты молодого организма с отклонениями в состоянии здоровья от действия производственно-профессиональных факторов, которые могут привести к прогрессированию функциональных нарушений и хронической патологии, длительной утрате трудоспособности, ранней инвалидизациии.

В России на протяжении многих лет складывалась неблагоприятная демографическая ситуация. Значительное снижение рождаемости привело к уменьшению численности трудоспособного населения, вследствие чего сохранение здоровья становится первоочередной, крайне важной социальной задачей профилактической медицины.

Актуальность МПО и врачебных профессиональных консультаций подростков и молодежи с отклонениями в состоянии здоровья связана:
с неблагоприятными тенденциями в состоянии здоровья детей, подростков и молодежи;
переходом государства к рыночной экономике с неизбежным возрастанием требований к интенсивности и качеству труда, а также к состоянию здоровья работающих;
негативным влиянием производственно-профессиональных факторов, в т. ч. новых малоизученных;
реформой общего и профессионального образования, обусловившей самостоятельное трудоустройство выпускников по завершении обучения;
частичными изменениями, внесенными в трудовое законодательство РФ, допускающими подростков к более раннему началу трудовой деятельности.

Исследования, проводимые сотрудниками Научноисследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков в течение почти 50 лет, свидетельствуют о сформировавшихся в последние десятилетия негативных тенденциях в состоянии здоровья подростков – основного трудового потенциала России.

Углубленное обследование школьников 14–17 лет показало, что доля абсолютно здоровых старшеклассников не превышает 1–2%, у 28–30% подростков наблюдаются функциональные расстройства, остальные 68–70% – страдают хроническими заболеваниями.

В последнее десятилетие резко увеличился удельный вес школьников с множественными и полисистемными заболеваниями, затрагивающими три и более системы организма, что привело к увеличению с 59 до 80% численности подростков, имеющих медицинские ограничения и противопоказания при выборе профессии.

Указанные ограничения обуславливаются производственными факторами, которые могут привести к прогрессированию уже имеющейся у подростка патологии. При каждом заболевании эти факторы и их сочетания могут быть различными. Они указываются врачом при проведении МПО.

Анализ данных углубленных медицинских осмотров учащихся профессиональных училищ выявил, что показатель заболеваемости превышает 3500 на 1000 обследованных, т. е. в среднем у каждого подростка можно диагностировать 3–4 болезни или функциональных нарушения. Установлено, что от 12,1 до 28,4% учащихся страдают хроническими заболеваниями и выраженными функциональными расстройствами, при которых избранные профессии им противопоказаны. Тем не менее, больные юноши и девушки продолжают обучение, что в будущем не позволит молодым рабочим полноценно трудиться и резко увеличивает риск прогрессирования их болезней, развития осложнений и производственного травматизма.

В связи с ухудшением состояния здоровья детей, подростков и учащейся молодежи необходимо усиление профилактической работы, в т. ч. целенаправленное проведение МПО и врачебного профессионального консультирования.

МПО предполагает ознакомление подростков, их родителей и педагогов с медицинскими проблемами выбора профессии в форме групповых лекций или бесед. Мероприятия проводятся с целью формирования у подростков осознанного, учитывающего состояние своего здоровья, выбора профессии. Эта работа должна систематически организовываться школьным врачом в каждом общеобразовательном учреждении для учащихся 7–11-х классов.

Индивидуальное врачебное профессиональное консультирование необходимо проводить по завершении профилактических осмотров школьников. На результатах осмотров основывается индивидуальное заключение школьного врача-педиатра или подросткового терапевта, а также врачей-специалистов о противопоказаниях и ограничениях для каждого подростка-школьника. Школьный врач должен проконсультировать учащихся трижды: в 10–12, 14–15 и в 16–17 лет.

Врачебная профессиональная консультация проводится в несколько этапов, на каждом из которых врач решает задачи в соответствии с возрастом подростка, уровнем его общеобразовательной подготовки и состоянием здоровья.

На раннем этапе индивидуального консультирования школьников 4–6-х классов (10–12 лет), врач в первую очередь должен дать совет родителям о дальнейшем профессиональном обучении и трудоустройстве детей с выраженными анатомическими дефектами, тяжелыми хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации или необратимыми расстройствами функций. Таких детей следует заранее сориентировать на реально доступные для них профессии и специальности.

Наиболее ответственные этапы врачебной профессиональной консультации – периоды окончательного формирования профессионального выбора. К ним относятся: завершение неполного общего среднего образования (14–15 лет – 9-й класс) и полного общего среднего образования (16–17 лет –10–11-й классы).

Квалифицированный совет врача должен предшествовать окончательному профессиональному выбору подростка. В противном случае у юношей и девушек, страдающих хроническими заболеваниями и значительными функциональными расстройствами, при необходимости изменения своего решения в связи с медицинскими ограничениями и противопоказаниями возникает психологическая травма. Врач должен указать подростку на те производственные факторы, которые ограничивают его выбор, т. к. могут привести к прогрессированию заболевания и ухудшению здоровья.

Содержание врачебной профессиональной консультации и рекомендации записываются в специальном разделе Медицинской карты ребенка (форма 026/у-2000) и доводятся до сведения каждого учащегося и его родителей.

Окончательное врачебное профессионально-консультативное заключение о возможности (по состоянию здоровья) получения подростком выбранного профессионального образования указывается в Медицинской справке (форма 086/у). При заполнении Медицинской справки врачам необходимо обращать внимание на то, в какое учебное заведение и на какое отделение или факультет собирается поступать абитуриент, т. к. определение пригодности к будущей профессии должно соответствовать реальному состоянию здоровья подростка. В тех случаях, когда абитуриент изменил выбор учебного заведения и собирается получать другую профессию или специальность, врач должен заново определить пригодность подростка и, соответственно, переоформить Медицинскую справку. Аналогичный подход должен соблюдаться при заполнении Медицинской справки для подростков, поступающих на работу.

Проведение врачебной профессиональной консультации в учреждениях профессионального образования целесообразно проводить на различных этапах обучения подростков. Врачу необходимо принимать во внимание, что в процессе получения образования состояние здоровья значительного количества студентов ухудшается в результате чрезмерной учебной нагрузки, а, следовательно, профессиональная направленность молодежи требует корректирования.

При проведении профессионального консультирования необходимо рекомендовать подростку оптимальную "узкую" специализацию, место прохождения производственной практики и последующей работы, а также указать условия труда, наиболее соответствующие его состоянию здоровья. При выявлении неблагоприятных тенденций в состоянии здоровья студента, целесообразно посоветовать перевод на другую специальность в данном или ином учебном заведении.

Для успешного проведения врачебного профессионального консультирования для врачей-педиатров и подростковых терапевтов разрабатываются специальные пособия, руководства и регламентирующие документы, проводятся занятия на циклах повышения квалификации.

Таким образом, систематическое проведение МПО и врачебного профессионального консультирования будет способствовать укреплению здоровья подростков, профилактике общей и профессиональной заболеваемости.

Медицинская профессиональная ориентация – система мер, направленных на помощь юношам и девушкам с отклонениями в состоянии здоровья в рациональном выборе профессии, формы обучения и места работы с учетом возможного неблагоприятного воздействия на здоровье производственных факторов.

Научные исследования позволили разработать положение о том, что в современных социально-экономических условиях в основе проведения врачебного профессионального консультирования должен быть системный подход, заключающийся:
в необходимости проведения профессионального консультирования не только на этапе выбора подростком профессии или специальности, но и в период получения профобразования, а также перед самостоятельным трудоустройством и на начальном этапе трудовой деятельности;
целесообразности многократного проведения врачебного профессионального консультирования подростков с поэтапным решением задач оптимального (в медицинском аспекте) подбора профессии или специальности, "узкой" специализации и рационального трудоустройства, а в случае ухудшения состояния здоровья, – переквалификации, изменения условий и характера труда;
строго индивидуализированном и дифференцированном подходе к вынесению врачом экспертных профессиональных заключений и рекомендаций.
Категория: Приказы Минздрава | Добавил: cmc24
Просмотров: 330 | Загрузок: 0