Контроль и оценка деятельности медицинских сестер лечебных отделений больницы на примере процедурной медсестры - Приказы Минздрава - Библиотека - Информационный портал для медицинских сестёр
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Информационный портал для медицинских сестёр

Суббота, 10.12.2016
Главная » Файлы » Приказы Минздрава

Контроль и оценка деятельности медицинских сестер лечебных отделений больницы на примере процедурной медсестры
13.06.2011, 15:54
| Журнал "Главная медицинская сестра"
Тема: Управление ЛПУ. Общие вопросы, Организация работы медицинских отделений и служб, Обеспечение качества медицинской помощи, Квалификация персонала
Источник: Главная медицинская сестра №4-2009
Автор: Е.Е. ТЮЛЬКИНА, д-р мед. наук, профессор, главный врач, Я.С. ГАБОЯН, зам. главного врача по работе с сестринским персоналом, Городская клиническая больница № 64 Департамента здравоохранения г. Москвы


Одной из приоритетных целей и задач современной реформы здравоохранения является улучшение качества медицинской помощи, оказываемой населению. На повышение качества должно быть направлено внедрение новых медицинских технологий и моделей организации медицинской помощи.

Большинство исследователей оценки качества медицинской помощи отождествляют понятия медицинской и врачебной помощи, а методики, разработанные и утвержденные в настоящее время, в основном, ориентируются только на оценку работы врача. Единой методики оценки качества работы среднего медицинского персонала в настоящее время не существует. В литературе, главным образом, представлены методики, разработанные и внедренные отдельными ЛПУ. При этом нет единого мнения, какой из трех общепринятых компонентов качества и как именно необходимо оценивать.

Проблемой является явно недостаточная теоретическая проработка оценки деятельности медицинских работников среднего звена. А это именно тот инструмент, который позволил бы руководителю и конкретному специалисту определить и оценить деятельность персонала, выявить потребности в обучении и профессиональном развитии, а также возможности повышения качества оказываемой помощи.

Результаты оценки качества деятельности можно использовать для развития системы материального стимулирования медицинских сестер. В.З. Кучеренко с соавт. отмечает, что в настоящее время у медицинского персонала отсутствует мотивация к повышению качества медицинской помощи. С целью повышения мотивации у медицинских работников необходим переход от повременной заработной платы на дифференцированную – в зависимости от качественных показателей.

Контроль – это такая характеристика управления, которая позволяет выявить проблемы и скорректировать соответственно деятельность организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис.

Чтобы быть эффективным, контроль должен соответствовать контролируемому виду деятельности. Он должен объективно измерять и оценивать то, что действительно важно. Неподходящий механизм контроля может, скорее, маскировать, а не собирать критически важную информацию.

В функцию контроля входят:
сбор, обработка, анализ информации и фактических результатов сестринской деятельности всех подразделений ЛПУ;
сравнение их с плановыми показателями и стандартами, выявление отклонений и анализ причин этих отклонений;
разработка мероприятий, необходимых для достижения намеченных целей.

Важной функцией контроля является разработка стандартной системы отчетности, проверка этой отчетности и ее анализ по результатам деятельности как ЛПУ в целом, так и каждого отдельного подразделения.

По мнению специалистов в области управления, процесс контроля деятельности тех или иных учреждений здравоохранения, их служб и отдельных работников в рамках программ обеспечения качества имеет несколько обязательных этапов.

Этап 1. Определение объема работы специалиста, занимающего определенную сестринскую должность. Чтобы определить объем деятельности медсестры, необходимо знать, что она должна делать на своем рабочем месте. Например, медицинская сестра-теоретик американка М. Фануф разделила сестринскую деятельность на 7 функций:
выполнение врачебных назначений;
наблюдение за состоянием пациента, симптомами, реакциями на вмешательство;
надзор за поведением пациента;
надзор за поведением лиц, участвующих в уходе за пациентом (кроме врачей);
применение сестринских вмешательств;
способствование выздоровлению пациента путем общения с ним (совет, обучение);
информирование других участников лечебно-диагностического процесса.

Этап 2. Определение наиболее важных аспектов деятельности проверяемого объекта, которые более всего влияют на результаты деятельности организации. Внимательно изучив деятельность, которую решено контролировать и оценивать, следует выделить направления, которые более других связаны с качеством медицинской помощи и влияют на ее результаты.

Этап 3. Определение измеряемых характеристик контролируемой деятельности, которые позволят провести ее оценку. После того, как выделены наиболее важные направления сестринской деятельности, которые необходимо подвергнуть контролю, следует выявить измеряемые характеристики (индикаторы, критерии), позволяющие оценить выбранные для контроля участки работы. Иными словами, на этом этапе должны оцениваться три подхода к обеспечению качества – структурный, процессуальный, результативный.

Этап 4. Выбор пороговых величин для оценки информации. Этот этап является одним из самых сложных в оценке качества, т.к. разработка порогов – дело профессионалов и требует специальных знаний. Для облегчения этого этапа возможно создание балльной системы оценки.

Этап 5. Сбор и систематизация информации о деятельности сестер.

Этап 6. Оценка информации и выводы. Оценивать информацию можно в том случае, если достигнуто количество наблюдений, которое позволит обеспечить достоверность выводов. Если информация по какому-то из критериев (индикаторов) постоянно указывает на отсутствие проблем, целесообразно подумать о снятии этого вопроса с контроля. Если в ходе контроля выявляется проблема, необходимо выяснить ее причину и разработать план действий по решению этой проблемы.

Этап 7. Документирование контроля. Данные о результатах контроля, выявленных проблемах, мерах по их разрешению необходимо тщательно документировать в отчетах. Соединение воедино всей информации о контроле из всех подразделений позволит составить общую картину о происходящем в ЛПУ, принять общеучрежденческие решения по улучшению деятельности сестринского персонала.

Сбор информации по каждому критерию (индикатору) может иметь свои особенности, поэтому для каждого критерия (индикатора) должны быть определены:
источник информации (первичная медицинская документация, журналы отделений, анкеты пациентов, прямые наблюдения);
метод сбора первичных данных (выборка из документов, сбор фактических данных путем опроса или наблюдения);
число наблюдений, которые обеспечат достоверность расчетов. Целесообразна разработка удобных таблиц, анкет и т. п., которые облегчили бы работу по сбору информации.

Залогом качества любой деятельности является четкая организация работы, которая предполагает внятное распределение функций и ответственности между исполнителями. Как правило, функции и ответственность каждого работника (группы работников) фиксируются в должностных инструкциях, поэтому, прежде чем оценивать качество работы медсестер, целесообразно проанализировать их должностные инструкции.

В таблице 1 представлен результат анализа должностных инструкций на примере процедурной медсестры.

Таблица 1

Деятельность процедурной медсестры
Направления деятельности
Виды деятельности

Выполнение врачебных назначений и оказание неотложной помощи
– Забор крови из вены для проведения лабораторных исследований.

– Выполнение парентерального (внутривенного, внутримышечного и подкожного) введения лекарственных средств.

– Своевременное оказание неотложной помощи

Обеспечение санитарно-эпидемиологического режима
– Соблюдение правил личной гигиены и формы одежды.

– Соблюдение мер предосторожности при работе с дезинфицирующими и моющими растворами.

– Поддержание должного санитарного состояния процедурного кабинета.

– Дезинфекция инструментария, использованных шприцев, капельных систем.

– Контроль за сроками стерильности инструментария и перевязочного материала, своевременная подготовка к стерилизации, их получение из ЦСО

Работа с медикаментами
– Учет, хранение и использование лекарственных средств.

– Контроль укомплектованности аптечек: аварийной и для оказания неотложной помощи

Работа с документацией
Ведение журналов:

– учета медикаментов, подлежащих предметно-количественному учету (спирт, шприцы, кровезаменители, сильнодействующие препараты, дорогостоящие препараты);

– учета мероприятий по соблюдению санитарно-эпидемического режима (журналы учета проведенных генеральных уборок, учета работы бактерицидной лампы);

– учета процедур (постановки капельниц, взятия крови, экстренной профилактики столбняка)



С целью выявления временны2х затрат медицинских сестер на выполнение конкретных трудовых операций был проведен хронометраж их деятельности в условиях работы структурных подразделений ГКБ № 64 (в соответствии с методическими подходами к проведению хронометража труда сестринского персонала, изложенными в письме Минздрава России от 02.12.2002 № 15-12/719 "Об исследовании затрат рабочего времени сестринского персонала” и Методических рекомендациях по изучению затрат рабочего времени сестринского персонала). Все затраты рабочего времени медицинского персонала можно разделить на две группы.

1. Затраты производственного времени, в том числе:
основная деятельность;
вспомогательная деятельность;
работа с документацией;
служебные разговоры;
хозяйственная деятельность;
другая деятельность.

2. Затраты на непроизводственную деятельность, в том числе:
личное необходимое время;
незагруженное время.

Исследования проводились под руководством заместителя главного врача по работе с сестринским персоналом с привлечением студентов ФВСО ММА им. И.М. Сеченова, проходивших управленческую и преддипломную практику на базе больницы.

Полученные результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Распределение рабочего времени процедурной медицинской сестры*
Направление деятельности
Количество времени, мин (%)

Выполнение врачебных назначений
325 (72)

Обеспечение санитарно-эпидемиологического режима
70 (16)

Работа с медикаментами
20 (4)

Работа с документами
35 (8)

Вспомогательная работа


Итого:
450 (100)



* Без учета личного необходимого времени.

С учетом результатов анкетирования руководителей, анализа должностных инструкций и проведенного фотохронометража были разработаны экспертные карты оценки деятельности медсестер. В таблице 3 приведена карта экспертной оценки процедурной медсестры.

Для оценки качества работы медсестер был также определен минимум безопасности, т. е. обозначены манипуляции, невыполнение которых может повлечь за собой ухудшение состояния больного, развитие осложнений, угрозу жизни пациента и будет свидетельствовать о неудовлетворительном качестве сестринской помощи (в таблице выделены жирным шрифтом). Если эксперт в одном из пунктов, относящихся к минимуму безопасности, выставляет 0 баллов, то деятельность медсестры автоматически оценивается как неудовлетворительная.

Предложен следующий алгоритм оценки: правильное выполнение вида деятельности – 2 балла, незначительные недостатки – 1 балл, неправильное выполнение или невыполнение – 0 баллов. Пункты, выделенные курсивом, обозначают раздел деятельности. Указано максимальное количество баллов за раздел.

Таблица 3

Экспертная карта оценки деятельности процедурной медсестры
Ф.И.О. медсестры________Отделение__________Дата_______

Наименование показателей качества
Баллы
Замечания

1
Квалификация специалиста
6


1.1
Зачет по основным разделам деятельности



1.2
Сертификат по специальности "Сестринское дело”



1.3
Квалификационная категория



2
Выполнение врачебных назначений
8


2.1
Своевременное выполнение врачебных назначений



2.2
Соблюдение технологии забора крови из вены на исследование



2.3
Соблюдение технологии выполнения:

– внутривенных инъекций;

– внутримышечных инъекций;

– подкожных инъекций;

– внутривенно капельных вливаний



2.4
Своевременное оказание неотложной помощи



3
Санитарно-эпидемиологический режим
10


3.1
Соблюдение правил личной гигиены и формы одежды



3.2
Соблюдение мер предосторожности при работе с дезинфицирующими и моющими растворами



3.3
Санитарное состояние процедурного кабинета



3.4
Соблюдение технологии дезинфекции инструментария



3.5
Контроль сроков стерильности инструментария, предметов ухода и перевязочного материала, своевременная подготовка к стерилизации и получение



4
Работа с медикаментами
6


4.1
Соблюдение правил учета, хранения и использования лекарственных средств



4.2
Своевременное выписывание и получение:

– инструментария;

– медикаментов;

– дезинфицирующих средств и антисептиков



4.3
Наличие укомплектованных аптечек:

– аварийной;

– для оказания неотложной помощи



5
Работа с документацией
2


5.1
Правильное заполнение журналов:

– учета мероприятий по соблюдению санитарно-эпидемического режима (генеральные уборки, учет работы бактерицидной лампы);

– учета процедур (капельницы, взятие крови, экстренная профилактика столбняка и др.)



6
Соблюдение правил этики и деонтологии
4


6.1
Общение с пациентами



6.2
Общение с коллегами



Итого баллов:


ПК




После проведения контроля подсчитывают сумму баллов и определяют показатель качества (ПК) по формуле:

ПК = (∑Пб : ∑Вб) x 100,

где ∑Пб – сумма баллов, выставленная при проведении контроля;

∑Вб – сумма высших баллов при качественном выполнении видов деятельности;

∑Вб для процедурной медсестры – 36 баллов.

На основании полученной информации выявляют специалистов, которые получили наименьшее количество баллов, а также виды деятельности с наименьшим количеством положительных оценок. Вместе с медицинскими сестрами определяют основные факторы снижения качества их работы. Четкое определение и разграничение факторов, влияющих на снижение уровня качества, способствует правильному выбору соответствующих мер коррекции.

Однако для объективной оценки деятельности медицинской сестры необходимо определять результаты ежедневного труда. В связи с этим целесообразно учитывать ошибки, допущенные медсестрой на протяжении всего рабочего времени (выявленные старшей медсестрой, заведующим отделением, врачом, главной медсестрой и др.), нарушения трудовой дисциплины и внутреннего распорядка, правила техники безопасности, а также жалобы пациентов в течение оцениваемого периода. Количество замечаний должно быть учтено при проведении интегральной оценки качества деятельности медсестры. Форма журнала учета замечаний медицинским сестрам отделения приведена в таблице 4.

Таблица 4

Журнал учета замечаний медицинским сестрам отделения
Месяц_____________год________
Ф.И.О. медсестры
Количество замечаний
Количество отработанных часов
Показатель ошибок








В конце каждого месяца определяют показатель допущенных ошибок по формуле:

ПО = Кз/Кч × 100,

где ПО – показатель допущенных ошибок,

Кз – количество замечаний;

Кч – количество отработанных часов.

Интегральный показатель качества деятельности медсестры (ИПК) определяется по формуле:

ИПК = ПК - ПО.

Итоговая оценка проводится в соответствии с градацией, предложенной в таблице 5.

Таблица 5

Критерии итоговой оценки деятельности процедурной медсестры
ИПК
Оценка

Более 90
Отлично

80–89
Хорошо

60–79
Удовлетворительно

Менее 60
Неудовлетворительно



Таким образом, разработанные карты и постоянный мониторинг деятельности медсестры позволят проводить интегральную оценку качества деятельности каждой медицинской сестры стационара, что может быть учтено при решении вопроса о материальном стимулировании сестринского персонала.
Категория: Приказы Минздрава | Добавил: cmc24
Просмотров: 1717 | Загрузок: 0