Инновационный подход при повышении квалификации медицинских сестер в ЛПУ - Приказы Минздрава - Библиотека - Информационный портал для медицинских сестёр
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Информационный портал для медицинских сестёр

Пятница, 09.12.2016
Главная » Файлы » Приказы Минздрава

Инновационный подход при повышении квалификации медицинских сестер в ЛПУ
13.06.2011, 15:35
Журнал "Главная медицинская сестра"
Тема: Организация работы медицинских отделений и служб, Общие вопросы кадровой работы, Квалификация персонала
Источник: Журнал "Главная медицинская сестра", №7- 2009
Автор: Белогурова В. А.

Болонский процесс, в который включилось и российское образование, требует формирования компетенций. В государственных образовательных стандартах нового поколения компетенция трактуется как система знаний, умений, личностных качеств, практического опыта, определяющих готовность личности к успешной профессиональной деятельности в определенной области. Компетенции делят на общие и профессиональные (или специальные). Общие компетенции необходимы для успешной деятельности как в профессиональной, так и внепрофессиональной сферах (работа с литературой, проведение исследований, взаимодействие с людьми, здоровьесбережение). Профессиональные компетенции необходимы для реализации профессиональной деятельности.

За последние три десятилетия в медицинском образовании, в т. ч. среднем, много сделано для внедрения научно обоснованного опыта по совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Основное требование в компетентностном подходе заключается в том, что цели обучения должны быть выражены на языке деятельности, которую можно проверить. Это требование в профессиональном образовании было задано еще в конце 70-х годов прошлого века – тогда это называлось умением (обобщенным или менее обобщенным). Кто знаком с ориентировочной основой деятельности (ООД), тот помнит, что для ответа на вопрос "Что делать?” надо записать обобщенную деятельность (обобщенное умение), например: "собрать данные о пациенте”. Это и есть компетенция. Вопрос "Как делать?” подразумевает алгоритм действий или менее обобщенных умений (расспросить пациента, провести осмотр и др.). При ответе на вопрос "Чем воспользоваться?” следует перечислить основные знания, необходимые для формирования умений и компетенции в целом.

По новым требованиям для каждой компетенции необходимо перечислить умения и основные знания для формирования этих умений (табл. 1).

Профессиональные компетенции деятельности

Как видим, поменялась терминология, обобщенное умение стали называть компетенцией. Однако в компетентностном подходе есть и новое – то, чему в учебных заведениях практически не уделяется должного внимания.

Во-первых, профессиональные компетенции включают не только профессиональную деятельность, но и личностные компетенции специалиста, прежде всего качества личности. Для этого нужна система целей воспитания, включающая перечень профессиональных и гражданских качеств специалиста и требования к поведению, через которое эти качества формируются (табл. 2).

Личностные компетенции

Во-вторых, каждый специалист должен иметь и общие компетенции, т. е. быть подготовленным к самостоятельной работе с литературой, выступлению перед аудиторией, общению с людьми, ведению здорового образа жизни и пропаганде своего опыта и др.

Медицинские сестры, как и другие специалисты, обязаны систематически повышать свою квалификацию: периодически с отрывом от производства и постоянно у себя на рабочих местах. В связи с новыми требованиями времени вопросам формирования недостающих и совершенствованию имеющихся компетенций – как профессиональных, так и общих – необходимо уделить должное внимание. В цели обучения и воспитания необходимо включить соответствующие компетенции и подобрать средства для их формирования.

Приведенный перечень заданий и рекомендаций поможет организаторам занятий по повышению квалификации медицинских сестер в формировании общих компетенций.

1. Подготовить и провести практическое занятие по конкретной теме или проблеме с пациентами и их родственниками (например, "Питание при сахарном диабете”, "Уход за диабетической стопой”), студентами-практикантами, медицинскими сестрами (например, "Методика инъекционно- го введения лекарственных препаратов”). Методика подготовки и проведения занятий была опубликована ранее.

2. Подготовить и прочитать лекцию (провести беседу, сделать доклад) по конкретной теме или проблеме.

3. Подбирать оптимальные (лучшие из возможных) методы для воспитания пациентов, студентов-практикантов, медицинского персонала.

4. Формировать культуру общения с коллегами, студентами-практикантами, пациентами и их родственниками. Для этого следует руководствоваться не только принципами медицинского работника, но и принципами личности вообще, принципами профессионала, гражданина России, гражданина Земли.

5. Самостоятельно работать с информацией (учебной, научной, нормативной, справочной): выделять главное и второстепенное, проводить анализ и давать критическую оценку, превращать прочитанное в средства для решения задач и проблем, в оперативную форму, удобную для использования (в схемы, алгоритмы, таблицы, ООД и др.).

6. Учиться выступать перед аудиторией (подбирать правильный стиль одежды, способ общения; отбирать главное содержание, использовать краткий, но емкий стиль изложения; четко формулировать вопросы и давать аргументированные ответы на вопросы слушателей, вести дискуссию).

7. Заниматься дальнейшим самообучением и самовоспитанием: составлять план и программу самообучения, подбирать необходимую литературу; принимать активное участие в семинарах, конференциях; обмениваться опытом, помогать своим коллегам в составлении их персональных планов для самообучения и самовоспитания (дать образец своего плана и программы самообучения, если необходимо, оказать консультативную помощь).

8. Вести здоровый образ жизни и пропагандировать результаты своего опыта.

За рубежом во многих странах люди давно поняли, что быть здоровым выгодно. Их к этому приучили комплексом мер, системой продуманных мероприятий, которые дают положительный эффект и человеку и государству. Это и поощрительные выплаты тем, кто не болеет, и борьба с вредными привычками, и соответствующая пропаганда здорового образа жизни через средства массовой информации.

В последнее время руководители нашего государства все больше внимания уделяют социальной сфере: повышаются пенсии, выплаты отдельным категориям лиц, обеспечиваются льготными путевками пенсионеры и др.

Однако каждодневная забота о своем здоровье должна стать насущным приоритетом самого гражданина. Но, к сожалению, люди не привыкли нести ответственность за здоровье – как свое, так и своих близких. Велика сила привычек, в том числе вредных. Многие ошибочно полагают, что быть внимательным к своему здоровью, любить себя – это проявление эгоизма. При возникших заболеваниях они рассчитывают на помощь врачей, на быстрый эффект лекарственных препаратов.

Вредные привычки необходимо ломать. Для медицинских работников это посильная задача, но прежде им надо самим избавиться от этих привычек. Решить данную проблему поможет учебно-воспитательный процесс.

Необходимо менять учебные программы обучения и воспитания медицинских работников на всех этапах их подготовки. Не на словах, а на деле cледует задать медицине профилактическую направленность, на всех уровнях пропагандировать культ здоровья и радость творческого труда, радость здоровой жизни. С малых лет человеку надо внушать, что здоровье – самое дорогое, что у него есть. Необходима система мер, когда каждый ее компонент работает на решение общей задачи – оздоровление нации. В учебные программы независимо от специальности и уровня профессионального обучения необходимо ввести формирование такой общей компетенции, как готовность вести здоровый образ жизни. Для этого каждому обучаемому надо ознакомиться с литературой по здоровому образу жизни, проанализировать свои отклонения в здоровье, проконсультироваться с врачом и составить план оздоровительных мероприятий, например:

настроить себя только на позитивные мысли и действия; отказаться от вредных привычек;
правильно питаться (исключить вредную пищу, учитывать совместимость продуктов, приступать к еде только при явном чувстве голода, принимать жидкость за 30–40 мин до еды или через 2 ч после приема пищи);
ежедневно делать гимнастику продолжительностью не менее часа (для мышц, суставов, позвоночника, глаз);
принимать контрастный душ, ходить в баню, обливаться холодной водой.

Все эти мероприятия следует проводить, постоянно консультируясь с врачом, чтобы не нанести вреда своему здоровью. Отсюда следует, что медицинские работники не только должны быть готовы к таким консультацииям но и, что не менее важно, – являться наглядным примером здорового человека. Их слова, обращенные к пациентам, не должны расходиться с делом. Таким образом, миссия медицинского работника не только лечение больных, но в равной мере их оздоровление, профилактика возникновения патологий, пропаганда здорового образа жизни и личный пример.

Оздоровление души и тела возможно при наличии государственных мер, направленных на создание условий, при которых болеть невыгодно, а оздоравливать себя – доступно и интересно. Пенсионерам и малоимущим необходимо помочь, дать возможность на льготных условиях посещать баню, спортивные комплексы, может быть, специально для них созданные; вовлекать их в полноценную, активную, интересную жизнь. Кроме того, можно устраивать соревнования в достижении успехов и поощрять победителей, проводить конференции, обмениваться опытом с привлечением средств массовой информации.

В учебных программах медицинских учебных заведений необходимо сделать акцент на средства народной медицины, на использование в качестве лекарств продуктов питания, не умаляя при этом достоинство и необходимость применения фармакотерапии в конкретных случаях. Еще Гиппократ говорил: "Продукты питания должны быть лекарствами, а лекарства – продуктами питания”. В этих словах заложен глубокий смысл.

Следует научить людей позитивно мыслить, уметь общаться друг с другом без злобы, зависти, раздражения и агрессии. В связи с этим в учебные программы всех дисциплин медицинских учебных заведений необходимо внести еще одну общую компетенцию – готовность общаться с людьми в коллективах. На занятиях с медицинскими сестрами важно уделить внимание вопросам психологии общения. Старшим и главным медсестрам следует внимательно наблюдать за стилем общения обучающихся, сопоставлять реальные взаимоотношения с требованиями педагогической, медицинской этики, деонтологии и субординации, а при необходимости – оказывать воспитательное воздействие.

Категория: Приказы Минздрава | Добавил: cmc24
Просмотров: 795 | Загрузок: 2