Инструкция по охране труда для персонала, работающего с ультрафиолетовыми бактерицидными облучателями открытого типа - Приказы Минздрава - Библиотека - Информационный портал для медицинских сестёр
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Информационный портал для медицинских сестёр

Суббота, 03.12.2016
Главная » Файлы » Приказы Минздрава

Инструкция по охране труда для персонала, работающего с ультрафиолетовыми бактерицидными облучателями открытого типа
12.06.2011, 18:59
| Журнал "Главная медицинская сестра"
Тема: Организация работы медицинских отделений и служб, Санэпидрежим и радиационная безопасность, Другие вопросы безопасности ЛПУ
Источник: Журнал "Главная медицинская сестра",№6-2009
Автор: Миронова А.Г.


Общие требования охраны труда

К эксплуатации ультрафиолетовых бактерицидных облучателей открытого типа (далее – облучатель) допускается персонал, изучивший паспорт и инструкцию по эксплуатации и прошедший инструктаж по охране труда в соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок.

Эксплуатация облучателя допускается в помещениях высотой не менее 3 м, оборудованных приточно-вытяжной вентиляцией, либо при наличии условий для интенсивного проветривания через оконные проемы, обеспечивающие однократный воздухообмен за время не более 15 мин.

Стены и потолок в помещениях, оборудованных облучателями открытого типа, должны быть выполнены из материалов, устойчивых к ультрафиолетовому излучению (далее – УФ-излучение).

Облучатели открытого типа предназначены для обеззараживания помещений только в отсутствие людей или при их кратковременном пребывании в помещении, должны иметь акт о вводе в эксплуатацию.

Облучатель должен включаться в розетку, имеющую заземленный контакт. При колебаниях напряжения сети выше или ниже 10% от номинального значения эксплуатация бактерицидного облучателя не допускается. Все работы по обслуживанию и ремонту должны производиться только после отключения прибора от питающей сети.

Очистка от пыли поверхности отражателя и колбы лампы, а также замена ламп должна осуществляться ежемесячно (при отключенном облучателе).

На персонал, работающий с облучателем, воздействуют следующие вредные и опасные производственные факторы: УФ-излучение; озон; пары ртути.

Персонал, выполняющий обеззараживание с помощью облучателя, должен быть обеспечен защищающими глаза и кожу от УФ-излучения: спецодеждой, лицевой маской, очками со светофильтрами, перчатками.

С целью исключения случайного облучения персонала УФ-излучением необходимо устанавливать в обеззараживаемом помещении устройство, блокирующее подачу питания прибора при открывании двери, либо подключать прибор к питающей сети через розетку-таймер (устройство, блокирующее подачу питания через фиксированное время после включения прибора).

Обеззараживаемые помещения УФ-облучения должны быть оснащены информационными табло или табличками с надписью "Не входить. Идет облучение ультрафиолетом”, расположенными вне помещения над входной дверью.

В бактерицидных лампах, которыми оснащен прибор, содержится ртуть, поэтому при установке или замене ламп требуется соблюдать осторожность и не допускать механических повреждений колбы.

Бактерицидные лампы с истекшим сроком службы или вышедшие из строя должны быть заменены новыми.

Использованные бактерицидные лампы должны храниться в отдельном помещении в закрытой герметичной таре и сдаваться на утилизацию ответственным лицом, назначенным приказом руководителя учреждения, по договору организации, имеющей лицензию на право осуществления деятельности по сбору и утилизации медицинских отходов класса "Г”.

В помещении, в котором эксплуатируется облучатель, должен вестись журнал регистрации и контроля с регистрацией проверок бактерицидной эффективности облучателя, концентрации озона и данными учета продолжительности работы бактерицидных ламп.

Персонал, осуществляющий обеззараживание с помощью облучателя, обязан выполнять правила внутреннего трудового распорядка.

Не следует приступать к работе при недомоганиях, болезни и травмах, о чем необходимо поставить в известность непосредственного руководителя.

О любых неисправностях прибора и любой ситуации, представляющей угрозу для окружающих, персонал обязан немедленно сообщить руководителю подразделения.

Ответственность за выполнение настоящей инструкции несет руководитель подразделения, в ведении которого находится помещение с установленным облучателем.

Требования охраны труда перед началом работы

Надеть спецодежду и проверить наличие средств индивидуальной защиты.
Проверить в журнале по записям контроля часов горения ламп выработку ресурса.
Увеличить при необходимости значение длительности облучения.
В случае истечения сроков эксплуатации следует произвести замену ламп. Убедиться в отсутствии людей, животных, живых растений в помещении, в котором необходимо провести УФ-обеззараживание.
Осмотреть розетку и штепсельную вилку прибора. При неисправностях и повреждениях розеток и штепсельных вилок не приступать к работе и вызвать обслуживающий электротехнический персонал.

Выбрать в зависимости от типа помещения уровень бактерицидной эффективности:
помещения категории I – операционные, предоперационные, родильные, помещения централизованных стерилизационных отделений, детские палаты роддомов, палаты для недоношенных и травмированных детей – 99,9%;
помещения категории II – перевязочные, комнаты стерилизации и пастеризации грудного молока, палаты и отделения для иммуноослабленных больных, палаты реанимационных отделений, бактериологические и вирусологические лаборатории, станции переливания крови, фармацевтические цеха – 99%;
помещения категории III – палаты, кабинеты и другие помещения медицинских учреждений, не относящиеся к категориям I и II, – 95%;
помещения категории IV – детские игровые комнаты, школьные классы, бытовые помещения промышленных и общественных зданий с большим скоплением людей при длительном пребывании – 90%;
помещения категории V – курительные комнаты, общественные туалеты, лестничные площадки – 85%.
Определить минимальную длительность работы облучателя для достижения бактерицидной эффективности как отношение объема воздуха в обеззараживаемом помещении к производительности облучателя.

Выбрать режим УФ-облучения:

длительность эффективного облучения воздуха в помещении во время непрерывной работы открытого облучателя, при которой достигается заданный уровень бактерицидной эффективности, в пределах 0,25–0,5 ч.
при использовании в повторно-кратковременном режиме на время облучения в пределах 0,25–0,5 ч люди должны покинуть помещение,при этом повторные сеансы облучения должны проводиться через каждые 2 ч в течение рабочего дня.

Выйти из помещения, закрыть за собой дверь и включить прибор.

Требования охраны труда во время работы

Во время проведения сеанса облучения над входом в помещение включить световое табло: "Не входить. Идет облучение ультрафиолетом” или вывесить табличку с надписью, предупреждающей о протекании процесса УФ-облучения в данном помещении.

Обеспечить отсутствие доступа в данное помещение во время работы облучателя персонала учреждения и пациентов.

Контролировать длительность облучения.

По истечении времени выключить облучатель. Не следует прикасаться к штырькам штепсельной вилки в течение 2–3 с после отключения прибора.

Требования охраны труда в аварийных ситуациях

В случае обнаружения характерного запаха озона необходимо:
немедленно отключить питание облучателя от сети; включить вентиляцию или открыть окно для тщательного проветривания до исчезновения запаха озона;
включить облучатели и через 1 ч непрерывной работы (при закрытых окнах и включенной вентиляции) провести замер концентрации озона или проконтролировать наличие запаха;
при превышении предельно допустимой концентрации или наличии стойкого запаха озона прекратить эксплуатацию облучателя и заменить лампы.
Вышедшие из строя лампы или стартеры необходимо заменить.
В случае механического повреждения колбы при установке или замене ламп обработать место утечки ртути 1% раствором марганцовокислого калия.

Требования охраны труда по окончании работы

Проветрить помещение или включить приточно-вытяжную вентиляцию.
Отметить в журнале регистрации и контроля работы облучателя время работы и изменение длительности облучения.
Обо всех замечаниях к работе облучателя, возникших во время проведения сеанса, доложить руководителю подразделения.
Провести санитарную обработку прибора 3% раствором перекиси водорода с 5% раствором моющего вещества.
Лампы протереть тампоном, смоченным 96% этиловым спиртом (тампон предварительно отжать).
Передвижной облучатель с открытыми лампами убрать на хранение в отдельное помещение и закрыть чехлом.
Категория: Приказы Минздрава | Добавил: cmc24
Просмотров: 941 | Загрузок: 1